Социальное положение казахской женщины в XIX веке
01.04.2018 2813
Женщина в казахском обществе была хранительницей домашнего очага, она угождала мужу, его семье и воспитывала детей

Но при этом казашки отличались не только своим талантом создавать уют в семье – есть истории о женщинах, которые на полях сражений не уступали мужчинам.

В XIX веке практически все казашки учились ездить на лошадях. Например, в национальной игре «Кыз куу» джигиту не всегда удавалось догнать и поцеловать девушку, порой он мог получить и несколько ударов плетью.

Тем не менее, положение женщины в казахском обществе было гораздо ниже, чем у мужчины. Основная ее роль заключалась в материнстве. С половозрелого возраста ее могли выдать замуж, и она уходила в чужую семью. Порой браки заключались по договоренности, когда жених и невеста были еще совсем детьми, они могли даже быть не знакомы друг с другом до свадьбы.

О неравноправии между мужчинами и женщинами свидетельствовали такие обычаи как калым, многоженство, аменгерство и так далее.

Можно прийти к выводу о том, что эти обычаи, напротив, защищали женщин от участи остаться незамужней, а ответственность за нее переходила семье мужа.

Но положение женщины ухудшалось, по той причине, что зачастую она не имела право голоса, право выбора. Ее могли выдать замуж насильно. До брака девушка должна была строго следить за своим нравственным поведением и сохранять целомудрие.

Во второй половине XIX века Н. Маковецкий сообщал следующее:

В Мукурской волости, Семипалатинского уезда, до сих пор сохранилось название местности «Тентек-кыз», то есть, «дурная девка», где была убита непросватанная девушка, оказавшаяся беременной... В альджанской степи сохранились две старинные могилы. По преданию, в одной из них покится киргизская девушка, вступившая в связь с киргизом соседнего рода, помимо воли родителей. Когда она уже не могла скрывать беременности, то решилась бежать с возлюбленным, но была догнана родичами и убита. Киргиз вначале спасся от мести, но по требованию обиженных был убит своим родом, предпочитавшим лишиться своего члена лишь бы не вступать во вражду с соседями. Киргиз этот похоронен в могиле рядом с девушкой.

Так семьи, чтобы смыть с себя позор, предпочитали лишить жизни провинившихся. Такие случаи не всегда оканчивались смертельным исходом, но к детям, родившимя вне брака, в обществе относились с презрением. Они не имели никаких прав по отношению к отцу и постоянно оставались при матери.

Брак считался своего рода имущественной сделкой, при которой после уплаты калыма женщина переходила под ответственность своего мужа и его семьи. Уплата калыма была равнозначна бракосочетанию, поэтому независимо от обстоятельств отец невесты был связан обязательствами. В случае смерти дочери он должен был дать жениху другую свою дочь уже без принятия калыма, либо полностью вернуть калым.

Развод пары мог произойти только по инициативе мужа. При расторжении брака жене в случае отсутствия детей доставалась четвертая часть имущества мужа, при наличии детей – только восьмая часть. Если же супруг умирал, вдова должна была достаться его ближайшему родственнику. Этот обычай назывался «аменгерство» – «левират» у европейских народов.

Казахское обычное право защищало женщин. За изнасилование женщины, прелюбодеяние, ее похищение преступник мог быть приговорен к смертной казни, телесным и позорящим наказаниям, куну, аипу. Но подобные меры призваны были в большой степени предотвратить покушение на семейно-брачные отношения, оскорбленной стороной считалась не столько женщина, сколько ее муж.

Все же положение женщины по адату было легче, чем там, где постановления шариата воспринимались в качестве главного, основного закона. Женщина в казахском обществе не обязана была носить чадру, и могла ходить с открытым лицом. Она принимала участие в праздниках, народных гуляниях, играх и так далее.

После Октябрьской революции женщина в казахском обществе стала получать больше прав, ее положение постепенно улучшалось.