Как «теплело» в «хрущевскую оттепель»
18.08.2018 1218

Архивом Президента РК организовано широкое использование и публикация документов Национального архивного фонда. Особое внимание уделено популяризации и вводу в научный оборот документов, ранее не доступных широкому кругу исследователей. Среди этого круга документов, хранящихся в фондах Архива – документы ЦК Компартии Казахстана. Режим повышенной секретности к содержанию части этих документов определил то, что для исследователей они не были доступны долгое время. В 2006–2008 гг., в результате работы Межведомственной комиссии по рассекречиванию, был снят гриф секретности с 40 тыс. дел за период 1937–1991 гг. В частности, это материалы из так называемых «особых папок». Термин появился в 1920-1930 гг. Гриф «особая папка» обозначал место хранения документа: не там, где все, а в другой, «особой папке». В Архиве Президента РК отложился документальный пласт «особых папок» за 1937-1991 гг. Эти документы освещают политику и экономику, общество и культуру советской эпохи. Наиболее интересные, с точки зрения истории Казахстана в ХХ веке, представлены в рубрике «Особые папки».

В этот раз представлены материалы Комиссии Президиума Верховного Совета СССР по Управлению исправительно-трудовыми лагерями в Казахстане (об обоснованности осуждения лиц, отбывающих наказания за различные преступления) за 1956 год. Это период, известный как «хрущевская оттепель».

В Секретной записке в ЦК Коммунистической Партии Казахстана товарищу Яковлеву И.Д., товарищу Журину Н.И. Председатель Комиссии Президиума Верховного Совета ССР по рассмотрению дел на лиц, отбывающих наказание за политические, должностные и хозяйственные преступления тов. Сапаргалиев сообщает о работе комиссии в Алма-Атинской детской трудовой колонии №1 МВД Казахской ССР с 4 мая по 16 мая 1956 г. Комиссией было рассмотрено дел на 281 чел. осужденных. Из них освобождено со снятием судимости 185 человек, в том числе на поруки родителям или родственникам 67 чел., под поручительство 8 человек, ввиду нецелесообразности дальнейшего содержания в заключении 109 человек, за необоснованностью приговора 1 человек. Снижена мера наказания 28 чел. Не найдено оснований для пересмотра дел на 68 чел. Контингент взрослых осужденных, находящихся в г. Алма-Ате и Алма-Атинской области, будет рассмотрен позднее. 17 мая Комиссия выезжает в южную группу областей Казахской ССР – Джамбулскую, Южно-Казахстанскую и Кзыл-Ординскую, а потом в Актюбинскую, Гурьевскую и Западно-Казахстанскую.

31 мая 1956 года информация о ходе работы Комиссии Президиума Верховного Совета СССР по Карагандинскому Исправительно-Трудовому лагерю была представлена секретарю ЦК КП Казахстана товарищу Яковлеву И.Д.

Комиссия Президиума Верховного Совета СССР по рассмотрению дел заключенных в Карагандинском Исправительно-Трудовом лагере с 16 апреля 1956 года по 25 мая 1956 года рассмотрела дела заключенных в Спасском отделении лагеря, в котором содержались преимущественно престарелые заключенные и инвалиды. В Спасском отделении Комиссия рассмотрела 1297 дел, в результате чего было освобождено из заключения 701 человек, в том числе под поручительство родственников 46 человек, сокращен срок наказания 280 человекам, затребовано судебно-следственных дел на 106 заключенных и оставлено без последствия – 210 дел. 36 дел на заключенных остались нерассмотренными, так как личные дела некоторых отсутствовали в лагере, а также подлежали повторному рассмотрению 106 дел после получения запрошенных судебно-следственных материалов. Рассмотренные дела заключенных в большинстве своем относились к преступлениям, совершенным в 1941-1945 гг. как пособничество и сотрудничество с немецкими оккупантами в период Великой Отечественной войны, пособничество и принадлежность к украинским, литовским, эстонским и другим националистическим организациям, а также за преступления, предусмотренные ст. 58-10 УК РСФСР – за антисоветские разговоры, клевету на советскую деятельность и т.д. Из общего количества освобожденных Комиссией из заключения – 40 человек были освобождены за необоснованностью их осуждения, 29 человек были освобождены по Указу Президиума Верховного Совета СССР от 17 сентября 1955 года, 18 человек были освобождены в связи с несоразмерно большим сроком наказания. Большинство же освобождено из заключения в связи с тем, что дальнейшее содержание их под стражей не вызывается необходимостью.

Многие заключенные в своих объяснениях указывали на недозволенные методы ведения и отрицали данные ими ранее показания. Это относилось в основном к осужденным Особым Совещанием, где обвинения строились на признаниях самих подсудимых без объективных доказательств.

