Имя Асылбека Сеитова имеет самое прямое отношение к Акмолинску. Он принимал участие в строительстве алашской ячейки в городе.
Место и роль семьи Сеитовых в истории национально-освободительного движения.
В истории казахского народа много примеров, когда целые семьи служили своему народу: к примеру, братья Коныратбаевы из Сырдарьинского края, Сатпаевы из Баянаула, Дулатовы из тургайского края и многие другие. Не являются исключением и братья Сеитовы. Они были известны своей образованностью и горячим желанием принести пользу своему народа. Три брата Сеитовых были членами партии «Алаш», что было очень большой редкостью для северных регионов. Два брата Сеитовых получили медицинское образование, один - экономическое: Мусылманбек был экономистом, младший из Сеитовых Муратбек снискал уважение в степи как искусный хирург, пользовавшийся заслуженным авторитетом среди своих современников. Он был арестован в городе Степняке в 1937 году и расстрелян за причастность к алашовскому движению. Сталинская система, использовав их в самые трудные годы строительства советской власти и мере усиления тоталитарного режима, сочли побыстрее избавиться от них.
Имя медика Асылбека Сеитова стоит особняком. Выпускник Томского университета. Его имя имеет самое прямое отношение к Астане (Акмолинску): в 1916 году Асылбек вместе с С. Сейфуллиным участвовал с сельскохозяйственной переписью Акмолинского уезда. Их работа в уезде совпала с началом мощного национально-освободительного движения. Он же принимал участие в строительстве алашской ячейки в городе.
Предки и родственники Асылбека Сеитова, годы учебы и становления.
Асылбек Жуманович Сеитов родился 22 января 1894 года в городе Омске в семье переводчика канцелярии генерал-губернатора Западной Сибири. Его предки были выходцами из Баянаульского края. Жуман был из обычной кочевой семьи баянаульских казахов, получивший неплохое по тем временам образование в Омском церковно-приходском училище, которую он закончил с отличием. За особые природные данные, даровитый юноша был рекомендован для продолжения учебы в Омскую школу переводчиков - толмачей. И благодаря блестящим способностям и редкому каллиграфическому почерку его принимают на работу в канцелярию Степного генерал-губернатора. Есть достоверные факты, что он был прекрасным наездником и на конных скачках, проводмых в Омске, занимал призовые места.
Сеитовы находились в близком родстве с именитыми семьями Шормановых, Валихановых и Айтпеновых. Мать Сеитовых - Кадиша приходилось родной сестрой Мукану Айтпенову, одного из основателей партии «Уш жуз» в городе Омске. Кадиша Сеитова (Айтпенова) после смерти своего мужа осталась вдовой в возрасте 26 лет с шестью детьми на руках: дочь Жамал, а также сыновья – Мусылманбек, Султанбек, Асылбек, Омарбек и Муратбек. В добрую память и в знак глубокого уважения к своему помощнику Степной Генерал-губернатор подарил вдове один из своих частных домов. Кадиша была очень образованной женщиной: в свое время закончила Оскую женскую гимназию. Эта мудрая женщина, движимая добрыми помыслами, по-своему совершила подвиг: этот дом она отдала под пансион для проживания учащейся казахской молодежи, прибывавших на учебу из разных уголков Казахстана. Сама же с детьми ютилась во флигеле – в небольшой пристройке к дому. На небольшое пособие вдовы она смогла выучить сыновей, дать им прекрасное образование.
Одним из самых одаренных и талантливых детей Сеитовых был Асылбек. По тем временам он получил редкое, в особенности для казахов, трехступенчатое образование: вначале, как и отец, он обучался в церковно-приходской школе, затем – в престижном учебном заведении западно-сибирского региона - Омской классической мужской гимназии. Благодаря своим незаурядным способностям в 1911 году ему удалось поступить в один из самых старейших вузов азиатской части России - медицинский факультет Томского университета. Известно, что данное учебное заведение, берущее начало в 1880 году, находилось под особым непосредственным патронажем правящей семьи Романовых. Асылбек прекрасно играл на домре, мандолине и казахской домбре. Разбирался в нотах, хорошо рисовал. Знал язык эсперанто. Был заядлым охотником: при обыске у него были изъяты: «охотничье ружье фирмы «Заур», малокалиберная винтовка с патронами».
