Портал National Digital History предлагает вниманию читателей интересные воспоминания о поэзии, жизни и женщинах Ильяса Джансугурова, прозванного «Кулагером казахской поэзии»
Ильяс Джансугуров – поэт, прозаик, драматург, сатирик, общественный деятель, искусствовед, известен как «Кулагер казахской поэзии». Его поэзия относится к классике национальной литературы. Сакена, Ильяса и Беимбета казахи всегда называли «Три тополя» («Үш бәйтерек»), не отделяя одного от другого.
1. Ильяс Джансугуров родился в 1894 году в четвертом ауле Аксуского района Алматинской области. Он старший сын Джансугура. Когда пришло время, ему засватали дочь местного бая – Жамига. Об этом браке очень мало сведений. Однако, по словам Саята Джансугурова, возможно, возник конфликт между Ильясом и его тестем. Тесть его был человеком властным, а Ильяс был джигитом своенравным, он никак не подходил на роль «күшік күйеу». Брак этот не продлился долго, Жамига и Ильяс развелись. Детей от этого брака не было.
2. В 1920 году Ильяс, благодаря содействию своего друга и советника Биляла Сулеева, поступает на краткосрочные курсы учителей в Ташкент. По завершении учебы он возвращается в свой аул и некоторое время работает учителем Белтоганской сельской школы. Там он встретил свою вторую жену Аманшу. Аман Берентайкызы родилась в 1903 году. Поскольку она была младшим ребенком в семье, родители называли ее ласково Аманша.
3. У Аманши было слабое здоровье, и поэтому она осталась в ауле, когда Ильяс получил направление в Московский государственный институт журналистики в 1925 году. По словам Саята Джансугурова, Аманша не хотела быть обузой Ильясу. Когда Ильяс уехал в Москву, Аманша была беременна. Но ее здоровье ухудшалось, и она умерла во время схваток. Ильяс учился и не знал о кончине любимой.
4. Ильяс Джансугуров приезжает из Москвы в родной аул в учебный отпуск. В руках нес подарок для любимой. Узнав о смерти супруги, он был опустошен. Аманша оставила ему свои кольца и короткое письмо. В письме говорилось: «Ильяс. Я оставляю тебе эти кольца и другие вещи. Ты их сохрани. В этом бренном мире я сияла... и угасла. Тебя не было рядом со мной. Я не смогла повидаться с тобой. Прощай!».
5. В архиве института сохранилась характеристика на студента Джансугурова: «Политическое развитие – среднее. Дисциплинирован и выдержан. Активность средняя. Партзадания выполняет удовлетворительно». После окончания института поэт стал первым среди казахов профессиональным журналистом, получившим образование в Москве.
6. По окончании учебы в Москве Ильяс в 1928 году переезжает в Кызылорду. В Кызылорде он подружился с Садукасом Оспановым, в его доме он знакомится со своей будущей супругой – Фатимой Торебаевой, двоюродной сестрой Садуакаса. Фатима родилась в 1912 году в семье Ахмета. Ее отец участвовал в национально-освободительном восстании 1916 года, затем бежал в Узбекистан, там и скончался.
7. После свадьбы Ильяс и Фатима переехали в Алма-Ату. 21 февраля 1930 года у них родился сын Саят. Следом родилась и дочь Сайра. Когда Сайре исполнилось 6 месяцев Фатима уехала в Москву на учебу. По словам Саята, это было большой ошибкой матери. В отсутствие матери Сайра умирает.
8. Этот трагический случай внес окончательный раскол в их отношения. В воспоминаниях Айши Сихымбаевой, сестры Фатимы, говорится так: «По возвращении Фатима жила в моем доме. Однажды пришел Ильяс, и они долго разговаривали в самой дальней комнате. Потом они вышли, Ильяс попрощался и ушел. Я спросила у Фатимы, «что случилось?», она ответила, что они развелись. Когда я сказала, что нельзя оставить ребенка без отца, она сказала: «Не вмешивайся. Мы развелись, все!»».
9. Фатима с сыном Саятом переезжает в Туркестан. Однако, некоторое время спустя возвращается в Алматы, работает в филармонии, выходит замуж за артиста Ибади Тауекелова. И со вторым супругом не прожила она долго. Его арестовали в 1937 году как «врага народа» и сослали в Сибирь.
10. «Моего отчима реабилитировали в 1938 году, но об этом ему не сказали. В результате он 11 лет провел в лагерях. По возвращении отчим встречался со своими друзьями, артистами театра и вел антисоветские разговоры. В то время я боялся к ним приблизиться, и когда я спрашивал: «Вы не боитесь вести разговоры на такие темы?» он отвечал: «Мы свое уже отсидели. Теперь уже ничего не боимся», -отвечал отчим», - вспоминает Саят Джансугуров.
