В наше время люди часто критикуют чересчур роскошные свадьбы, на организацию которых молодые тратят крупные суммы денег, берут кредиты в банках под большие проценты
Но люди продолжают соревноваться в щедрости и пышности в организации семейных торжеств, потому что именно их уровень отражает социальный статус семьи. Давайте обратимся к истокам этого обряда.
Проведение казахских свадеб сопровождается большим количеством обрядов, которые дают напутствие о любви и мире будущей семье. Раньше стороне жениха и невесты тоже важно было не ударить лицом в глаз, но калым и подарки будущим родственникам выражались в обильном скоте, золоте и серебре. Золотые и серебряные украшения в качестве подарков сохранились и в наше время.
С утверждением Советской власти в казахских уездах стали упраздняться некоторые древние обычаи. Например, отменили выплату калыма. С вовлечением женщины в общественное производство, получением ею образования она перестала восприниматься как объект собственности, который можно «выкупить». Сакен Сейфуллин в романе «Тернистый путь» официально предоставлял женщинам документ, гарантирующий свободу от несправедливого брака. Компенсация за потерю женщины-работницы перестала быть целесообразной, так как для женщин расширилась сфера занятий, и у них появилось право выбора.
С усилением роли ислама в казахском обществе калым вытесняет махр. Махр отличается от калыма тем, что в первом случае выкуп уходит не в семью невесты, но остается у будущей жены, в качестве подарка, которым женщина может распоряжаться по своей воле.
Стали исчезать такие обычаи как бел құда – сговор до рождения детей или бесік құда – колыбельный сговор, по поводу которых сокрушались многие казахские акыны, поэты и писатели, когда их возлюбленные вынуждены были выходить замуж за нелюбимого человека по выбору их родителей.
Для того, чтобы гарантированно обеспечить себе брачный союз молодые люди похищали своих невест, иногда это делалось по договоренности с обеих сторон, с согласия невесты, но порой бедная жертва даже не подозревала, что готовится ее воровство. Если кража невесты состоялась, то калым мог не выплачиваться, но в любом случае сторона жениха должна была одарить подарками сторону невесты, как знак примирения – дарились отрезы материи и платки.
С обретением Казахстаном независимости стали уделять большое внимание возрождению старых традиций. Например, на свадьбы для гостей стали возводить юрты, где гости могли насладиться приятной прохладой, выпить кумыс и шубат.
Самыми распространенными казахскими свадебными обычаями считаются жар-жар, шашу, беташар, той бастар.
На свадьбу жениха Үйлену тойы жених и невеста входили на белой дорожке – ақжол, которая символизировала светлый путь. Белая дорожка часто встречается и в других обрядах, где важному начинанию нужно было дать хороший старт, пожелать доброго пути. Ақжолы сопровождался обрядом – шашу – бросанием монет и сладостей, которые собирали гости, особенно маленькие дети.
источник фото: veta.kz
З.А. Джандосова в своей работе «Отражение социальных перемен в свадебном ритуале казахов» приводит такой пример исполнения жар-жар, состоящий из двустиший, которые попеременно поют юноши и девушки.
Д: Мы выращены заботливыми руками, жар-жар.
Мы цветы, взращенные в саду, жар-жар.
Ю: Вы цветы, достигшие зрелости в счастливой семье, жар-жар.
Цветы, взращенные для жигитов, жар-жар.
Д: Ах, этот парень, такой-сякй, жар-жар,
Сорвал цветочек в нашем саду и унес его, жар-жар.
Ю: Маленький жеребенок завтра будет стригунком, жар-жар.
Еще один цветочек скоро выростет в вашем саду, жар-жар.
Д: Пусть и на вашу голову сядет птица счастья, жар-жар
Пусть и у нас будет такой пир, как сегодня, жар-жар.
Ю: Давайте же, друзья, споем песню, жар-жар.
Встретим наших молодоженов, жар-жар.
В этой песне исполнители встречают молодоженов, но обычно жар-жар поется на Қыз ұзату и наоборот он связан с проводами невесты, с переходом ее в новый дом.
После исполнения жар-жар обычно объявляют беташар.
Беташар – это обряд открывания лица невесты, которое было скрыто под покрывалом. Невесту с обеих сторон поддерживали две родственницы. Асаба представлял невесту, исполняя песню и играя на домбре. Затем он от имени невесты обращался к гостям с особым пожеланием, невеста кланялась названному гостю. После перечисления гостей исполнитель открывал лицо невесты. За этот обряд он получал щедрое вознаграждение.
По окончании свадьбы совершался тойбастар, когда гостям вручали памятные подарки. Вообще тойбастар дословно переводится как «начало праздника». Возможно, со временем этот обычай решили оставить под конец торжества, чтобы потом у гостей остались еще более яркие впечатления и воспоминания от свадьбы.