Еркеш Нурпеисов является одним из ценнейших кадров Института истории государства. Несмотря на возраст, он активен, полон сил, участвует во всех научных мероприятиях.
О достижениях Института истории государства, его высоком теоретическом потенциале, который поддерживается высококвалифицированным кадровым составом рассказал порталу NDH кандидат юридических наук, доцент Еркеш НУРПЕИСОВ.
Созданный 10 лет назад по инициативе Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева Институт истории государства был нацелен на изучение истории становления и развития государства периода независимого Казахстана. Исследование судьбоносных событий по «горячим следам», пока они не искажены в общественном сознании или же не переданы забвению, было одной из основных задач деятельности Института. При этом освещение истории возрожденного независимого государства предстояло произвести с учетом воздействия на него общественно-политических, социально-экономических, духовно-культурных и международных факторов и обратного их влияния на формирующиеся современные институты государства. Такая специфическая организация научной деятельности предотвратило дублирование других исследовательских структур исторического профиля (академические институты, факультеты университетов), неизбежное при совпадении предмета их научных разработок. В результате, исследования ученых института выделяются тем, что факты не только современной, но и отдаленной истории Казахстана, рассматриваются в них в той мере, в какой это необходимо для более полной теоретической интерпретации современных процессов государственного строительства.
Эта линия проходит «красной нитью» через все проведенные институтом исследования, монографии и научные статьи, опубликованные за последние 10 лет. В этих публикациях, насчитывающих 70 книг, свыше 500 научных и научно-популярных статей, представлены исторические сведения, созвучные с современным состоянием и перспективами развития независимого Казахстана.
Благодаря этому становится возможным с исторических позиции понять верность выбранного им политического, экономического и духовного курсов развития и оценить их достижения просчеты.
Поэтому с удовлетворением следует признать, что труды Института имеют не только несомненную теоретическую, но и особо важную практическую ценность в условиях транзитного общества. Это суждение достаточно убедительно подтверждают результаты научных разработок, проведенных по проблемам эволюции государственной власти со времен ханства, автономии «Алаш» и до президентской республики; трансформации планово-распределительной экономики в рыночную; этнодемографического развития Казахстана; модернизации общественного сознания казахстанцев; персоналий выдающихся политических деятелей, оставивших глубокий след в истории государственного и общественного развития Казахстана; истории международных связей страны.
Благодаря этим исследованиям стала возможной активная деятельность сотрудников Института по разъяснению и пропаганде президентских инициатив по модернизации общественного, в том числе исторического, сознания; достижению общественного согласия и казахстанской идентичности; реализации идеи «Мәңгілік Ел» и пяти социальных инициатив Президента РК.
Достижения Института, его высокий теоретический потенциал, поддерживаемый высококвалифицированным кадровым составом, позволяет ему ставить перед собой достижимые амбициозные цели.
Например, в связи с тем, что в 2021 году страна будет праздновать 30-летний юбилей провозглашения государственной независимости, Институт в ознаменование этой даты мог бы заблаговременно запланировать подготовку и публикацию обобщающего комплексного издания в 5 томах по истории Казахстана. Каждый из томов мог бы быть посвящен истории отдельной сферы общественной жизни, ощущающей решающее воздействие государства и в обратном порядке детерминирующей процессы трансформации государственной власти.
В порядке рекомендации можно предложить следующую тематику этих томов:
1. История развития постсоветского государства и права;
2. Трансформация экономики от советской к рыночной;
3. Партийный плюрализм и гражданское общество;
4. Межэтническая консультация и динамика демографических процессов;
5. Духовная жизнь и модернизация общественного сознания.
Тема каждого тома могла бы раскрываться с позиции полномочий, руководящей и регулятивной деятельности системы государственных органов, на вершине которой находится Президент.