Долгая история кобыза Есенгабыла
15.05.2018 1548
Знакомство, начавшееся с Жарапазана

Весна 2002 года.

Я ученик сельской школы аула Жанажайнак, что в 37 километрах от Астаны. В этом ауле в основном жили переехавшие с разных регионов республики, а также переселенцы с Алтайского края.

Населенный пункт образовался в 1961 году из двух хуторов, расположенных рядом с аулом, и жили здесь в основном немцы. Но с течением времени количество немцев в ауле сократилось, а их место заняли казахи, переехавшие из других аулов Акмолинской области, соседних районов и других областей, а также переселенцы из Кошагашского региона РФ, Баян-Ольгея Монголии. С этого момента снова начали возрождаться уже забытые традиции. Одна из таких традиции – Жарапазан.

По традиции, мы подходили к каждому дому и начинали петь Жарапазан. Очередь дошла до дома аксакала Коргаш, и по обычаю, мы во весь голос запели под его окном наш Жарапазан. Из дома вышла сноха ветерана войны, Алмагуль апай и позвала нас в дом. Мы прошли в гостиную комнату, маленький круглый стол был богато накрыт. Из внутренней комнаты вышла Асия апа, присела к столу и попросила «на улице не расслышала ваши голоса, повторите еще раз». Мы запели снова, смотрим: апай прослезились. Она вытерла слезу и спросила «Милые мои, откуда вы это знаете?». Мы все вместе стали рассказывать, что переехали из Тарбагатайского района, что в районе сохранились казахские обычаи, в частности сохранено пение Жарапазан.

Асия апа, видимо, вспомнила свою молодость, на некоторое время замолчала, потом сказала «Я так и думала, что вы нездешние. Это традиция давно забыта местными казахами! Вспомнила былое, расчувствовалась. Спасибо вам. А это мой вам подарок!», и подарила нам вышитые платочки и разные сладости. Так мы познакомились с жителями дома, на котором выбита табличка «Здесь жил ветеран ВОВ»: с ныне покойным ветераном, аксакалом Коргаш и его супругой Асия апой.  

В поисках кобыза

Позже мы окончили школу, уехали в город, оставив позади свой аул. Поступили в ВУЗ, жизнь шла своим чередом. Иногда я с трепетом вспоминал тот вечер, когда пели Жарапазан, и искреннюю радость и грусть Асии апы. Ничего не забыл. В сознании навеки запечатлелся образ кобыза, висевшего на стене.

Я прочитал статью про этот кобыз, опубликованный в журнале «Қазақстан әйелдері». После смерти аксакала Коргаша Кылышбайулы, через несколько лет его младший сын Адильхан, оставшийся в отцовском доме, вместе с семьей переехал в Астану, в 16-и этажную высотку по проспекту Богенбай батыра, там же я как-то встретил Адильхана Коргашулы. Жизнь протекала своим чередом, шло время, но так мы и не встретились больше с Адильхан ага. «Риск – дело благородное»  – решили мы и отправились в аул Караоткель, в поисках семьи Адильхана ага.

Священный дар, оставленный в наследство от баксы

Когда мы приехали, хозяин оказался дома. Навстречу вышла Алмагуль женгей, она как и прежде гостеприимно улыбалась. Нас провели в дом, и мы оказались в той комнате, где висел древний кобыз. Безмолвный свидетель вековой истории, трагических годов репрессии, все также висит завернутый в белую марлю.

– В 1991 году мы достали его из  сундука, это очень дорогая вещь для нашей семьи. Мы считаем его священным. Кобыз достался моему отцу, от его нагашы. В давние времена в местности, между нынешней Астраханкой и Кургальджино, жил баксы по имени Есенгабыл. Этот кобыз принадлежал ему. Долгое время мы боялись показать его народу. Тайна это уходит глубоко в прошлое, – начал свой рассказ Адильхан Коргашулы.   

Есенгабыл, о котором упоминал хозяин дома, в свое время был знаменитым баксы. Баксы происходил из рода шегендик, племени Аргын. В летописи казахов Шегендик из племени Аргын упоминается, как один из пяти сыновей Мейрама и основоположник рода Каксал, в большинстве случаев в письменных источниках и в устной литературе, как название рода используется – Каксал. Летописец Машһур Жусуп говорит: «... нет такого человеческого имени Каксал, его прозвали Каксал, за то, что много болтал». Из этого рода Каксал или Шегендик вышло несколько известных в округе баксы.  Среди них – известный всему Среднему жузу Балабаксы, лечивший людей с помощью своего кобыза, знахарь и баксы Тойгулы, который оставил Есенгабыл баксы в наследство кобыз.

