В этом году в Казахстане уже третий раз отмечается День Благодарности, учрежденный Указом Главы государства в январе 2016 года. Пожалуй, это один из самых «юных» праздников нашего государства
Однако по значимости и заложенному в нем глубокому смыслу его смело можно причислить к одной из важных календарных дат всего многонационального народа Казахстана.
При этом важно помнить непростую историю взаимоотношений этнических групп, населяющих Казахстан, в процессе которой коренному этносу нередко доводилось испытывать притеснения. Но, видя нужду и страдания тех, кто не по своей воле оказывался на казахской земле, сами казахи проявляли к ним сочувствие и милосердие. И только осмысливая эту историческую ретроспективу в ее полноте и многообразии, мы будем по-особому ценить появление в нашем календаре Дня Благодарности.
Как мы знаем, инициатива учредить в нашей стране День Благодарности принадлежит Президенту Казахстана Н.А. Назарбаеву. Она была озвучена им 23 апреля 2015 года во время работы XXII сессии Ассамблеи народа Казахстана, посвященной 20-летию АНК.
«Было бы справедливым день образования Ассамблеи народа Казахстана – 1 марта – ежегодно отмечать как День благодарности всех этносов друг к другу и к казахам, проявившим милосердие и принявшим этих людей, как родных. Это еще больше сблизило бы нас. Этот день может стать ярким праздником милосердия, дружбы и любви всех казахстанцев друг к другу», – предложил тогда Глава государства.
Тогда же он напомнил, что на протяжении всего ХХ столетия на территории Казахстана шел сложный процесс формирования многонационального сообщества.
Действительно, полиэтничность казахстанцев формировалась постепенно. Она стала следствием больших и малых миграционных волн, накатывавших на просторы Сарыарки и с запада, и с востока. Однако в историографии советского периода десятилетиями замалчивался драматизм этих переселенческих процессов. Миграция нескольких миллионов людей в Казахстан
Глава государства на праздновании первой годовщины Дня Благодарности 1 марта 2016 года озвучил цифру – 5,6 миллиона граждан
толковалась как явление естественное, добровольно-плановое, в том числе и как некий романтический порыв «комсомольской молодежи» ехать на «стройки социализма», на освоение новых необжитых казахстанских просторов.
В большей степени такой дискурс справедлив лишь для характеристики последней волны переселенцев, массово прибывших в 1950-1960-х годах в Казахстан осваивать «целинные и залежные земли» и возводить «объекты народного хозяйства».
Но за словесными штампами о «вековой дружбе», «братской семье народов», «планете ста языков» и прочее – зачастую вне осмысления остаются сложные процессы формирования казахстанской полиэтничности.
А осмысление это крайне необходимо.
В этой связи нелишне напомнить, что полиэтничность на казахской земле начала формироваться еще задолго до массовых переселенческих движений, имевших место в ХХ столетии, и носила вначале явно выраженный колониальный характер. Не является секретом и то, что, начиная с XVIII века, казачьи войска Российской империи постепенно захватывали территории, на которых испокон веков кочевали казахские роды Младшего и Среднего жузов. На отнятых у казахов (в то время их называли киргиз-кайсаками) землях строились военные крепости, форпосты и хутора. Захват казахских земель стал даже причиной участия казахов вместе с представителями других народов в Крестьянской войне 1773-1775 гг. под предводительством Емельяна Пугачева против царского самодержавия.
Но и это не остановило имперской колониальной экспансии с севера и запада. Наоборот, в дальнейшем она еще более усилилась. Как свидетельствуют историки, в XIХ веке, после отмены крепостного права в 1861 году, царское правительство перешло от военно-казачьей колонизации земель – к массово-переселенческой. С этой целью были разработаны даже «Временные правила» для крестьян, переселявшихся из центральных и южных губерний Российской империи в казахские степи. «Правилами» предусматривалось наделение землей по 30 десятин на мужскую душу населения, освобождение от налогов и повинностей на целых 15 лет и выдача ссуды до 100 рублей.
И поток переселенцев хлынул. Помимо тех, кто добирался своим ходом на быках и лошадях, переселенцы ехали целыми эшелонами по Транссибирской железнодорожной магистрали, проходившей через Северный Казахстан.
