Керимбаев Борис: я приказал сжечь мешок с долларами
24.01.2018 2478
12 января 2018 года Борису Керимбаеву исполнилось 70 лет. NDH посвящает публикацию юбилею участника Афганской войны, командира 2-го Мусульманского батальона

На протяжении десяти лет советские солдаты участвовали в войне в Афганистане. Введение советских войск в Афганистан было интерпретировано как оказание помощи афганскому правительству. Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве от 5 декабря 1978 года между Советским Союзом и Демократической Республикой Афганистан действительно предполагал политическое и военное сотрудничество.

 

Министерство обороны РК наградило Б. Керимбаева  медалью «Ел Қорғаны».

 

В марте 1979 года, когда ситуация в Афганистане обострилась, Генеральный секретарь ЦК НДПА Нур Мухаммед Тараки по телефону попросил Председателя Совета министров СССР А.Н. Косыгина ввести в страну советские войска. Тогда просьба была отклонена, но в конце декабря 1979 года СССР все же ввел в Афганистан ограниченный контингент войск. Основное противостояние в Афганистане шло между официальным правительством и моджахедами, которые считали правительство предателями веры, а советских солдат называли «шурави».

Среди казахстанцев тоже были воины-интернационалисты, пострадавшие в афганском конфликте. В честь них в Казахстане возведены мемориалы, в школах проводятся линейки, посвященные этим трагическим событиям.

Командиром 177-го отдельного отряда спецназа был Керимбаев Борис Тукенович по прозвищу «Кара майор». Его деятельность в Афганистане связана с такими известными событиями как операция в Панджшерском ущелье.

177-й отдельный отряд специального назначения был сформирован ГРУ в городе Качаган по образцу «Мусульманского батальона», который принимал участие в штурме Президентского дворца Амина с группой «Альфа». Назначение Керимбаева на должность командира отряда проводилось в условиях секретности. Сам Керимбаев не знал, что его направляют в Афганистан. Изначально его планировали отправить в Эфиопию, но затем планы внезапно сменились. Его долго водили по кабинетам, в одном из которых генерал В. Иванов поинтересовался у майора, хочет ли тот стать командиром отдельной части, и не просто части, а «большой» разведки. Это предложение заинтриговало Керимбаева. Майора в срочном порядке направили в Москву на очередное собеседование. На следующий день интрига была раскрыта: Керимбаева назначили на должность командира войсковой части №56712, или 177-го отдельного отряда специального назначения. Майор оказался лучшей кандидатурой на должность командира 2-го Мусульманского батальона, и он не разочаровал тех, кто возлагал на него надежды.

Наибольшую известность «Кара майор» получил после операции в горной долине Панджшер. Эта местность была родиной афганского командира Ахмад шах Масуда. Панджшерский район отличался обилием сосредоточенных здесь драгоценностей. 70% добычи и обработки драгоценных и полудрагоценных камней приходится на это место.

Кроме того, ущелье по своей структуре располагало множеством преимуществ для ведения боевых действий. В Панджшере располагалось озеро и горное ущелье. Это ущелье простирается в длину до 100 километров, там есть множество высот, удобных для обстрела урочищ, природных пещер, потайных расщелин, контрабандистских троп, караванных дорог со многими стоянками, пешеходных троп, значимых привалов, удобных укрытий. По этой причине большинство решающих боев проходило в Панджшерском крае.

Панджшерское ущелье 

СССР неоднократно пытался остановить деятельность Ахмад шаха, в том числе организовал несколько покушений на его жизнь, но государство не могло противостоять растущей популярности народного лидера.

В стране фактически царило двоевластие. Официальная власть принадлежала Бабрак Кармалю, который, можно сказать, был ставленником Советского Союза после свержения Х. Амина. Но игнорирование народного возмущения привело к интенсивной мобилизации сил вокруг Ахмад шаха, на стороне которого было большое количество приверженцев.

Советский союз должен был предпринять срочные меры. С. Соколов, тогда министр обороны СССР, маршал Советского Союза принял решение о захвате Панджшера. Понимая, что ликвидация Ахмад шах Масуда на тот момент было маловероятным, военная верхушка стремилась ослабить поддержку Ахмад шаха и тогда выйти с ним на переговоры.

Эту задачу и должен был выполнить 177-й отряд. 2-й Мусульманский батальон противостоял отрядам Ахмад Шах Масуда на протяжении девяти месяцев, с 11 июня 1982 года по 8 марта 1983 года.

Специфика отряда специального назначения состояла в том, что он выполнял не разведывательно-диверсионные задачи, а использовался в качестве горнострелкового формирования для захвата и удержания укрепленных районов моджахедов.

Панджшерский район приобрел особенную важность для удержания советскими войсками после того, как Ахмад шах Масуд пообещал, что через месяц на этой земле ни будет ни одного советского солдата. С Кораном в руках он поклялся вернуть Панджшер. Советскому правительству было необходимо подорвать авторитет Ахмад шаха в глазах его солдат. Военное руководство дало однозначный приказ «Необходимо хотя бы месяц удерживать Панджшер». Никогда на Афганской войне подобных задач ни перед кем не ставили.

Свое прозвище «Кара майор» командир получил за смуглую кожу, но это название имеет и другие коннотации. Ахмад шах, узнав, что в ущелье будет Керимбаев, сказал: «Откуда взялась эта черная напасть? Как мы избавимся от него? Надо уничтожить его!». За голову командира была назначена сумма в миллион долларов. Такова была цена за то, чтобы предотвратить новые потери душманов. Моджахеды видели в майоре достойного соперника, и, несмотря на противоборство, по-настоящему уважали его.

Только после того, как Масуд пошел на переговоры и согласился объявить перемирие, 177-й отряд покинул Панджшер. Борис Керимбаев потерял на Афганской войне 40 солдат и 4 офицера. Большая часть погибла в Панджшере. Такова цена за триумфы в Афганской войне.
Это настоящий подвиг всего 177-го отряда, но, несомненно, велика заслуга командира отряда Бориса Керимбаева.

В интервью Бахытбек Смагулу Борис Керимбаев поделился своими размышлениями о патриотизме.

«Я считаю себя патриотом. После Афганской войны получил приглашение на службу в Ленинградский военный округ. Я отказался. Маршал Советского Союза, покойный Сергей Федорович Ахромеев предложил мне почетную должность командира батальона охраны Кремля. И от этого предложения отказался… Я думал, что мои знания будут нужны нашему Казахстану, моему народу. Это моя Родина!

… Сам я думаю, что патриотизм – это когда свой народ, свое Отечество ты ставишь выше всего остального. Был случай, когда в Афганистане я приказал сжечь на костре мешок с американскими долларами, который попал в наши руки. Это были деньги, от которых разгорался огонь войны. Поэтому, чем им давать раздувать искры кровопролития, лучше уничтожить их собственными руками. …Когда заграничные деньги вспыхнули пламенем, оставался хладнокровным по той причине, что они не были деньгами нашего народа, нашего Отечества.

Мы должны уметь ставить выше всего остального наши национальные ценности, в том числе язык, религию, историю, обычаи, традиции, духовное наследие предков, не давать никому унижать и уничтожать их». 

 

Главное фото: Sputnik 

При подготовки статьи были использованы материалы книги Бахытбека Смагула "Король Панджшера"