Женитьба Асылбека Сеитова на Нафиге Шормановой.
В 1917 году Асылбек женился на красавице Нафиге, 1901 года рождения, которая приходилась единственной дочерью Садуакаса Шорманова, а также - внучкой Мусе Шорманову, полковнику царской армии. А родная сестра Мусы Шорманова Зейнеп приходилась матерью Шокана Уалиханова.
У Шорманова Садуакаса было три жены: первая жена Нурида вышла за Садуакаса, сбежав со своей свадьбы. Скончалась 31 марта 1894 года вскоре после смерти своего единственного сына. Вторая жена - Зейнеп Айтбакина, но от нее не было детей. Поэтому с ее согласия Садуакас женился на вдове по имени Бадгыл Жамал (или Сахип Жамал) с двумя детьми. От их совместного брака в 1901 году рождается единственная дочь – Нафига. Последняя закончила женскую гимназию в Омске. Садуакас Шорманов часто бывал в доме Сеитовых и ему приглянулся спокойный, уравновешанный и образованный Асылбек. Поэтому именно по инициативе Садуакаса Шорманова Нафига в возрасте 16 лет вышла замуж за Асылбека. Молодые с первой встречи полюбили друг друга. Асылбек в это время работал уездным врачем в Омске.
Идейные взгляды Асылбека и приход его в партию Алаш.
Идейные поиски Сеита привели его в партию «Алаш», где он был не обычным членом, а активным участником, а в решающий 1917 год – секретарем съезда.
Он прекрасно владел иностранными языками. Много печатался в газетах и журналах. Активно призывал соотечественников создавать фонды помощи нуждающимся учащимся и студентам. В 1916 году, как и целая группа грамотной казахской интеллигенции, был активным участником сельскохозяйственной переписи населения Степного края.
К 1917 году Акмолинск стал одним центром политической жизни Степного края. Сюда тянулась образованная часть казахской интеллигенции. К примеру, в августе состоялся уездный съезд казахов, куда Асылбек был избран делегатом. Представители национальной интеллигенции обсуждали вопрос, связанный с созданием национальной партии «Алаш». В декабре 1917 года А.Сеитов был делегатом Всекиргизского (всеказахского) съезда, который проходил в г. Оренбурге, где он был избран в секретариат. В 1918 году Асылбек и Мусылманбек были соруководителями омской молодежной организации «Бірлік».
Воспоминания современников об Асылбеке.
Конечно же жизнь такого неординарного и замечательного человека не могла пройти мимо его поколения. К примеру, подробно о нем пишет Сакен Сейфуллин в своем романе «Тернистый путь», где многие сведения о нем имеют чисто документальный характер. Известно, что они познакомились еще в 1916 году во время проведения сельскохозяйственной переписи населения Акмолинского уезда. Тогда территория уезда была разделена на две части и для лучшей организации этой работы были созданы две комиссии: южная и северная. Южную часть возглавил А. Сеитов, только, что окончивший Томский госуниверситет, а северную – С.Сейфуллин. Писатель пишет в уважительном тоне о Асылбеке Сеитове, несмотря на то, что они в первые годы противостояния советской власти и представителей алашского движения, практически были идейными противниками и политическими оппонентами. В своей книге писатель более 15 раз упоминает имя Асылбека Сеитова.
Известный математик Алимхан Ермеков тоже тепло отзывался о нем: «В студенческие годы я был довольно близок к Сеитову Асылбеку. Это был скромный человек, прямой, исключительно честный, большой труженик. Был в достаточной степени заражен идеей служения народу». Где бы он ни был, на какой бы работе он не находился, он всегда призывал казахскую молодежь к просвещению, к знаниям, ибо в этом видел чуть ли не единственный выход из колониального ярма царской администрации. К примеру, он сыграл решающую роль в профессиональном выборе К.И. Сатпаева. Шайбай Айманов, когда-то работавший под руководством А. Сеитова, писал в своих поздних воспоминаниях: «Собственно и Сатпаев Каныш, и Барлыбаев Хабиб по настойчивому совету Асылбека пошли продолжить образование». Он был близок к великому казахскому поэту М. Жумабаеву, А. Ермекову. Скажем больше: они были близкими друзьями. Несмотря на разницу в возрасте он был духовным братом А. Букейхану, А.Байтурсунулы, М.Дулатулы.
