Абулхаир родился в 1413 году и был свидетелем гражданских войн в улусе Джучи
Его отец умер, когда Абулхаир еще был ребенком. Его дядя Хызыр, был недолгое время ханом, а до этого он был одним из полководцев, кто воевал с Едыге в Хорезме. После кончины отца и дяди, Абулхаир стал жить при своем дальнем родственнике Джумадуке. Джумадук в свое время неоднократно ездил с дипломатическими поручениями от Барак-хана к Улугбеку. И в одной из такой поездок, когда отношения Улугбека и Барака очень сильно испортились, Улугбек предложил Джумадуку стать ханом в противовес Бараку. При этом, как отмечали восточные летописцы, Джумадук был провозглашен ханом «при живом отце». Джумадук был провозглашен ханом, но создание такого буферного ханства между Улугбеком и Барак-ханом не помогло Улугбеку, противостоять вторжению Барак-хана. После войн Улугбека и Барак-хана Джумадук не вел никаких военных действий против других ханов
Через некоторое время Барак был убит детьми Едыге, которые возвели на престол Кучук Мухаммеда. Спустя несколько месяцев после гибели Барака дети Едыге перессорились, и Гази убил своего старшего брата. Через еще несколько месяцев группа заговорщиков убила Гази и бежала к хану Джумадуку, надеясь на получение каких-либо привилегий от Джумадука, за уничтожение беклярибека потенциального врага Джумадука. Большая часть этих заговорщиков была из племен буркут (ветвь сальджиутов) и мангыт. Джумадук, не заинтересованный в конфронтации с Кучук Мухаммедом, не принял заговорщиков. Данные заговорщики, увидев прохладное к ним отношение, начали вести новые интриги и консолидировать вокруг себя всех недовольных правлением Джумадука. Джумадук, узнав об этом, повел свое войско против заговорщиков. В этой армии ее левым крылом управлял шестнадцатилетний Абулхаир. В той битве погиб как сам Джумадук, так и его полководец, управлявший правым крылом в битве. Абулхаир попал в плен одному мангыту и был отпущен им на свободу после битвы. С этого времени у Абулхаира начался недолгий период казачества, когда он скитался по степи в поисках лучшей доли. Зиму 1429-30 годов Абулхаир провел в гостях у Алаша-бахадура. Ранее уже выдвигались версии, что данный Алаша был предком казахского рода Алаша и происходил из рода Алшин.
В это время в Сибири воевали между собой две военно-политических группировки: во главе первой был наследственный владелец Сибирской области Махмуд-ходжа-хан. В то время как его соперниками были рода Кунграт (Конырат), Сальджиут (и ее ветвь буркут, откуда происходили Тайбугиды) и Тумены (из этого рода происходили Башкирские и Казахские Табыны). По всей видимости, эти рода в целях легитимизации своих притязаний поддержали претензии Абулхаира на ханский престол, сразу же после восшествия на престол (в 1430 году) Абулхаир совершил поход на Туру (столица Сибирского юрта), где заручился поддержкой буркутов (сальджиутов) и кунгратов. После этого Абулхаир пошел походом на Махмуд-ходжа-хана, и на берегах реки Тобол войско Абулхаира разбило войско Махмуд-ходжи-хана. Сам Махмуд-ходжа-хан был убит, как и его сын. Жену Махмуд-ходжа-хана Абулхаир взял себе в жены.
В 1430 году Кучук-Мухаммед совершил набег на Хорезм. В 1435-36 годах Абулхаир также вторгся в Хорезм. Шахрух (отец Улугбека и правитель Тимуридского государства) в следующем году решил найти компромисс с Абулхаир-ханом и формально его назначил владельцем Хорезма, хотя фактически Хорезм и так был в руках Абулхаир-хана. Это действие и признание власти Абулхаир-хана над Хорезмом привело к тому, что сам Абулхаир-хан больше не совершал набеги на владения Тимуридов при правлении Шахруха, единственные кто мог их совершать, это «некоторые из войска, сделавшиеся казаками», которые жили отдельно и не подчинялись никому из ханов. Такой набег «казаками» был совершен в 1440-41 годах на Мазандеран.
Сила власти хана в кочевом обществе зиждилась на общественной поддержке. Если войско хана было довольно военной добычей и получаемыми привилегиями, то оно очень сильно поддерживало хана. Поэтому Абулхаир-хан делал все, чтобы заслужить поддержку войска. Как вспоминал сын Абулхаир-хана: Мой отец после покорения Хорезма приказал открыть казну, которую прежние правители собрали с таким трудом и заботами, и отдал распоряжение двум эмирам, из числа великих, чтобы они сели у двери казнохранилища, а все командиры, люди из свиты хана и прочие солдаты по двое входили бы в казнохранилище, брали бы там то количество, которое они без труда могли бы взять, и выходили обратно.
