В целях реализации поручений, озвученных в статье Президента Н.А.Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»,
портал «National Digital History» при поддержке акимата Мангистауской области организовал экспедицию «Киелі мекен – Маңғыстау» (Земля обетованная – Мангистау).
С древних времен Мангистау – благодатная земля кочевников, край, сохранивший сокровенные тайны. Недра ее богаты полезными ископаемыми, край полон легенд. Священная земля стала обителью 362 святых старцев.
Говорят, что Мангистау – край, куда «пришло семь народов и ушло семь народов». Действительно, здесь сохранились разнообразные культурные ценности указанных семи народов.
Существуют разные версии происхождения слова Мангистау. В народе широко распространены варианты «Мың ауыл» или «Мың қыстау» (Тысяча аулов или Тысяча зимовок).
Мангистау – обитель страха
Ученые называют этот край «обителью страха». Основоположник казахской мифологии, мангистауский ученый Серикбол Кондыбай считает верным предположение о «страхе». В восточно-тюркской и монгольской мифологии «маңғыс», «мангус» означает дракон, страшное чудовище. У монголов он коварный, вредный, отрицательный герой. У тюрков – он двойственный герой, имеющий как положительные, так и отрицательные черты.
В книге Е.Койшыбаева «Словарь названий местностей Казахстана», изданной в 1985 году, приведены четыре предположения о происхождении названия Мангистау.
Первое, название края происходит от словосочетания «мың қыстау» (тысяча зимовок).
Второе связано с названием ногайского племени «менк».
Третье, слово образовалось путем прибавления к древнетюркскому слову «мен» – четырехлетняя овца окончания «қышлақ».
Четвертое, по версии самого Е.Койшыбаева, слово «Маңғыштағ» означает «Гора чудовищ». В предисловии к статье мы ознакомили вас с этимологией слова «Мангистау», чтобы читатель получил сведения о происхождении названия священной земли.
Полуостров Мангистау – обрамленный прекрасным ландшафтом гористой, пустынной местности, граничащий с седым Каспием, окруженный полуостровом Бозащы, почитается как уникальный природный объект.
Раньше, при упоминании Мангистау, в сознании всплывали месторождения нефти и газа, Каспийское море, сакральные места. Но, как оказалось, Мангистау может любого заворожить своей удивительной природой, слоистыми каньонами, глубокой историей, бездонными колодцами, кочующими песчаными барханами.
Цель нашего визита в эти святые места – посещение духовных, исторических местностей, подземных мечетей, оставшихся от предков, увидеть своими глазами потенциал духовной модернизации района.
Нашу экспедицию «Обетованная земля – Мангистау» мы начали с города Актау. Первым делом заехали в Мангистауский областной музей-заповедник, ознакомились работой музея. Руководитель учреждения Нурлан Кулбаев радушно принял членов экспедиции, рассказал об исторических памятниках, археологических раскопках Мангистауского полуострова и плато Устюрт.
«Мангистауский государственный историко-культурный заповедник» был основан в 1980 году. На сегодняшний день более 500 историко-культурных памятников взяты под государственную защиту. Большинство из них относятся к археологическим памятникам, около 200 относятся к архитектурным. В список включены более 13 тысяч отдельных памятников. Основные направления деятельности сотрудников заповедника – это археологические раскопки, охрана, защита, ведение учета памятников, научно-исследовательская работа на территории Мангистауского полуострова и плато Устюрт, полуострова Бозашы в южной части Каспия. Ежегодно сотрудниками учреждения проводится археологическая разведка. Организуют экспедиции с целью проверки объектов, состоящих на учете. В ходе командировок посещают населенные пункты, проверяют памятники той местности, собирают легенды и притчи, исторические данные о памятниках», – рассказывает руководитель учреждения Нурлан Кулбаев.
Сотрудники заповедника предложили начать экспедицию с посещения мечети Бекет-Ата в Огланды. По дороге можно будет заехать в некрополь Шопан-Ата и увидеть многовековой погребально-культовый памятник. Эти исторические памятники находятся под охраной Мангистауского государственного историко-культурного заповедника.
