Н. Масанов открыл миру цивилизацию казахов
Его главный научный труд – книга «Кочевая цивилизация казахов», была переиздана в 2011 году в полной редакции
Недавно в Алматы Республиканским информационным центром по изучению исторических материалов при Институте востоковедения им. Р.Б. Сулейменова был организован международный круглый стол «Новые материалы в изучении истории и культуры кочевников Великой степи», посвященный памяти известного казахстанского историка, доктора исторических наук, профессора Н.Э. Масанова.
Круглый стол открыла модератор – директор Республиканского информационного центра по изучению исторических материалов при Институте востоковедения им. Р.Б. Сулейменова МОН РК, член корр. НАН РК, профессор, д.и.н. Абусеитова Меруерт Хуатовна.
В работе круглого стола приняли участие специально приглашенные гости: профессор антропологии Университета Висконсин в Мэдисоне, член Британской Академии (США, Мэдисон), д.и.н. Хазанов Анатолий Михайлович, заведующий отделом Общих проблем Востока Института востоковедения РАН, к.и.н. Панарин Сергей Алексеевич, почетный профессор Международного Казахско-Турецкого университета им. Х.А.Яссауи, к.и.н. Ерофеева Ирина Викторовна.
В рамках мероприятия доцент Алматы Менеджмент Университета, к.э.н. Масанова Лаура Ертаевна провела презентацию биобиблиографии Н.Э. Масанова.
В научно-популярном издании представлен полный список трудов известного казахстанского ученого и общественного деятеля, доктора исторических наук, профессора Нурбулата Эдигеевича Масанова (1954-2006 гг.).
Летопись публикаций предваряет история жизни и деятельности Н.Э. Масанова, в которой отражены важные моменты его биографии и научные достижения.
Сюда же вошли также очерки об ученом, написанные коллегами и друзьями А.М. Хазановым, И.В. Ерофеевой, С.А. Панариным, Н.Н. Крадиным, С.С. Савоскулом, раскрывающие его вклад в исследование культурно-исторического феномена кочевой цивилизации казахов, роль в развитии общественно-политических процессов в суверенном Казахстане, а также личные впечатления от общения с этой яркой и незаурядной личностью.
Лаура Ертаевна поделилась с порталом NDH материалами круглого стола и выдержкой из биобиблиографии ученого.
Свои первые публичные свободные дискуссии по истории Казахстана для широкой аудитории Нурбулат начал вести в 1987 году в Зимнем саду Дома Ученых республиканской Академии наук. Тогда в период «перестройки» в обществе резко усилился интерес к отечественной и мировой истории. Как вспоминал известный казахстанский журналист Ярослав Разумов, он, будучи старшеклассником, с большим удовольствием посещал лекции Масанова, покоренный его невероятной эрудицией и способностью проецировать вокруг себя знания.
На одном из заседаний политклуба, проходившего в Вознесенском кафедральном соборе, присутствовавшая журналистка Ирина Утеулина в своей заметке в газете «Ленинская смена» за 30 сентября 1988 года писала о том, как Нурбулат Масанов блестяще вел дискуссию и буквально покорил зал.
В 1993-1994 годах, работая в КазГУ, Нурбулат создал студенческий дискуссионный клуб для историков и политологов, на который, чтобы послушать лекции Масанова, сбегались также студенты с казахского отделения, с других факультетов и университетов. Профессор Масанов своим слушателям давал не просто узкоспециализированные знания, эти встречи влияли на их мировоззрение и интеллектуальное развитие. К сожалению, клуб просуществовал недолго. Для администрации университета содержание лекций казалось слишком радикальным, не укладывающимся в постулаты, декларируемые официальной политической элитой. Но больше всего ее раздражала сама харизматичная личность Масанова, и, то влияние, которое он оказывал на молодые умы. Закончилось все тем, что студентов стали отговаривать от посещения лекций профессора, а потом просто перестали предоставлять аудитории.
В конце 2005 года, за год до скоропостижной смерти, Нурбулат Масанов стал директором нового научного центра в Казахстане – Научно-исследовательского Института по проблемам культурного наследия номадов, созданного под эгидой Министерства культуры и информации РК.
За это время он успел разработать долгосрочную стратегию развития специальных научных исследований по проблемам истории кочевой культуры в казахстанском регионе, четко определить основные направления деятельности нового Института в этой сфере и составить детальную программу его будущей работы.
Первой акцией новообразованного Института стали организация и проведение 19-20 декабря 2005 года в г. Алматы международной научной конференции на тему «Феномен кочевничества в истории Евразии. Номадизм и развитие государства».
В ее работе приняли участие крупнейшие зарубежные специалисты-кочевниковеды: А.М. Хазанов (США), Н.Н. Крадин (Россия), Ж. Легран (Франция), А.З. Жапаров (Кыргызстан), а также казахстанские ученые.
Круг научных интересов Нурбулата Эдигеевича был чрезвычайно широк: проблемы материального производства и общественных отношений кочевников-казахов, этногенез казахского народа, история казахских жузов, жизнь и творческая деятельность видных исследователей этнографии казахов. Интересовали его и типология миграций разных народов на территории Казахстана в разные исторические эпохи, состояние науки и высшего образования в Казахстане, основные тенденции социально-экономического и государственно-политического развития пост коммунистических обществ, национальное строительство в Казахстане.
