В обиход политической жизни Казахстана, как и десятка других государств Евразийского континента, конституция, как Основной закон государства, вошла в первой трети XX столетия
Один из известных законотворцев, главный научный сотрудник Института истории государства, кандидат юридических наук, доцент Еркеш Калиевич НУРПЕИСОВ рассказал порталу NDH о конституции Казахской ССР 1978 года.
За короткий по историческим меркам период (1937-1995 годы) в Казахстане были приняты четыре Конституции: 1937 г., 1978 г., 1993 г., 1995 г. Незадолго до этого в 1926 годы был разработан Проект Конституции Казахстана, не вступивший в юридическую силу. По времени действия в истории Казахстана их можно разделить на Конституции советского и постсоветского периодов. При этом Проект Конституции 1926 г., а также Конституции 1937 и 1978 г., то есть советского периода, по всем основополагающим, принципиальным вопросам имеют больше сходств, чем различий. А Конституции 1993 и 1995 гг., то есть постсоветские, имея больше сходств по общегуманитарным вопросам (права человека, их гарантии, судебная защита, институты гражданской самодеятельности), существенно расходятся в принципиальных вопросах организации государственной власти.
Главный научный сотрудник Института истории государства, кандидат юридических наук, доцент Еркеш НУРПЕИСОВ
С сожалением приходится констатировать, что первый опыт принятия Основного закона страны для Казахстана оказался неудачным. Принятый за основу IV съездом Советов Казахстана (1924 г.) Проект Конституции, разработанный на основе Конституции РСФСР 1918 г., КазЦИК 18 февраля 1926 г. постановил принять в качестве окончательной редакции проекта Конституции КазССР и направить его на утверждения ВЦИК РСФСР. Однако, он его даже не рассматривал. На фоне активно эксплуатировавшегося большевиками лозунга о праве наций на государственное самоопределение, такое пренебрежительное отношение к Проекту Конституции, явилось свидетельством фактического отрицания суверенной государственности Казахстана.
Проект Конституции КАССР не обрел юридическую силу и остался лишь историческим документом, не ставшим основным Законом Казахстана. Вопреки политической логике и здравому смыслу это произошло в XX веке, когда на международной арене существование государства без своей Конституции было немыслимым. Проект Конституции 1926 г. и последовавшие за ним Конституции 1937 и 1978 гг. советского периода объединяло то, что в них в качестве формы государственного правления, учреждалась Советская Республика. Открытая В.И. Лениным эта форма правления в противовес другим видам Республики (парламентской, президентской, аристократической), преподносилась как самая демократическая и поистине всенародная форма власти и была положена в основу государственного строительства на территории бывшей Российской империи, перешедшей под тотальный контроль партии большевиков. История, однако, развеяла этот миф, показав его политическую и практическую несостоятельность по мере усиления власти КПСС.
Помимо этого, сходство советских Конституций объясняется тем, что они разрабатывались на основе и во исполнение Конституций федераций: в начале РСФСР, а затем СССР. Поэтому вопрос о главном признаке любого государства- суверенитете, ставился и решался в них весьма туманно. А установленные в советских конституциях полномочия Казахстана вовсе сводили его на нет, отдавая приоритет всеобъемлющим полномочиям федеральных органов власти. Более того, согласно ст. 74 Конституции Казахской ССР 1978 года, «Суверенные права Казахской ССР в соответствии с Конституцией ССР охраняются Союзом ССР».
Эта, внешне заботливая формулировка, по сути, лишает республику права иметь политические, правовые и экономические средства защиты своего суверенитета. Другое дело, когда речь идет о защите суверенитета республики от внешних военных посягательств. Этим целям служит создание в соответствии со ст. 29 Конституции Вооруженных сил СССР и установление всеобщей воинской обязанности. Это было одной из главных задач федерации, независимо от национального или территориального принципа ее образования.
Ст. 68 Конституции провозгласила, что «Казахская Советская Социалистическая Республика - суверенное Советское социалистическое государство». Однако, ни экономических, ни политических оснований такой суверенитет не имел. Эта же статья устанавливает, что «вне пределов, указанных в статье 73 Конституции СССР, Казахская ССР самостоятельно осуществляет государственную власть на своей территории».
Но данная статья, отражая квинтэссенцию политического и экономического общесоюзного централизма, мало что оставила за своими пределами для союзных республик. Так, казалось бы, свобода, отраженная в ст.75 Конституции Казахской ССР 1978 года в части природопользования, народного образования, здравоохранения теряла свой смысл в условиях действия союзно-республиканских министерств. Это обстоятельство усугублялось тем, что около 90% производственного потенциала Казахстана было в союзном подчинении, или говоря современным языком, в союзной собственности.
В условиях набирающей силу номенклатуры и тотальной власти партии, предусмотренные в ст.2 Конституции положения о полновластии Советов и их исполнительных органов все более становились юридическими фикциями, открывающими дорогу для формирования тоталитарного, партократического государства вместо демократического. В нем, по подобию теократического государства, высшая власть принадлежала ЦК КПСС, уподобленному божеству, а ее реализация осуществлялась партийной номенклатурой, сильно смахивающей на касту духовенства. Национальное демократическое государство в этих условиях не могло состояться в качестве полноценного самостоятельного политического института, так как партия, воодушевленная идеей универсального интернационализма, не признавала ни национальные своеобразия, ни национальные границы, ни национальные политические интересы.
Любые «кратии»: теократия, автократия, монократия, партократия – как политические режимы в первую очередь, посягают на главный признак государства – суверенитет. Они ограничивают его, подминают под себя. Исключение составляет «демократия», которая напротив, заинтересована в защите суверенитета государства.
Так, вкратце, обстояли дела в политической и экономической сферах. Монополия партии на власть и незаконное управление экономикой на основе разрабатываемых ею пятилетних планов и обязательных к исполнению директивных, но не юридических, указаний вознесло ее в глазах широких масс на вершину общественной пирамиды. В значительной степени этому способствовали провозглашенные в Конституции права и свободы, которые могли бы быть украшением любой демократической страны. Здесь были и естественные права человека, и приобретаемые права гражданина.
Но вместе с тем, нужно особо отметить многие из этих прав человека, являющихся достоянием гражданского общества, повсеместно реализовывались. Например, право на труд, образование, здравоохранение, на отдых и другие, относящиеся к естественным правам человека.
Но иная картина складывалась в области прав граждан. Особенно уязвимыми были провозглашенные Конституцией свобода слова, печати, собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций. Без разрешения властей, эти свободы не были реализуемы, а разрешения никогда не выдавались. Такая же разрешительная система действовала в области научного и художественного творчества, хотя ст.45 Конституции таких ограничений не содержит.
Полностью от усмотрения партии зависело предусмотренное ст.45 Конституции право гражданина участвовать в управлении государственными делами через избрание в представительные органы или назначение на государственные должности. Не предусмотренный Конституцией и другими правовыми актами, изобретенный компартией номенклатурный принцип подбора кадров, когда кандидатуры отбирались партийными органами, а затем уже проходили формальную процедуру избрания или назначения, был откровенным издевательством над этой конституционной нормой.
Первое принципиально новое изменение в Конституцию Казахской ССР 1978 года было внесено 24 апреля 1990 года в связи с учреждением поста Президента Казахской ССР и лишением КПСС статуса руководящей и направляющей силы советского общества, ядра его политической системы. Это было началом десоветизации государственного управления и перехода к подлинно демократической республике.
С последующими изменениями и дополнениями Конституция 1978 года просуществовала до 1993 года и утратила свою юридическую силу с принятием Конституции Республики Казахстан 28 января 1993 года.