Каракия – самая глубокая впадина в мире
Экспедиция начала свой путь в направлении горы Огланды. Впереди по маршруту – город Жанаозен...
По дороге остановились у самой глубокой в мире впадины Каракия, наши фотоаппараты запечатлели это удивительное место. По асфальтной дороге без труда добрались до Жанаозена.
Жанаозен – город в Мангистауской области, административный центр. Расположен в 150-км к юго-востоку от города Актау. Город начал процветать с 60-х годов прошлого века. В начале на месторождении Озен обосновались геологи-разведчики. Позже, с расцветом нефтяного производства, сюда стали переселяться люди из других регионов. В 1964 году был заложен фундамент города, появился рабочий поселок городского типа. Сегодня город процветает. Его украшают многоэтажные здания и памятники духовной культуры, головные офисы компаний нефтегазовой промышленности.
В Жанаозене посетили Устюртский государственный природный заповедник. Устюртский заповедник – единственный заповедник в западном регионе Казахстана. Создан в 1984 году. Расположен в Каракиянском районе Мангистауской области. Площадь территории - 223,3 тыс. га.
Мы рассказали о цели нашего визита. Ознакомились с основной деятельностью заповедника. Основная цель заповедника – сохранение в естественном состоянии природного комплекса пустынных зон. В Устюртском государственном природном заповеднике встречается разнообразный ландшафт. В заповеднике работают: отдел охраны, отдел науки, информации и мониторинга, отдел экологического просвещения и туризма, музей природы и отдел учета.
Руководители учреждения определили маршрут основных исторических местностей и указали главные точки. После обеда выехали в сторону исторических местностей Шопан-Ата, Бекет-Ата, вошедших в список «Сакральной географии Казахстана».
Первым посетили некрополь духовного наставника Бекет-Ата – Шопан-Ата, прочитали молитву. Здесь покоятся супруга Шопан-Ата, его дочь, и его тесть – Баян баба. Памятник находится в 12 километрах севернее от населенного пункта Сенек Каракиянского района Мангистауской области.
Покровитель овец – Шопан-Ата
Шопан-Ата – покровитель овец и чабанов. По мнению исследователей, он жил приблизительно в XIII-XIV веке. Он проповедовал учения Ходжа Ахмеда Яссави, был суфийским миссионером средневековья.
Исторический комплекс Шопан-Ата состоит из нескольких сооружений: подземная мечеть Шопан-Ата, некрополь, колодец, гостевой дом, столовая, современная мечеть и дом шыракшы.
Подземная мечеть Шопан-Ата – состоит из 12 небольших смежных помещений, вырубленных в известковой породе. Изначально это сооружение служило пристанищем для караванщиков и путников Великого Шелкового пути. Позже это строение стало служить мечетью. В медресе детям давали религиозное образование.
Вокруг мечети находятся самые древние захоронения. По словам руководителя музея-заповедника Нурлана Кулбаева, в некрополе Шопан-Ата насчитывается около 3 тысяч надмогильных памятников. Здесь можно встретить все образцы Мангистауской традиционной архитектуры. Некрополь Шопан-Ата – историко-культурный памятник республиканского значения, с 1982 года принят под государственную охрану.
Некрополь и подземная мечеть Шопан-Ата в народе считаются сакральным, священным местом. На паломничество сюда приезжают бесчисленное количество туристов со всех концов Казахстана. А наша экспедиция отправилась далее, следующий пункт – подземная мечеть Бекет-Ата.
Так как, на трассе, ведущей к подземной мечети Бекет-Ата велись дорожные работы, нам пришлось ехать по дополнительной дороге, проложенной с правой стороны главной трассы. По этим историческим местам когда-то проходили караваны Великого Шелкового пути. У края дороги пасутся много адайских лошадей и верблюдов. Любуясь здешними красотами, мы доехали до горы Огланды. Здесь расположена мечеть Бекет-Ата, восхитившая немало туристов.
