Во многих советских квартирах висели незатейливые элементы искусства - медная картина со схожим сюжетом: женщина с мечом в руке держит поверженную голову врага. Кто это женщина?
8 Марта по сложившейся с советских времен традиции мужчины все свое внимание целиком и полностью посвящают женщинам: дарят женщинам цветы, поднимают в их честь бокалы, произносят приятные комплименты и пожелания. Международный женский день – праздник весны и особого внимания к женщине. История напоминает, что день 8 Марта изначально задумывался как праздник женщин-революционерок, женщин, которые стремились быть равными в правах с мужчинами.
Идея празднования Международного женского дня была выдвинута лидером женской группы социал-демократической партии Германии Кларой Цеткин на 2-й Международной конференции работающих женщин, состоявшейся в 1910 году в Копенгагене. Клара Цеткин предложила, чтобы Международный женский день отмечался ежегодно в каждой стране в один и тот же день. Целью этого праздника революционерка назвала борьбу женщин за свои права.
Равноправие женщин Казахстана не только утверждено в Конституции Республики Казахстан, но и их активным участием в политике, бизнесе, науке и других сферах жизни общества. Традиция равноправия имеет глубокие исторические корни. Первым женским образом – символом, отражающим идею национального единения, свободолюбия, отваги является прославленная царица массагетов Томирис или Тумар. Ее имя не просто символ, а целый национальный бренд. Факты реального существования и правления Томирис в VI веке до н.э., хроники освободительных войн саков под ее предводительством против персидского царя Кира зафиксированы в мировой и казахстанской историографии. Хрестоматийным являются рассказы, описанные Геродотом:
У массагетов после смерти мужа царствовала женщина. Имя ей было Томирис. Кир послал к ней вести для виду переговоры о сватовстве, желая будто бы иметь ее своею женой. Но Томирис, понимая, что он сватает не ее, а царство массагетов, отклонила брачное предложение. После этого Кир поскольку хитрость ему не удалась, устремившись к Араксу, открыто начал военный поход против массагетов, наводя мосты для перехода войска через реку и сооружая башни на судах для переправы через реку. В то время как он был занят этим, Томирис, послав гла¬шатая, объявила следующее: «Царь мидийцев, перестань добиваться того, чего ты добиваешься. Ты ведь не знаешь, будет ли удачным для тебя выполнение твоего плана. Прекратив поход, царствуй над своими и смирись, видя, как мы правим подвластными нам.
Массагеты разгромили Кира, сам Кир погиб.
Наполнив человеческой кровью бурдюк, Томирис искала среди погибших персов труп Кира, а когда нашла, засунула его голову в этот бурдюк и, издеваясь над покойником, она стала приговаривать: «Ты меня, живую и одолевшую тебя в битве погубил, захватив хитростью моего сына. Я же тебя, как и грозила, напою кровью.
«Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства» пишет:
Этот жестокий сюжет художники использовали в качестве аллегории правосудия, неизбежного возмездия за зло, обман, предательство. Городские магистраты заказывали картины на этот сюжет для размещения их в залах суда. Теологи приводили историю Томирис и Кира как «параллель» ветхозаветной истории Юдифи и Олоферна, а образ царицы, мстящей жестокому царю, рассматривали в качестве прообраза Девы Марии, побеждающей Сатану.
Рубенс. «Томирис с головой Кира». 1622 год. Музей изящных искусств, Бостон, США
Великий Рубенс писал этот сюжет дважды: торжество Томирис при погружении головы побежденного Кира в чашу с кровью (художник несколько отступил от Геродота, нарисовав чашу вместо бурдюка).
Полотно красочно подчеркивает смысл происходящего. На нем присутствуют дети и вельможи разных рангов. Царица как бы дает урок твердости и тем, и другим.
Она демонстрирует и свою силу, и свою жестокость по отношению к врагам. Для наследников это – урок, как надо поступать с врагами. Для вельмож – предупреждение о том, что их ждет, если они взбунтуются против царицы.
Рубенс. «Томирис с головой Кира». 1620 год. Лувр.
Замечательную поэму «Сказание о Томирис» написал Мадали Найманбаев. Много интересного и нового материала представлено читателям. Особенно интересно описана сама царица Томирис. Заметно, что автор писал с учетом культуры и истории народов степи.
Дочь степей Томирис – глава массагетов,
Внучка Мадия, звездочка нашей земли.
Ее образ в народе навеки бессмертен,
Так как саков тогда все враги полегли.
С рожденья осталась она сиротой -
Зарина при родах ушла в мир иной.
Детство прошло в походах с отцом,
Ведь всех массагетов стал он вождем.
В пять лет уже села сама на коня
С лихим, молодецким задором,
И гриву схватив дикаря-скакуна
С визгом неслась по просторам.
С шести - взяла в руки меч-акинак,
Познавая уроки сраженья с отцом.
А в десять - свирепый напор кое-как
Сдержать можно было с трудом.
Славу добыла в тринадцать стрельбой,
Всегда ее стрелы летели, как жало
Из сакского лука с тугой тетивой.
С обеих рук, на скаку – но попала!
На скачках всегда ее конь вороной
К финишу мчался, как правило, первым
И бой на копьях не прошла стороной,
И тут она мастер – крепкие нервы!
Не только, как воин, прослыла она
Краса ее дивная – яркая пламень!
Самим совершенством была создана
Но сердце красавицы твердо как камень.
Царица Томирис. Монумент, Астана, Казахстан.
Надо отдать должное сакской царице. Она внесла свой вклад не только в историю Великой степи, но и в мировую культуру человечества. И сколько еще таких дочерей гордо защищали казахскую землю от джунгар, китайской агрессии, от колониальной экспансии Российской империи, в годы Великой Отечественной войны. Вы всегда в нашей памяти!