Кем был Есенгабыл баксы?

Есенгабыл баксы – человек, живший во второй половине ХІХ века. По летописным источникам, он потомок Балабаксы. Он происходит от Кошкинбая, тот от Жамбола из рода Каксал. В народе говорят, что живший до него баксы Тойгулы, оставил свой кобыз баксы Есенгабылу. Этот священный кобыз, наделенный силой лечить людей, спустя 150 лет в целости дошел и до нас.

– Мой отец Коргаш Кылышбайулы родился в 1922 году. Хозяин кобыза, баксы Есенгабыл, родной нагашы Коргаша. У баксы Есенгабыла было четыре дочери: Кумисей, Кумисжан, Алтыншаш, Кауден и единственный сын – Бугыбай. Самая младшая из дочерей – Кауден, выходит замуж за Кылышбая Жусупулы из рода Агыс племени Аргын. У них рождается сын – мой отец. Вот таким образом мы сроднились с семьей известного баксы. А как оказался кобыз в руках у моего отца – это длинная история, – сказал Адильхан ага.  

Есенгабыл был человеком спокойным, ни вступал в конфликты, занимался лечением людей, прожил до 1922 года. В пору, когда бесчинствовали красные, Есенгабыл, уже старец в преклонном возрасте, вызвал сына Бугыбая и сказал:  

– Карагым, настал мой час проститься с белым светом. Меня зовут мои предки. Вчера приходил отец и увел с собой. Только вот сегодня пришел снова, не хотел расставаться с тобой. Вот этот мой кобыз... Когда я умру, пусть похоронят его вместе со мной, – успел он произнести свои последние слова.      

Но этот завет не был исполнен в свое время.

 

Преследование кобыза

В 1937 год над семьей сгустились страшные события тех времен. Не обошли жернова репрессии и семью баксы Есенгабыла. Самым первым, как «сына баксы», увели Бугыбая.   Но, они искали не его, а искали кобыз. Но как бы его не искали, где бы не смотрели – не смогли найти.

Бугыбай предчувствуя впереди неспокойные времена, вручил это драгоценное наследие предков баксы Балабеку. Но вскоре по доносу задерживают и его. Так, кобыз переходит из рук одного баксы в руки другого. Перед самым задержанием Балабек прячет кобыз в доме баксы Бекиша. Но «черный воронок» приехал и за Бекишем, его избивают и забирают среди ночи со словами «найди кобыз, ведь его ты спрятал!». В это время кобыз был уже в семье Есенгабыла, у его дочери Кумисей.

Адильхан ага дальше продолжает свой рассказ:

– По рассказам отца, канитель вокруг кобыза на этом не закончилась. Нагашы апа Кумисей, чувствуя, что не сможет дома скрытно держать кобыз, совещается со своей сестрой Кауден, то есть с матерью моего отца, и близким родственником по имени Ерден. Посовещавшись втроем под укрытием ночи, они приходят к мнению, что нужно избавиться от кобыза, и решают утопить его в водах Ишима. Они приносят жернова ручной мельницы, волосяным арканом привязывают к нему кобыз и бросают в воду.  

Итак, кобыз, погубивший трех невинных мужчин, был брошен в пучину вод. Наверное, не стоит в этом никого винить. Не был исполнен завет хозяина кобыза Есенгабыла, потомки баксы и продолжатели его дела пережили репрессии. День, когда был потоплен кобыз, хорошо сохранился в памяти его исполнителей. Они в точности называли даже дату потопления кобыза. 12 августа 1937 года священный кобыз канул в пучину Ишима. Предчувствуя, что это добром не кончится, словно лишенные близкого человека и опустошенные и Кумисей, и Кауден переехали из Шиликты.   

Шесть лет под водой

– Кобыз пролежал под водой шесть лет, - продолжает свой рассказ Адильхан ага. – О кобызе, кроме троих участников истории, никто ничего не знал. Ерден однажды увидел всплывший из воды кобыз, но не посмел приблизиться. Вечером он все рассказал Кумисей, которая переехала, но затем снова вернулась в аул. Незаметно ни для кого она принесла домой кобыз, обернула его в белую материю, и убрала в сундук. С тех пор полвека пролежал кобыз в сундуке. В детстве, если играя залезали на тот сундук, взрослые сразу же отпугивали нас. «Там есть священная вещь, не залезайте на сундук, играйте в другом месте»,- говорили они. 

Таким образом, кобыз с весны 1943 года был заточен под замок. В 1947 году Кумисей апа передал племяннику Коргашу кобыз, завернутый в белую материю. Коргаш – это отец нашего собеседника Адильхана Кылышбаева.