Во время нахождения войска Абулхаир-хана в Хорезме, началась эпидемия чумы, что вкупе с невыносимой жарой привело к тому, что почти все военачальники начали просить Абулхаир-хана увести войска в степи Дешти-Кипчака. Абулхаир-хан вынужден был вывести войска из Хорезма. Но при этом отношения с Тимуридами у Абулхаир-хана сложились хорошие. Дочь Абулхаир-хана была выдана замуж за Улугбека.
После смерти Шахруха Абулхаир активизировал свою внешнюю политику по отношению к присырдарьинским городам. Абуулхаир собрал большое войско и выступил по направлению к Сыгнаку. Правитель города, которого назначали Тимуриды, увидев неравенство военных сил, предпочел добровольно сдаться и открыть ворота города. Наряду с Сыгнаком Абулхаиру подчинились Узгенд, Аркук и Сузак. Сузак Абулхаир отдал своему верному соратнику и кузену Бахтияр-султану (сын Хызыр-хана). Узгенд был отдан Ваккасу, внуку Едыге, который не раз помогал Абулхаир-хану в его политической деятельности. Сыгнак же получил один из потомков Чингиз-хана Мане-оглан.
Далее в 1448 году Абулхаир-хан совершил набег на Самарканд, воспользовавшись отсутствием Улугбека и его войска.
Ваккас оказался не особо довольным тем пожалованием (Узгенд), которое получил от Абулхаир-хана. После этого Ваккас начал готовить свои силы с тем, чтобы выступить против Абулхаир-хана. Ваккас возвел на трон Мустафу, из родственников Кучук-Мухаммеда. В битве Мустафы и Абулхаир-хана победа оказалась на стороне Абулхаир-хана, причем потери Мустафы составляли 4,5 тысячи человек. Мустафа бежал в Хорезм, где правил еще около 10 лет, а Ваккас чуть позже был убит своим кузеном Кожашем при молчаливом согласии Абулхаир-хана. Дети Ваккаса затаив обиду на Кожаша и Абулхаир-хана откочевали в Сарайшик (современная Западно-Казахстанская область).
В это время в Самарканде Улугбек был убит своим сыном Абдал Латифом. Сам же Абдал Латиф также был убит одним из Тимуридов. Спустя некоторое время в Дешти-Кипчак бежал один из потомков Тамерлана по имени Абу Саид. Здесь он изначально получил поддержку от Султан-Баязида, правителя племени Аргын, который также являлся родственником Крымских ханов. После этого Абу Саид обратился к Абулхаир-хану за помощью в овладении Тимуридским престолом. Абу Саид женился на дочери Абулхаир-хана. Абулхаир сам выступил в поход из города Туркестан (Туркестан тогда был крайней северной границей владений Тимуридов) в поддержку Абу Саида. Летом 1451 года Абулхаир помог Абу Саиду стать правителем, попутно получив большую военную добычу. Также Абу Саид выдал за Абулхаир-хана Рабигу-Султан, дочь Улугбека, от которой у него было два сына. Абу Саид, первым делом наказал убийц Абдал Латифа, а также наградил всех своих соратников. Особенно повезло представителям рода Аргын, которые получили многочисленные территориальные пожалования внутри Тимуридской державы. Позже потомки этих Аргынов в начале XVI века, спасаясь от потомков Абулхаир-хана, ушли сначала в Афганистан, где правили несколько лет, а потом в Пенджаб (Индия), где династия Аргын правила до середины XVI века.
Абулхаир-хан получив добычу и новую жену, отправился обратно в степи Дешти-Кипчака.
В 1457 году, один из предводителей ойратов (предки джунгар) Уз-Тимур-тайши прикочевал со своими подданными на реку Чу. Абулхаир-хан, выступил против Уз-Тимур-тайши. В битве Абулхаир-хан потерпел сокрушительное поражение. В битве погибли кузен Абулхаир-хана Бахтияр и сын Абулхаир-хана Ахмед. После поражения Абулхаир-хан укрылся за стенами Сыгнака, в то время как войска Уз-Тимур-тайши ограбили Туркестан, Сайрам, Шахрухию и окрестности Ташкента. Позже Абулхаир-хан вынужден был заключить мирное соглашение с Уз-Тимур-Тайши, отдав ему в заложники своего внука. На рубеже 1459-1460 годов Абулхаир вместе с Уз-Тимур-тайши присылал послов к Абу Саиду. Совместная отправка послов символизировала равный статус двух правителей, что, безусловно, играло на руку Уз-Тимур-тайши.