В документе приведены несколько примеров из рассмотренных Комиссией дел. Так, например, гражданин Товстик Т.А., 1896 года рождения, украинец, уроженец Одесской области, был осужден 20/VIII – 1944 года Военным Трибуналом войск МГБ Одесской области по ст. 54-I «а» УК УССР к 20 годам каторжных работ. Суд признал его виновным в том, что, проживая на территории временно оккупированной немецкими войсками, в с. Вербово, работал секретарем сельуправы и занимался предательской деятельностью, в частности им, вместе со старостой сельуправы, был составлен список на 15 человек советского актива, часть которых полиция подвергла допросам и арестам. Кроме того, Товстик совместно с подсудимым Мельничуком избил гр-на Шинкорук и Самбай. Будучи вызван Комиссией для беседы, Товстик предъявил заверенные сельсоветом письма от граждан Шинкорук и Самбая, в которых они указывали, что Товстик их не избивал и что протокол с показаниями об избиении их вынудил подписать следователь Ильин. Комиссия, рассмотрев дело Товстик, признала осуждение его необоснованным.

Семенов Е.Н., 1896 года рождения, русский, бывший член ВКП/б/, с высшим образованием, до ареста работал заместителем ректора Комвуза в городе Ленинграде. В 1937 году был исключен из партии за связь с троцкистом – ректором Ленинградского комвуза, а в 1938 году был осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по ст.ст. 17-58-8 и 58-II УК РСФСР к 10 годам ИТЛ с поражением в правах на 5 лет, за участие в антисоветской троцкистско-террористической организации. Определением Военной Коллегии Верховного Суда СССР от 17/XII-1955 года, приговор Военной коллегии Верховного суда СССР от 18/V-1938 года отменен и дело было прекращено за отсутствием в действиях Семенова состава преступления. Находясь в заключении, Семенов был дважды судим Военным трибуналом войск НКВД при дальстрое по ст. 58-10 ч II УК РСФСР оба раза к 10 годам ИТЛ, за антисоветскую агитацию среди заключенных. Комиссия, рассмотрев дело Семенова признала и последующие осуждения его также необоснованными и из заключения освободила.

Дрож А.М., 1905 года рождения, рабочий – шофер, был осужден 18/IX-1952 года Военным трибуналом Туркестанского Военного округа к расстрелу, за высказывание террористических намерений в отношении одного из руководителей партии и Советского правительства и антисоветскую агитацию. Высшая мера наказания была ему заменена Президиумом Верховного Совета СССР 25 годами ИТЛ. Комиссия, рассмотрев судебно-следственное дело и проведя дважды беседу с осужденным Дрож, пришла к заключению, что он был осужден необоснованно и освободила его из заключения.

Стасив Ю.В., 1914 года рождения, украинец, осужден 16/УП-1949 года Военным трибуналом войск МВД в г. Станиславе к 10 годам ИТЛ за связь с оуновцами и передачу им в 1944 году 10 кг зерна и 5 штук яиц. Стасив в 1944 году был признан в Советскую армию и участвовал в Великой Отечественной войне. Комиссия, рассмотрев его дело, установила, что передача оуновцам зерна и яиц была им произведена под угрозой, поэтому он был освобожден, как необоснованно осужденный.

Костик В.Г., 1910 года рождения, уроженец Станиславской области, украинец, крестьянин, был осужден в 1941 году Особым Совещанием к 8 годам лишения свободы. После отбытия наказания, находясь в ссылке в Карагандинской области, был вновь осужден в 1952 году по ст. 58-10 к 10 годам лишения свободы, за антисоветскую агитацию. Комиссия не нашла в действиях Костик Г.В., состава преступления и признала его осуждение необоснованным. Понич Василй Ильич, 1918 года рождения, уроженец села Зелинив, Черниговской области, украинец из крестьян, арестован 26/ XII-1947 года, осужден 29/У-1948. Особым Совещанием при МГБ СССР по ст. 54-1«а», 54-II и 19-206-17 «а» УК СССР к 25 годам заключения в ИТЛ, за участие в контрреволюционной банде украинских националистов и умышленное уклонение от выполнения взятых на себя специальных обязательств.

Чухрай Н.К., 1898 года рождения, уроженец села Черняхово Киевской области, украинец. В 1920-1921 гг. служил в Красной армии. В период немецкой оккупации работал управляющим общинного хозяйства. Осужден Военным Трибуналом Киевского гарнизона 15 марта 1945 года по ст. 54-1 «а» УК УССР, с санкцией ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 19 апреля 1943 года к 15 годам каторжных работ. В приговоре Военного Трибунала установлены преступные действия Перехрест, судимого вместе с Чухрай, а в отношении последнего в приговоре отсутствовали какие-либо факты преступных действий, однако Трибунал Квалифицировал Чухрай активным пособником оккупантов и приговорил его к 15 годам каторжных работ. Не находя в приговоре в отношении Чухрая преступных действий, Комиссия признала осуждение его необоснованным и из заключения освободила.

С 25 мая 1956 года Комиссия приступила к рассмотрению дел по другим отделениям лагеря переехав для работы в село Долинское. За 25-31 мая 1956 года было рассмотрено 445 дел, в результате чего освобождено из заключения 356 человек, сокращен срок наказания 51 человеку, запрошено судебно-следственных дел на 10 заключенных и оставлено без последствий 28 дел. Всего же Комиссией с 16 апреля по I июня 1956 года было рассмотрено 1742 дела, освобождено 1057 человек, сокращен срок 331 человеку, запрошено судебно-следственных дел - 116 и оставлено без последствий 238 дел.