Это была война – где хлынули беженцы в город
04.03.2018 909
Интернет-портал NDH и Посольство Государства Израиль поздравляют казахстанцев с Днем благодарности! В этот день мы подводим итоги конкурса «Алғыс»

Как мы уже говорили, победителем конкурса исторического проекта «Алғыс» стал Рафаэль Акижанов, ученик 8 класса СШ №69 города Алматы.

Рафаэль и его научный руководитель Болат Мунбаев проделали значительный труд, написав исследовательскую работу о помощи местного населения и казахской интеллигенции переселенным в Казахстан еврейским писателям в годы Великой Отечественной войны. Победители получат приз от Посольства – поездку в Израиль, а портал NDH публикует выдержку из его работы.

 

Это была война!

Война, где горели избы, Где людей сжигали живьем, Где из костей невинных, Хотели создать себе трон,

Это была война!

Где хлынули беженцы в город, И каждый кусочек хлеба, Был по-своему дорог,

Это была война!

Где каждый ковал победу, Где каждый питал надежду, Грозную нечисть изжить,

Это была война!

Где даже писатель писал, Пером, побеждая врага. Война разрушала семьи,

Забирала тысячи жизни, Оставляя в заброшенном доме, Слезы отчаянных сирот.

Б. Рахманов

Это рассказ о народе, чьё доброе сердце не дало сгинуть людям гонимых войной в Казахстан. Речь пойдёт не об одном человеке или его судьбе, мы расскажем о благородстве и щедрости души. Первая половина ХХ века оставила кровавые следы в истории нашей родины. Две революции, две мировых воин, гражданская война, два голода, репрессия, депортация, все эти тяготы легли на плечи многострадального казахского народа. И не смотря на все лишения, мы не потеряли человеколюбия и сострадания.

***

22 июня 1941 года это утро, когда выпускники школ вышли встречать зорьку полные надежды и мечтаний. Эту добрую традицию школьных выпускников города Кронштадта нарушил гул бомбардировщика Ju-88 сбросивший магнитные мины у кронштадтского рейда в 03 часа 5 минут . Ребята кинулись взорами на эти 14 бомбардировщиков, которые начали бомбить город. Взрывы и огонь поглощал город, каждый испуганно бежал домой, многие в то утро больше не увидели маму, на месте дома была воронка, а остатки догорали с юношескими надеждами и мечтами поступить в ВУЗ. С приказом контр-адмирала И.Д. Елисеева открыть огонь по немецким самолетам в 4 часа 00 минут началась ВОВ. Вот так для кого-то война началась с речью Молотова а для кого то война началась с догорающего пепла дома, матери и былой мирной жизни.

***

По данным эвакуационного отдела при СНК Казахской ССР в целом с августа 1941-го по январь 1942 года прибыли 386 тысяч 492 эвакуированных. Люди, познавшие ужас войны, тяготы эвакуации прибыли в Казахстан изможденными. Многие эвакуированные были в грязных, изорванных, штопанных, латаных костюмах. Ничего другого уже у них нет, все брошено, все пропало. Эшелоны шли из Москвы и Ленинграда в Алматы. Это были женщины и дети, старики и представители культуры, режиссёры, писатели. В тот миг, когда поезда пересекли границу Казахстана, на каждой станции были организованны пункты питания. На этих людей было больно смотреть, они были сильно истощенные. На станции Арысь, когда подходил пассажирский поезд, пассажиры бегом устремлялись, там стояли два больших длинных стола, тут можно было получить порцию каши.

***

Помогали всем, не различая пола, возраста и нации. Так, для будущего члена еврейской секции Союза Советских Писателей Казахстана Пинчевского стал другом и покровителем Сабит Муканов, дав ему возможность в соавторстве писать пьесы, тем самым спасая от тыловых работ на колхозной пашне. По возможности оказывал помощь в улучшении материального, бытового положения проявляя заботу об охране здоровья. В ноябре 1943 года в служебной записке Сабит Муканов, председатель президиума ССПК, отделу агитации и пропаганды ЦК КП (б) отмечал: «товарищ Пинчевский известный еврейский писатель на Украине, эвакуировавшись в Казахстан, активно пишет и здесь, совместно с ним написана пьеса «Песня победы». Пьеса идет в Каздармтеатре и имеет большой успех у зрителей». Это было важно. Для Пинчевского было важно писать и трудится, было важно прикрепится к столовой и получать продуктовые карточки, малолетний сын был болен, ему было необходимо элементарно хорошее питание. Пинчевский был одним из тысячи укрывшихся от ужаса войны людей. Потерявший привычный уклад жизни он нашел друга и соратника в лице Сабита Муканова. Кому как не Сабиту Муканову не знать тяжесть нужды. Кому как не ему знать истинный смысл значения дружеского плеча в трудные минуты жизни. Сабит Муканов и сам, осиротев в раннем детстве, постиг лишения и трудности. Он подал пример будущим поколениям Казахстанцев. Это милость не из жалости, это поступок человека, прошедшего жизнь, по ступенькам которой он карабкался, помогая другим. Сабит Муканов оказался не единственным.