Годы работы в Баянауле и Семипалатинске.
После окончания вуза, немного поработав в Омске он был направлен в казачью станицу Баянаул Павлодарского уезда Семипалатинской области, где проработал до 1922 года. В советское время бывших алашординцев, не допускали к власти и к большим должностям. Но грамотных кадров не хватало. Поэтому советское правительство было вынуждено использовать знания «царских специалистов». А. Сеитов много и усердно работал на ниве народного здравоохранения. Был главным врачом в Баянауле, далее в течении 15 лет от занимал должность заведующего Семипалатинского губздрава (губернского отдела здравоохранения-авт.). Современники нередко видели его в местах эпидемий, спасающим тысячи и тысячи своих земляков от болезней. В годы гражданской войны, разрухи, голода и эпидемии он вместе со своим небольшим коллективом - военным фельдшером Бельдениновым, фельдшерами Габбасом и Шайбаем Аймановыми боролся с тифом, малярией, холерой, туберкулезом и другими инфекционными заболеваниями. Вот что писал о своем наставнике и трудных годах Шайбай Айманов: «Бельденинов, Размазнов, 4 медсестры умерли от тифа и ему (Асылбеку Сеитову) пришлось работать одному, неоткуда было требовать работников, так как и в Павлодаре, и в Акмолинске бушевала эпидемия, работников не хватало, сравнительно с Акмолинском, Павлодаром, смертность в нашей районе была гораздо ниже». Известно, что это стало возможно подвижничеству и профессиональному мастерству таких как Асылбек Сеитов. А вот как вспоминает об Асылбеке доцент КазНПУ им.Абая, историк Садуакас Бакшилов: «В 1929 году я находился в очень тяжелом состоянии от воспаления легких. Меня вылечил и поставил на ноги наш брат Асылбек Сеитов. Он был гуманным, добрым и открытым человеком».
По его инициативе и при непосредственном участии были созданы санатории «Аул» и «Березовка» для лечения больных туберкулезом. Как видный организатор здравоохранения республики был делегатом первого съезда врачей и первого съезда Советов в первой столице автономного Казахстана в г. Оренбурге. Наряду с практической деятельностью он не переставал заниматься общественно-политической деятельностью. Так, на страницах ежемесячного общественно-политического и литературно-краеведческого журнала «Таң» («Утро» - авт.) он выступал с злободневными статьями. Кстати, в этом же издании публиковались статьи С. Сейфуллина, М. Ауезова и других представителей творческой интеллигенции. В одном из номеров этого журнала за 1925 году, затрагивая проблему высокой детской смертности среди казахов? он с огорчением и с сожалением писал: «По данным переписи в Семипалатинской губернии из 100 новорожденных умирает 48, не достигнув и годового возраста, в то время как в Норвегии и Швеции -7, Англии-11, Франции-13, Германии-17».
В 1931-1933 годах он вместе с женой Нафигой спасли жизни сотен своих земляков, прибывавших в Семипалатинск из соседнего региона. Среди спасенных от голода был и выдающийся историк Ермухан Бекмаханов. Вот как вспоминает об этих тяжелых днях дочь алашского деятеля Роза Асылбековна: «Мне запомнились 1932-1933 голодные годы. Наш дом одолевали голодные земляки. Папа и мама старались их устроить, помочь чем – либо. Многие из них добирались до нас из далекого Баян-аула. Это были не родичи, а земляки. Чтобы не обременять отца расходами, мама сдавала свое фамильное серебро, золото в Торгсин, т.к. только там можно было достать ткани и обувь для этих людей… Среди них были Жантемировы, оба пенсионеры, до последнего времени работали в ЦК партии».
Перевод на работу в Алма-Ату.
В июне 1937 года он был приглашен в Казнаркомздрав (Казахский народный комиссариат здравоохранения-авт.) на должность заведующего отделом. Параллельно он не оставлял врачебную практику. В конце ноября 1937 года Наркомздравом Казахстана было поручено начальнику планового отдела наркомата А. Сеитову на базе амбулатории при табачной фабрике организовать поликлинику. Он досрочно выполнил задание своего ведомства: 25 ноября 1937 года поликлиника № 5 в городе Алма-Ате заработала и Асылбек общим решением собрания коллектива единогласно был избран ее первым главным врачом. Поликлиника обслуживала тогда жителей Ленинского (ныне Жетысуйского-авт.) района города Алма-Ата, которая была здесь единственным медицинским учреждением. Поликлиника была размещена в одноэтажном здании, примыкающем к табачной фабрике, имея всего 3-4 врача в своем штате, обеспечивала нужды почти 18 тысяч человек.