Спустя определенное время к Абулхаир-хану бежал еще один потомок Тамерлана, Мухаммед Джуки, который был племянником Рабиги-Султан и сыном Абдал Латифа. Он встретил радушный прием у Рабиги-Султан, которая уже 10 лет не видела никого из родственников. Мухаммед Джуки стал просить военной помощи у Абулхаир-хана против Абу Саида. Абулхаир-хан долго размышлял над этим. Перспективы получения новой военной добычи были заманчивыми, но при этом, в случае неудачи, отношения с Абу Саидом были бы испорчены. В это время разнесся слух, что Абу Саид ушел в долгий военный поход в Иран и оставил свои владения слабо защищенными.
Немного поразмыслив, Абулхаир-хан в 1460 году принял следующее решение: на помощь Мухаммеду Джуки выделялась 30-тысячная армия во главе не с самим ханом, а с Буреке-султаном, сыном Ядигера. В случае успеха можно было получить большую военную добычу, а в случае неудачи, можно было виновными назвать вольных кочевников («казакующих узбеков»), которые не подчинялись хану. Сначала военная кампания развивалась довольно успешно. Город Ташкент подчинился без боя, полководцы Абу Саида были разбиты под Самаркандом. Но потом стало известно о быстром возвращении Абу Саида. Здесь мнения союзников разделились, Буреке считал, что нужно помешать Абу Саиду формировать Амударью, в то время как Мухаммед Джуки хотел захватить еще пару городов и не переходить Сырдарью. Видя слабохарактерность и нерешительность Мухаммеда Джуки, часть его войска дезертировала. Мухаммед Джуки заперся в городе Шахрухия и стал ждать осады, в то время как Буреке, разозленный на Мухаммеда Джуки увел свои войска обратно в степь. С одной стороны воцарения Мухаммеда Джуки не удалось осуществить, с другой стороны войска Абулхаир-хана получили определенную военную добычу и отступили в степи Дешти-Кипчака.
В это время другой претендент на Тимуридский престол Хусейн Байкара также вступил в борьбу за престол. Изначально он захватил западные владения Тимуридов, но вскоре был изгнан и бежал в Хорезм, где в союзе с кунгратами (коныратами) боролся против Мустафы, старого противника Абулхаир-хана. В это время сам Мустафа воевал против всех, против своего кузена, который заключил союз с Хусейном Байкарой и женился на его сестре, против сыновей Кучук-Мухаммеда, которые пытались захватить власть в Хорезме. Также на эти территории номинально претендовал и Абу Саид, как глава державы Тимуридов и сам Абулхаир-хан. В итоге Хусейн Байкара вынужден был обратиться за помощью к Абулхаир-хану. Абулхаир-хан с одной стороны помог военной силой Хусейну Байкаре, а с другой стороны выступил в военный поход против детей Кучук-Мухаммеда. Он победил их и захватил их столицу Орда-Базар. Дети Кучук-Мухаммеда вынуждены были отступать с территории современного Казахстана на запад. В это время Хусейн Байкара потерпел поражение в борьбе с Абу Саидом и опять обратился за помощью к Абулхаир-хану. Абулхаир-хан начал готовится в поход, не объявляя цель похода. По одним сведениям он собирался напасть на султанов Джанибека и Керея, которые проживали в районе рек Чу и Талас, на Западной границе Могулистана. По другой версии он планировал помочь Хусейну Байкаре овладеть Тимуридским престолом. Зимой 1469-1470 года Абулхаир-хан скончался. Сорокалетнее правление Абулхаир-хана в Восточном Дешти-Кипчаке привело к определенной социально-политической стабилизации, когда Абулхаир-хан смог активно бороться и влиять на геополитические процессы во всей Центральной Азии. Государство Абулхаир-хана возникло в Западной Сибири (со столицей в современной Тюмени (г. Тура)), но по мере возрастания могущества Абуллхаир-хана оно также включило в себя почти всю территорию современного Казахстана (кроме Семиречья и присырдарьинских городов юго-восточней Туркестана) Хорезм, Башкирию и др. Но при этом стоит отметить, что, несмотря на личные качества Абулхаир-хана, он не смог заложить основы политических институтов, которые обеспечили бы преемственность политического курса. Уже после его смерти начались продолжительные гражданские войны, которые привели к гибели некоторых его сыновей. В советское время считалось, что государство Абулхаир-хана было этногенетическим предком современного узбекского народа. Выше мы отмечали, что никакого отдельного народа «узбек» или «кочевые узбеки» просто не существовало, «узбек» был экзоэтнонимом (внешним названием) всего кочевого населения улуса Джучи. После смерти Абулхаир-хана первая часть его подданных ушли к Джанибеку и Кирею, а вторая часть подчинилась коалиции ногайских мурз и сибирских ханов. Именно со смерти Абулхаир-хана ведет отчет образование Казахского ханства.
Жаксылык САБИТОВ