Изымаемые у казахов земли царская администрация называла «свободными излишками» и зачисляла в «переселенческий фонд». В результате такой колониальной политики царизма к концу XIХ века у казахов было насильственным образом отобрано и передано переселенцам порядка 4 млн десятин земли (примерно 4,5 млн гектаров в современном измерении).
В этой связи видный казахский государственный и общественный деятель Турар Рыскулов писал: «После 1899 года этнические конфликты между казахами и русскими стали характерной чертой жизни в Степи».
Однако своего апогея активно проводимая царизмом политика массового переселения крестьян достигла в годы так называемой Столыпинской аграрной реформы (1906-1911 гг.). Со времени ее объявления и вплоть до начала Первой мировой войны в Казахстан было переселено 714,4 тысяч крестьян – в основном из Украины, центральных губерний России и Беларуси. Как свидетельствует беспристрастная статистика, всего со времени Первой Всеобщей переписи населения Российской империи (1897 г.) и до Первой мировой войны общая численность осевших в Казахстане переселенцев составляла 1 млн 434,4 тыс. человек.
В это время площадь изъятой у казахов земли достигла уже 17 млн десятин. Нелишне добавить здесь и то, что в канун Октябрьской революции (большевистского переворота) 1917 года площади отнятых у казахов земель составляли уже 45 млн. десятин.
Активно в эти годы шла трансформация и этнического состава населения. По данным все той же Первой Всеобщей переписи населения Российской империи общая численность жителей, населявших территорию Казахстана, была на уровне 4,5 млн человек, из них казахов – 3 млн 845,2 тыс. человек, а процент неказахского населения в северных регионах доходил уже до 30%. Наряду с этим крестьянская колонизация при содействии местных администраций продвигалась все дальше на юг, достигнув даже Чимкентского, Ташкентского, Аулие-Атинского уездов Сырдарьинской области.
Как считают ряд исследователей, имперская переселенческая доктрина преследовала не только утилитарную цель – обеспечить землей малоземельное и безземельное крестьянство центральных и южных губерний Российской империи и тем самым ослабить возникшую там социальную напряженность, но и изменить здесь, в Казахстане, моноэтничный состав населения, укрепить свои колониалистские позиции и постепенно получить новый, освоенный в аграрном отношении, регион.
Установление Советской власти в Казахстане, образование Киргизской (1920 г.), позже – Казахской (1925 г.) АССР, получение в 1936 г. статуса союзной республики – постепенно обретало уже иные черты и особенности формирования полиэтничного состава населения.
Главными из этих особенностей были уже следующие.
Во-первых, осталось в прошлом межэтническое противостояние между коренными жителями и переселенцами по земельному вопросу. К 1930-ым годам право собственности на землю утратили как местные землевладельцы, так и получившие земельные наделы крестьяне, вынужденные подчиниться требованию Советской власти вступить в колхозы.
Во-вторых, на смену добровольному переселенческому движению конца XIX – начала XX вв. пришло насильственное, депортационное переселение. Казахская земля становилась местом ссылки десятков тысяч раскулаченных крестьян, территорией ГУЛАГа, поглотившей сотни тысяч безвинных жертв, а также новым пристанищем для целых депортированных народов, гонимых сталинскими репрессиями.
Не менее бесправными и униженными оказались и местные коренные жители казахских степей. На их долю выпали те же страдания, которые ощутили на себе все жители огромной «страны советов», ставшей на долгие годы большим советским концлагерем.
Одним из тяжелейших испытаний для всех казахстанцев стал голод 1932-1933 годов, который явился следствием преступной «коллективизации» крестьянских хозяйств и принуждения казахов к оседлости. Голодомор (ашаршылық) унес жизни порядка 2 млн человек, в том числе почти половину казахского этноса. В абсолютных же цифрах Голодомор 1930-х годов стал наибольшей трагедией для Украины, откуда происходила большая часть переселенцев, там голодной смертью умерли от 7 до 10 млн человек.
Еще одним ударом для всего населения СССР, частью которого до конца 1991 года была и Казахская ССР, стали политические репрессии 1930-1950-х годов. Важной составляющей союзного ГУЛАГа оказался и печально известный КарЛАГ, через который за годы сталинского террора прошли около миллиона узников.