Арест и политические репрессии.
Но по воле злого рока он руководил поликлиникой всего лишь 5 дней: 1 декабря 1937 года Асылбек был арестован и осужден на 10 лет без права переписки, что по тем временам означала «расстрельную» статью. Мне удалось пролистать сфабрикованные материалы его уголовного дела: он не выдал ни одного алашского деятеля. На вопрос «Знаете ли вы того-то…?» он отвечал либо отрицательно, либо называл имена тех, кто уже был расстрелян. Этот факт сильно рассердил тогда следователя, сделавшего ему по этому поводу замечание. У следователя были вопросы про Алихана и других деятелей Алаша. Когда его спрашивали, знал ли он того или иного представителя интеллигенции, то он отвечал категорическим отказом, если его бывший однопартиец был жив. Но соглашался в знакомстве с теми, кто уже был расстрелян. Вскоре это заметил и сам следователь: «Почему вы «знакомы» только с теми, кто уже расстрелян?!». Это был ловкий прием Асылбека, чтобы отвести вину от родных братьев и соратников. Вот сухие строки из архивной копии Государственного архива Алматинской области от 22 октября 1996 года: «Сеитов осужден за то, что он с 1917 по 1921 года является крупным алаш-ординцем, с 1930 по 1933 годы, работая врачем среди окружавших его лиц, вел антисоветскую агитацию». Один из доносчиков из его близкого окружения А. в своем показании на своего товарища показал, что «Сеитов в разговоре с ним в 1933 году рассказал о целом ряде фактов бедственного положения части казахского населения и что это якобы является следствием политики Советской власти и спасением от этого положения может быть переход казахов в Китай». А в выписке из протокола заседания тройки НКВД Алма-Атинской области от 4 декабря 1937 года были подчеркнуто, что «участвовал на ряде к-р (контрреволюционных-авт.) сборищ, где разбирались дела захвата советского аппарата и удаления русских из Казахстана…поддерживал связь с врагом народа Букейхановым и др., с ним обсуждал вопросы систематического ведения контрреволюционной работы в Казахстане». Его супруга Нафига практически каждый день приходила в здания тюрьмы. Но уже 8 декабря этого же года ее муж был расстрелян как «враг народа».
Участь братьев Асылбека Сеитова.
Вскоре были расстреляны и два его брата – Мусылманбек и Муратбек. Жена Муратбека Рауза Садвокасовна была узницей Карлага и Алжира. А Султанбек чудом избежал репрессии, прожив до преклонного возраста в кругу своей семьи, работая лесничим в Семипалатинске. Он, боясь новой волны репрессии, не общался с детьми репрессированных братьев. Один из его сыновей Сеитов Назымбек Султанович работал в Семипалатинском мединституте. Отношения между детьми родных братьев не поддерживались. Муратбек до ареста работал хирургом в городе Степняк Кокчетавской области. Дети были сданы в детский дом, а жена этапирована в лагеря. Дети Мусульманбека (старшего звали Динше-авт.) тоже не состоялись как люди как «дети врагов народа».
Судьба жены и дочерей.