Мечеть Бекет-Ата в Огланды
Крылатое выражение «В Медине – Мухаммед, в Туркестане – Ходжа Ахмед, в Мангистау – Святой Бекет» («Мединада – Мұхаммед, Түркістанда – Қожа Ахмет, Маңғыстауда – Пір Бекет») – свидетельство пророческой славы Бекет-Ата. Это изречение написано на билборде у входа в комплекс Бекет-Ата. Прочитав молитву у мавзолея Огланды ата, мы направились к комплексу Бекет-Ата.
Поскольку сюда мы добрались к сумеркам, у нас не было возможности полностью осмотреть комплекс, поэтому решили заночевать в гостевом доме при комплексе. К историческому комплексу Бекет ата Мырзагулулы стекаются неисчислимое количество паломников и туристов.
Желательно, чтобы прибывшие паломники заночевали, а на утро двинулись в путь. Важно, чтобы человек пришел сюда с искренними намерениями заночевать в гостевом доме и нужно просить Бекет-Ата о милости. Оставшиеся на ночлег люди собрались к вечерней трапезе, прочитали молитву. Вместе с другими людьми и мы легли спать в одной из просторных комнат гостевого дома.
Подземная мечеть Бекет-Ата
Мечеть, построенная собственноручно самим Бекет-Ата к концу его жизни, находится в 180 километрах юго-западнее города Жанаозен Каракиянского района Мангистауской области, в 90 километрах северо-восточнее аула Сенек. Мечеть вырублена в среднем ярусе высокой скалы, в толще меловые породы известнякового останца. Только утром мы пошли осматривать подземную мечеть.
Мы спустились вниз около 2-х километров до мечети по специально проложенной дорожке, попутно любуясь живописной природой, бросая взгляды на густо заросшие кустарники, попутно любуясь живописной природой. Мулла мечети предупредил, что в этих местах водятся архары, считается добрым знаком встретить их. Но, мы не увидели архаров, может, потому что было пасмурно и прохладно.
Мечеть, вырубленная в горном ущелье, состоит из четырех помещений, в главном из которых находится священный посох. Ему поклоняются паломники, обойдя его по кругу. Бекет-Ата похоронен в этой мечети. Памятник состоит из вестибюля, молитвенного зала, жилой комнаты, усыпальницы. На потолке центральной комнаты имеется зазор для освещения, который закрыт рогами архара. В мечети есть также отдельное помещение для женщин. Вход туда разрешен только женщинам, где они делятся своими страданиями и просьбами. Теперь расскажем немного о жизни Бекета-Ата Мырзагулулы.
По словам летописцев, Бекет-Ата родился в 1750 году, в год лошади, в Акмечети на берегу реки Жем. Его отец Мырзагул считается шестым потомком Адай ата, был человеком трудолюбивым, а мать Жания была мудрой женщиной, за это их и уважал народ. Его дед Жаналы был справедливым, почитаемым аксакалом. Бекет-Ата – младший из четырех сыновей Мырзагул аксакала. Шежире Бекет-Ата выглядит следующим образом: Адай – Келимберды – Мунал – Жаулы – Коскулак – Жаналы – Мырзагул – Бекет.
Старожилы говорят, что храбрость Бекет-Ата унаследовал от своего нагашы (родственник по-матери) Есет батыра из рода тама, а от своего нагашы Назаркожа ему достался дар предвидения и пророчества.
Нам известны четыре мечети Бекет-Ата. Одна в Огланды, где покоится он сам, вторая в Акмечети, там похоронены его дед Жаналы, отец Мырзагул, мать Жания, сын Тогай. Третья находится в Бейнеу, здесь покоятся его брат Мендыкул, и правнук, известный на полуострове провидец Самалык. Четвертая мечеть находится в местности Тобыкты. А также, как рассказывает Кабиболла Сыдиыкулы, есть мечеть Бекет-Ата на Устюрте на берегу Арала в местности Байшагыр (в некоторых источниках пишется Баялы). Поэт Абу Сарсенбаев говорит, что на горе Мугаджар также имеется мечеть Бекет-Ата. Бекет-Ата, суфийский духовный предводитель – Пір, умер в возрасте 63 лет, в 1813 году, был похоронен в мечети в Огланды, которую сам вырубил.