В это страшное время в Казахстан были депортированы целые народы – около 800 тысяч немцев, 102 тысячи поляков, 550 тысяч представителей народов Северного Кавказа, 18,5 тысяч корейских семей с Дальнего Востока. Их выгружали из вагонов прямо в голой степи. В то время здесь жили только казахи. И казахские семьи, сами находившиеся в крайней нужде, принимали их в свои саманные дома. Наша семья также приняла супружескую пару с тремя детьми.
Из выступления Н.А. Назарбаева 01.03.2016 г.
Помощь коренных жителей – казахов – репрессированным переселенцам и политзаключенным со страшным клеймом «враг народа», с которыми они делились последним куском хлеба, трудно переоценить. Эта страница нашей общей истории заслуживает отдельного разговора и отдельного преклонения. Но как бы ни казалось парадоксальным, именно тогда, в годы тяжелейших невзгод и массовых репрессий, закладывался прочный фундамент толерантности, сострадания друг к другу, взаимной поддержки и выручки представителей различных этносов, связанных общей бедой, общей судьбой на общей земле.
Как мы помним, на начало 1940-х выпало новое испытание, которое не обошло стороной тогда ни одну советскую семью – война с фашистской Германией. Уже летом 1941-го в Казахстан потянулись из западной части страны эшелоны с эвакуированными промышленными предприятиями, учреждениями, с десятками тысяч вывезенных из-под бомбежек мирных граждан. По статистическим данным на территорию Казахстана было эвакуировано порядка 300 заводов и фабрик, прибыло в эвакуацию до одного млн человек.
В обратном направлении – в сторону фронта – уходили составы с мобилизованными и добровольцами, с техникой, боеприпасами, продовольствием. В Казахстане было сформировано 12 стрелковых и 4 кавалерийских дивизий, семь стрелковых бригад, около 50 отдельных полков и батальонов различных родов войск. В большинстве своем они, за исключением трех национальных кавалерийских дивизий и двух стрелковых бригад, были интернациональными по своему составу. Всего за годы войны в действующую армию было призвано 1 млн 366 тыс. казахстанцев.
Это вселенское, доселе невиданное всеобщее лихолетье накрепко объединило коренных и некоренных жителей Казахстана в едином устремлении – выжить и победить. Выкристаллизованные тогда лучшие человеческие качества – сострадание, взаимовыручка, добрососедство и бескорыстие – стали определяющими чертами характера казахстанцев любой национальности на десятилетия вперед.
Думается, не будет преувеличением сказать, что именно эти лучшие черты казахстанского характера, закаленные общей бедой военного лихолетья, достойно были проявлены в еще одной битве столетия – битве за устойчивые урожаи целинного хлеба, за весомый миллиард пудов казахстанского зерна.
Это – уже следующая значимая страница нашей отечественной истории, о которой с теплотой и благодарностью вспоминают сегодня многие участники целинной эпопеи – и укоренившиеся ранее в Казахстане, и приехавшие в 1950-1960-е годы по партийному и комсомольскому «оргнабору» поднимать казахстанскую Целину. Сотни тысяч будущих казахстанцев различных национальностей ехали сюда со всех уголков СССР. Только за два первых целинных года их прибыло более 640 тысяч, а за десятилетие освоения Целины эта цифра составила 2 млн человек.
Следует отметить, что именно это поколение казахстанцев «целинной волны» вместе с коренным населением республики, их дети и внуки сделали в 1991 году для себя и для будущих поколений выбор в пользу суверенитета и независимости Республики Казахстан.
Очевидно, есть свои законы развития общественных отношений в каждой стране. С этой точки зрения появление в Казахстане Дня Благодарности – явление закономерное. Оно обусловлено и освящено многолетним опытом добрососедского сосуществования представителей различных этносов на одном географическом пространстве. Этот опыт позитивно отразился на менталитете народа, его жизненных представлениях и устремлениях, сформировал общие для всех нас ценности и идеалы. За это мы – 18-миллионный народ Казахстана, состоящий из представителей 130 этносов и народностей – и должны быть благодарны друг другу и в этот день, и во все последующие.
И пусть наш казахстанский праздник – День Благодарности – наполняется год от года глубоким философским содержанием и высоким гуманистическим смыслом.
Тарас ЧЕРНЕГА,
Главный редактор Республиканской газеты «Українські новини»,
председатель Совета ОО «Украинский Культурный Центр «ВАТРА» города Астаны»