Личность Нурбулата была многогранна, в нем гармонично сочетались и взаимно дополняли друг друга разные ипостаси – ученый, педагог, публицист, пропагандист, политик и общественный деятель. Нурбулат фанатично увлекался спортом, был фанатом футбола, хоккея, баскетбола, бейсбола и лошадиных скачек. И даже в его занятиях хобби проявлялось академическая натура теоретика-исследователя: он скурпулезно собирал и систематизировал многочисленные статистические данные об игроках и командах, вычерчивал линии пород собак и скаковых лошадей, исписывая десятки тетрадей своим четким упористым почерком. А потом он написал и опубликовал в газете «Время по/All Global» обзорные популярные статьи об истории любимого казахстанского футбольного клуба «Кайрат» и о чемпионате Национальной хоккейной лиги.
Свою миссию Н.Э. Масанов видел в объективном исследовании общественно-исторического процесса, генерации идей и доведении их до сознания широкого круга людей, в надежде, что они, восприняв их, обладая необходимой волей, энергией и ресурсами, смогут претворить их в жизнь на благо всего общества. При этом он прекрасно осознавал, что многое из сказанного им вряд ли будет оценено и понято современниками. Нурбулат Масанов был бескомпромиссным и требовательным человеком в науке и в отношении жизненных принципов. Ему было присущее обостренное чувство справедливости, жесткая непримиримость к любым проявлениям лжи и подлости.
Поражало мужество и решительность, с каким он отстаивал правое дело или заступался за честь и достоинство своих друзей, товарищей или коллег. Когда под яростный обстрел национал-патриотической и провластной критики попала деятельность Алматинского представительства гуманитарного фонда имени Фридриха Эберта, Нурбулат Масанов обращается с открытым письмом к руководству фонда, в котором писал:
«Все эти нападки – совершенно надуманные. Деятельность фонда им. Ф. Эберта в Казахстане носит прогрессивный характер, она важна, т.к. обеспечивает поддержку демократических элементов в жизни нашего общества. В то время, когда в стране продолжается наступление авторитаризма с тоталитарными тенденциями, деятельность фонда Эберта носит стабилизирующий характер для нашего общества».
Особо хотелось бы подчеркнуть, что яркую индивидуальность и гражданскую значимость личности Н.Э. Масанова отличало отсутствие преклонения перед ложными или формальными авторитетами как в науке, так и в политике. В отличие от широко распространенной практики преклонения перед вышестоящими по рангу, Нурбулат Масанов был способен в равной степени критиковать, оппонировать и отстаивать свое мнение с именитыми людьми науки и высокопоставленными чиновниками. Он считал для себя возможным высказываться по самым актуальным вопросам, что называется «на острие события», а это требовало принципиальности и гражданского мужества. Вторить конъюнктурному «хоровому пению» вслед устоявшемуся официальному мнению из чувства «стадности» или из желания извлечь политические дивиденды Масанов считал для себя недостойным занятием.
Для Нурбулата истинными критериями его отношения к человеку были не занимаемая должность, присвоенный чин или звание, а его действительные заслуги в своей сфере деятельности, интеллект, честность, принципиальность и порядочность.
Масанов был открытым и внутренне свободным человеком, никогда не приспосабливался к обстановке, чужим мнениям и авторитетам. Известный британский тележурналист Бенжамен Рар рассказывал:
«Когда я брал интервью у людей в советские времена и позже, в течение периода независимости, они обычно испытывали большие трудности в преодолении внутренних барьеров и высказывались очень осторожно, чтобы не смутить свою страну и общество. Критику собственной страны они считали непатриотичным, по крайней мере, перед иностранцем и телевизионной камерой. Нурбулат был другим. Он свободно высказывал обо всем и не испытывал беспокойства, указывая на недостатки общества, но я всегда знал, что это был его способ показать свою заботу и преданность стране».
Во взаимоотношениях с окружающими людьми Нурбулат был очень лояльным, отзывчивым и щедрым. С Нурбулатом трудно было поддерживать исключительно профессиональные связи. Его сильный характер, честность, жажда знаний, остроумие, обаяние и невероятное чувство юмора сразу разрушали все барьеры и переводили отношения от деловых к дружеским.
Нурбулат Масанов всегда был лидером и находился в центре общественного внимания. Людей притягивали его глубочайший интеллект и знания, серьезное профессиональное отношение к делу, возможность получить исчерпывающий ответ на свои вопросы. Нурбулат готов был бескорыстно, с искренним желанием помочь всем без исключения в решении любых проблем – от научных до бытовых. К его авторитетному мнению прислушивались, за ним шли, веря в его бесстрашие и мужество. Вместе с тем по отношению к себе Масанов был очень скромным человеком, старался оставаться в тени, не требовал благодарности, признания, почестей или должностей.
Нурбулата отличали удивительная порядочность и щепетильность, уважительное и деликатное отношение к людям. Подаренное им душевное тепло и свет наполняют смыслом жизнь, оберегают и согревают в трудные моменты испытаний, вселяют веру в торжество интеллекта, доброты, честности, мужества.
Портал выражает благодарность доценту Алматы Менеджмент Университета, к.э.н. Масановой Лауре Ертаевна и директору Республиканского информационного центра по изучению исторических материалов при Институте востоковедения им. Р.Б. Сулейменова МОН РК, член корр. НАН РК, профессору Абусеитовой Меруерт Хуатовна. за предоставленные метариалы и фотографии.
Главное фото: http://kz.expert/