11. Фатима Торебаева скончалась в 1943 году от туберкулеза. После ареста мужа она работала корректором в газете «Социалистік Қазақстан». Там вышла статья «Улы Сталин» (Ядовитый Сталин) вместо «Ұлы Сталин» (Великий Сталин). Это трагическая ошибка стоило Фатиме Торебаевой много нервов. Сотрудники НКВД долго ее допрашивали: «Два твоих мужа наказаны, ты все сделала специально» твердили они. Кстати, донос на Фатиму написали ее же соотечественники.
12. Джансугуров после развода с Фатимой Торебаевой в 1932 году женится на бывшей жене Биляла Сулеева – Фатиме Габитовой. Когда Ильяс сидел в тюрьме, у них родился сын Болат. В своих воспоминаниях Фатима вспоминает первую встречу Ильяса и Болата, об этом она пишет так: «Когда я принесла Болата на встречу с отцом, он взял его на руки и сказал: «Пусть мой сын будет сапожником, научи его шить сапоги». Следователь, находившийся в это время в комнате, сказал: «Он, наверное, будет, как и вы, писателем», на что Ильяс ответил: «Пусть он лучше будет сапожником и живет свободно, нежели безвинно обвиненным поэтом». Как бы то ни было, Болат Джансугуров всю свою жизнь посвятил киноиндустрии, а также переводил книги отца.
13. Когда арестовали Ильяса Джансугурова, он руководил Союзом писателей Казахстана (1937 г). По традициям казахов с приходом лета он ставил юрту у подножия горы и там отдыхал. Там его и арестовали. При обыске его городской квартиры, вместе с документами забрали и его книги. Куда исчезли его некоторые произведения неизвестно до сих пор.
14. После расстрела мужа Фатима Габитова вышла замуж за Мухтара Ауэзова и родила ему сына Мурата Ауэзова.
15. Семья Ильяса проживала в Алматы на улице Мира 83. Однажды к ним пришел неизвестный человек (это был октябрь 1955 года) и сказал: «Я освободился несколько дней назад. В Сибири я был вместе с вашим мужем. Через несколько дней он живой-здоровый вернется домой. Это он отправил меня к вам». Конечно, его встретили радушно, накормили, хоть и сами жили трудно, но подарили ему новую одежду.
Однажды Хоппижамал (сестра матери Ф.Габитовой) показывает на снимок, где были засняты Ильяс и Билял и спрашивает: «а с кем из них вы были вместе», тот бедолага указывает на фото Биляла. И тут закралось недоверие к его словам. С этого дня больше никто не видел этого незнакомца.
16. Во время ареста исчезла рукопись поэмы «Кулагер», со всех библиотек были изъяты номера газеты «Социалисттік Қазақстан», в которой печаталась поэма. После реабилитации Ильяса Джансугурова подшивку с номерами газеты принес семье Ильяса Сапаргали Бегалин, он 20 лет хранил их зашитыми в подушку.
17. Одну часть архива поэта сохранил родственник жены Ильяса Осман Джилкибаев в своем ауле, а вторую часть 1943 года хранил следователь НКВД Голубятников, который дал расписку о ее уничтожении. В этом архиве был найден роман Жусупбека Аймаутова «Акбилек». Этот роман от властей прятал сам Джансугуров.
18. Саят Джансугуров: «Гены отца передались и мне. Я тоже хотел выбрать путь искусства. Я немного рисовал, сочинял стихи, играл в оркестре Н. Тлендиева – одним словом, стремился к искусству. Но однажды родственник отца Болат Ташенов сказал мне: «Саятжан, ты не сможешь стать ни писателем, ни художником. Твоего отца здесь знает каждая собака».
19. О недошедшем до нас произведении Джансугурова «Мұз қала» (Ледяной город) имеется мало сведений. В произведении говорится о том, как однажды приехал в казахские степи один известный деятель и был поражен кочевым бытом казахов. Этому деятелю объясняли, что это традиционный уклад жизни казахов, но тот не слушал их, приводя в пример эскимосов, хотел казахов сделать оседлым народом. В итоге он дает указание строить дом изо льда. Через год, вернувшись на это место, чиновники видят, что весь аул вымер. В подтексте произведения сатирически описан результат работы Голощекина в Казахстане.
20. Ильяс Джансугуров был отличным знатоком кюев. Кроме того он был истинным ценителем казахской музыки и искусствоведом. Эти особенности в поэте отмечал известный композитор и музыкант Александр Затаевич.