***

Среди казахских писателей нашлись и те, кто встал на защиту еврейских писателей, эвакуированных в Казахстан. С. Маршак, М. Зощенко, А. Каплер в своем письме к партии большевиков просили оставить в Алма-Ате писателей, эвакуированных из Украины. На что получили ответ: «Скажите этим уважаемым товарищам, что эту просьбу удовлетворить не можем. Пусть едут в область». В ответ на безразличие партии А. Тажибаев, будучи в годы войны ответственным секретарем Союза Писателей Казахстана, выступил со следующими словами: «Все эти писатели или члены семей писателей, находясь долгое время в Алма-Ате в ожидании прописки, не имея работы и квартиры, исчерпали все свои средства для дальнейшего существования. Среди них имеются заболевания». Слова не пропали даром. Призыв был услышан казахскими писателями, они начали размещать эвакуированных у себя в домах, так сказать, в тесноте да не в обиде. В доме Мухтара Ауезова нашел приют Константин Паустовский. Он писал сыну: «живем мы в квартире у казахского писателя, здешнего классика Ауэзова». Здесь в Алма-Ате он работал над пьесой для МХАТА «Пока не остановится сердце». Владимир Иссык, будучи ребенком, вспоминает эвакуацию в Алма-Ату как дни когда они смогли вдоволь поесть белого хлеба.

***

Глубокая ночь. Кабинет 3 секретаря ЦК Компартии Жумабая Шаяхметова. Он уже не спит двое суток, ужасно много дел по эвакуации и сбору теплых вещей на фронт, Скворцов, зная деловитость своего заместителя, накануне назначил его председателем комиссии. Из канцелярии ЦК принесли к нему докладную записку из железнодорожной станции. Эшелоны с эвакуированными людьми простаивают в станциях, причина - загруженность линии, так как везут станки из оборонных заводов Украины.

«Да…., - думает Шаяхметов, - 45 вагонов с людьми стоит на станции, там дети и старики, женщины с грудными малышами».

Звонок из секретариата Сталина, Поскрёбышев кратко передал, что хозяин требует срочно запускать заводы, и дать стране оружия. Каганович видно доложил, что составы со станками оборонного завода из Харькова уже в Алма-Ате, почему-то он не сказал о людях, которые простаивают на станциях. Шаяхметов пишет инструкцию и требует срочно перевезти эвакуированное население в Южный Казахстан. Вдруг, помедлив, он дописывает о необходимости организации питания для них. Средства на питания выделить из бюджета обкомов.

Снова звонок из Москвы. На этот раз на проводе Л. Берия. Шаяхметов не понаслышке знал Лаврентия Павловича, еще с 30-х, в годы работы в НКВД. Голос Берии был резок: «Срочно проведите, полит беседу с эвакуированными из прифронтовых зон, не допустите панику, брожение и пресекайте разговоры об отступлении Красной Армии». Шаяхметов успел только сказать: «Хорошо!», как Берия бросил трубку.

В эти месяцы он, нагруженный промышленными задачами выпуска оружия на фронт, успевал уделять внимания людям. Скоро первое сентября, школьники должны идти в школу, а в Южном Казахстане людей разместили в школах, там они живут уже 2 месяца. Шаяхметов снова пишет указание, требует срочно дать людям жительство на постоянной основе, расквартировать в домах горожан. В тот день Шаяхметов поставил перед обкомами задачу выполнить эти поручения не позднее 6 сентября.

Снова звонки и поручения, совещания, он вылетел в Риддер и проверил работу металлургического завода, уже несколько недель он не был дома, под утро он вернулся в ЦК и зашел в кабинет Скворцова, там он основательно дал отчет. Дежурный секретарь оставила для Абдыкалыкова письмо. Уже днем он читает письмо Пинчевского, это еврей писатель, был эвакуирован из Украины: «Дорогой товарищ Абдыкалыков давно собирался писать вам. Но каждый раз откладывал, не хотелось беспокоить вас, но не могу больше и прошу простить меня за беспокойства, мои физические силы с каждым днем слабеют, я имею один обед на пятерых человек, моя жена превратилась в тень, мои сын истощен, получил бы я лимитированный паек...».

Абдыкалыков в срочном порядке помог писателю и распорядился прикрепить его к продуктовому пайку.

В те дни партийный актив работал особо активно. В Алматы приехал вагон с детьми из охваченной войной Беларуси и Украины. Неделями сидя на работе, Шаяхметов нашел время прийти домой, между делом он рассказал о детях, потерявших родителей в войне. Эти эвакуированные дети, объятые страхом, не помнили фамилии. Жена откликнулась и предложила усыновить двоих. Семья секретаря ЦК подала пример другим, усыновив и дав свою фамилию эвакуированным сиротам.

***

В мединституте было уже пусто, многие преподаватели ушли на фронт, а студентки работали в эвакуированных госпиталях. В эти дни из Украины была размещена экспериментально-оптическая мастерская профессора Гершмана. В этой мастерской трудился скромный еврей, который подал в наркомат образования КазССР научное открытие оптического зеркального стекла. Его родной Харьков был под оккупацией врага, и он всеми силами пытался вложить хоть малейший вклад в дело победы. Если посмотреть отрывок из архивного документа мы видим его старание. Сотрудники мединститута приносили кусочки своего пайка и помогали ему. Он же не покладая рук делал очки для Красной Армии.

Это сочинение отрывок из целого цикла научной работы. Я, работая в архиве города Алматы и архиве Президента Казахстана, обнаружил совершенно новые факты из жизни эвакуированного еврейского народа в годы Великой Отечественной войны. В марте будут получены сканированные документы, где каждый сможет увидеть странички из истории. Меня поразила отзывчивость казахского народа, все, буквально все, и сотрудники ЦК партии, и писатели Казахстана, и рядовые сотрудники мединститута были готовы разделить собственный кусок хлеба. Я горжусь казахским народом, и всеми, кто ковал победу, не потеряв честь и достоинство.

Рафаэль АКИНЖАНОВ,

ученик 8 класса СШ №69 г. Алматы