Над семьей нависла серьезная угроза. Старшей дочери А. Сеитова Розе (Рауза) было в день ареста отца всего лишь 14 лет. Младшая дочь Клара вот-вот должная была родиться. Это радостное событие так ждал Асылбек Сеитов. Убитая горем супруга репрессированного Сеитова (Шорманова) Нафига Садуакасовна, спасая свою семью, январской ночью 1938 года сбежала с дочерью в Омск, на родину отца. В то тревожное время практиковался оригинальный способ защиты от жернов массовых репрессий: с Казахстана сбегали в Россию, а из России в Казахстан. Но слух об аресте Асылбека Сеитова несколько опередил беглецов. И омские родственники -Айтпеновы и Шормановы, боясь контакта с семьей «врага народа», практически осталась безучастной к судьбе этой семьи. Помогли чужие люди: их приютила русская семья, сама жившая в полуподвальном доме в г.Омске, при этом не беря ни копейки за постой. Вскоре родилась и вторая дочь Асылбека – Клара. Но глубокая психологическая травма, полученная от расстрела мужа, переживания о любимом муже, плохие бытовые условия, прогрессирующая болезнь привели к тому, что 9 апреля 1939 года Нафия скончалась. Ее дочь - подросток и грудной ребенок остались без крова, без самых близких людей, без материальной и моральной поддержки. Как вспоминает Клара Асылбековна: «Не знаю, как я выжила, ведь много лет подряд после рождения первого ребенка мама не могла иметь детей: все попытки заканчивались неудачей: дети не выживали. А я выношенная в такое трагическое для мамы время, выжила! Иногда думаю, что это Всевышний сохранил мне жизнь для того, чтобы имя моего отца и светлую память о нем донесла до людей!». В 1941 году их оборванных, голодных застала вторая жена их дедушки по матери Зейнеп. Она же настояла, чтобы по окончании школы в том же году Роза срочно уехала в Казахстан на учебу. Но неожиданно от обострения ревматизма умерла и недавно приехавшая бабушка. Долгое время Рауза не знала об этом обстоятельстве. Вскоре Клару, бродящую по улицам города, забирает Шорманов Нурмухамед, который тогда женился на русской женщине Полине Ивановне. И именно по ее настоянию Клара оказалась в новой семье, которая сама испытывала материальные трудности.
Возвращение Клары Сеитовой в Казахстан.
Клара до 1947 года находилась в Омске. В 1945 году Рауза выходит в замуж за бывшего фронтовика, а тогда уже следователя по особым делам Желдыбая Шуленбаева. И в 1947 году Рауза обмолвилась, что хочет найти и вернуть свою сестренку из Омска. Реакция бывшего фронтовика была мгновенной: он сразу же выехал в Омске нашел обессилевшую Клару, которой предстояла ампутация ноги из-за обострения гангрены. Он быстро доставил ее на санитарной авиации в Павлодар и передал местным хирургам, которым строго-настрого запретил ампутировать ногу под угрозу лишения партийного билета. Для ее лечения нашли новое лекарство, которое было предложено фронтовиком: когда-то в ходе тяжелого ранения на войне это лекарство спасло его от пулевого ранения в легкие. Как и другие родственники «врагов народа» им пришлось пройти через многочисленные тернии, испытания. Но в одном они были верны: обе получив высшее образование и пронесли светлую память о своем отце. Перед своей кончиной Нафига Сеитова завещала дочери Раузе найти следы отца.
Возвращение имени отца.
В 1993 года дочерям представилась возможность ознакомиться с уголовным делом отца. Старшая дочь Асылбека узнала имена доносчиков на отца, но после паралича она умерла. С доносчиками они близко общались в Алматы и никак не подозревали, что именно они сдали их отца сотрудникам НКВД.
Сегодня в Алматы живет сын Раузы Мурат и сестра Клара, хранящие доброе имя Сеитовых. Большую поисковую работу ведет младшая дочь Асылбека – Клара. Практически почти 60 лет имя выдающегося деятеля казахского народа было вычеркнуто из истории, хотя он и был реабилитирован, как и основная масса незаконно репрессированных в 1956 году с банальной юридической формулировкой «за отсутствием состава преступления». Как вспоминает младшая дочь А. Сеитова Клара Асылбековна, ныне проживающая в городе Алматы «одиссея жизни детей врагов народа мало кого интересует, мы были изгоями в родном Отечестве. Однако никто не мог вытравить из нашей жизни память о любимом отце, давшем нам жизнь». Любовь и уважение к отцу они пронесли через всю свою жизнь. Носила его фамилию с гордостью, стараясь ничем не запятнать его светлое и доброе имя. 31 мая 1997 года в день памяти репрессированных на здании Алматинской поликлиники № 5, основателем которого был А.Сеитов, в память о нем, была торжественно установлена мемориальная доска. Одна из улиц Семипалатинска и Алматы названа его именем. Издана книга об Асылбеке Сеитове.
З.Е. КАБУЛЬДИНОВ,
д.и.н., профессор