Защитник Коргаш

Одна из дочерей Есенгабыла – Кумисжан вышла замуж в Карасу за человека по имени Калижан, другая дочь, Алтыншаш, вышла за Агыбая, а третья Кауден – за Кылышбая Жусупулы. Коргаш – сын Кылышбая и Кауден, родился и вырос в ауле Жаманкулак Егиндыкольского района, участник ІІ Мировой войны с первого и до последнего его дня, ветеран. В то время, когда жил на Новостройке, я застал последние годы жизни аксакала: он был человеком рослым, крупного телосложения. Он участвовал в мероприятиях, организуемых школой, особенно в мероприятиях в честь Дня Победы.  Он четыре года воевал на войне, два года боролся с бандеровцами, и в декабре 1946 года вернулся в родной аул.

Изначально был заведующим одной из ферм Жаманкулака, на следующий год его выбирают председателем сельского совета. О том, как в его руках оказался кобыз, Коргаш Кылышбайулы рассказал в своем интервью Сеитжану Садаутеги, который долгие годы проработал в Астараханской районной газете:

«Однажды Кумисей апа, отправила за мной гонца со словами «Я сильно болею, пусть приедет, мне нужно передать ему аманат». В то время я ничего не знал об этом кобызе. Но, знаю, что она моя родная нагашы апа. Приехал.  

Нагашы апа была уже прикована к постели, но увидев меня, она подняла голову. После чая Кумисей апа сказала:

– Вот, открой им тот сундук. Там находится завернутый в белую материю кобыз твоего нагашы Есенгабыла. Состояние мое ухудшилось, теперь я не смогу его хранить. Он говорил, что его дар может перейти его племянникам. Кроме тебя нет никого мужского пола. Насколько мощная сила этого кобыза, настолько тяжел его путь. Нехорошие сейчас времена, не показывай его никому!

Я сказал: Хорошо. И забрал. И будто бы дал слово: «Если сам умру, то оставлю потомкам своим как аманат».

Позже, когда в стране наступили спокойные времена, точнее в 1960 годы, он поехал к могиле своего нагашы Есенгабыла, что находилась на старом кладбище в пяти-шести километрах от аула Шиликти на левом берегу Ишима. Кылышбайулы поставил у могилы баксы надгробный памятник.

Выход в свет

Кобыз, переживший немало изгнаний на своем веку, окончательно увидел белый свет в 1991 году. Народный целитель М. Досболаева во время своего визита в аул Жалманкулак, отвела Коргаш аксакала в сторонку и сказала: «Ата, в Вашем доме есть одна священная вещь. Об этом мне дали знать духи моих предков. Это непростая вещь, позвольте, посмотреть на нее». Аксакал, удивленный услышанным и растерянный, привел домой целительницу и показал кобыз. После этого случая кобыз достали из сундука, завернули в белую материю и повесили на стене.

Статья о кобызе впервые была опубликована в 2002 году в республиканском журнале «Қазақстан әйелдері» журналистом Сеитжаном Садаутеги. После этого районные, городские и республиканские музеи и центры начали просить передать кобыз им. Звонили даже сотрудники Президентского культурного центра Астаны и предлагали отдать госучреждению. Но, по завету предка, кобыз передается из поколения в поколение, поэтому инструмент не покинет семью.

Кобыз сегодня

Адильхан ага показал нам кобыз. Развернул ткань, аккуратно достал кобыз – корпус его треснут в нескольких местах. Те места обиты тонкой жестянкой.  Сохранился оригинал колока, он был завернут в белый платок и уложен внутри корпуса. На его месте стоит другой деревянный колок. Погремок свой родной, как был изначально, так и стоит, не изменился. Кобылку из таволги сделал в последнее время один из сельских мастеров по заказу Коргаш аксакала.  Некоторые струны порваны, но в целом кобыз неплохо сохранил свой первоначальный вид.

– Наш кобыз относится к бала кобызу. Наследие предка. Никуда, никому не отдаем, храним, как зеницу ока. Наверно, имеем право не отдавать, - сказал Адильхан ага в конце беседы.

Коргаш аксакал, ревностно охранявший кобыз, скончался в 2001 году, и по завещанию, ныне покоится рядом со своим нагашы ата Есенгабылом. И его супруга Асия апа, которая прослезилась нашему пению Жарапазана, скончалась в 2011 году. Их дети – трое сыновей и две дочки, счастливо живут между Астраханкой и Астаной. Хозяин отцовского дома Адильхан ага с супругой Алмагуль воспитывают сыновей – Нуржан, Темиржан, и мечтают о внуках.

Найдется ли человек, способный оживить душевные звуки израненного кобыза?!