ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ ГОРОДА АСТАНЫ
11.12.2017 2459
К 20-летию Указа Президента РК «Об объявлении города Акмолы столицей республики Казахстан»

Провозглашение государственной независимости  Казахстана стало  новым историческим этапом в жизни страны. Начальный период суверенного государства в 90-х гг. прошлого века совпал со временем кардинальных трансформаций экономических, политических и социальных отношений, это были «…особые годы по накалу страстей и эмоций. Это были годы, когда принимались важнейшие решения, от которых зависел дальнейший путь развития нашего государства, когда одно неверно принятое решение могло существенно изменить траекторию движения страны», - отмечал Президент Казахстана  Н.А. Назарбаев. Одним из важнейших событий данного периода является перенос столицы Казахстана.

Стратегическая инициатива по созданию новой столицы принадлежит Главе государства и была выдвинута им уже в первые годы независимости, в 1992 году. Тогда «реалии настоящего, и целый ряд геостратегических факторов заставили нас по новому подойти к процессу формирования нашего собственного геополитического пространства». В 1994 году на заседании Верховного Совета Республики Казахстан впервые была официально озвучена идея переноса столицы, результатом которой стало принятие депутатским корпусом страны Постановления «О переносе столицы Республики Казахстан».

Значительный объем документов, воссоздающих историческую ретроспективу переноса столицы современного Казахстана, содержится в  Национальном Архиве Республики Казахстан. Всемерное использование данного информативного контента, позволяет не только воссоздать историю событий, но и передать подлинную атмосферу исторической эпохи. Так, особую значимость для исследователей проблемы переноса столицы представляют документы Аппарата Президента и Кабинета Министров РК (Ф.43) «Государственная комиссия Республики Казахстан по передислокации высших и центральных государственных органов в город Акмолу» (создана Указом Президента от 15 сентября 1995 г.). В данном фонде содержится переписка Госкомиссии с Правительством Республики Казахстан по вопросам реализации первоочередных мер по переносу столицы, в том числе: документы по разработке Государственной программы первоочередных мер по переносу столицы Казахстана из города Алматы в город Акмолу, планы-графики работ по подготовке передислокации столицы в г. Акмолу, отчеты по деятельности, таблицы потребности в жилье, таблицы основных данных по передислокации министерств, затраты на реконструкцию зданий и др. Повседневная деятельность Госкомиссии, напряженный график работы, сжатые сроки передислокации отражены в Протоколах заседаний Госкомиссии, на которых отрабатывались неотложные проблемы переноса, начиная от вопроса «…сокращения времени следования поезда сообщением Алматы-Акмола с 24 до 16-18 часов и увеличения частоты его движения», до организации скоординированной работы государственных органов по вопросам передислокации. На заседании Комиссии от 11 ноября 1995 года был утвержден общий список высших и центральных органов, для переезда в ближайшее время. Затем был опубликован список высших и центральных органов подлежащих передислокации на первом этапе, а также список зданий  для их размещения. Всего в списке 28 организаций, среди них, количество министерств – 11, комитетов – 4.

«Пионером» переезда в Акмолу стало Министерство транспорта, прибывшее в город в декабре 1996 год, однако на начальном этапе переноса госслужащие столкнулись с острой нехваткой жилья, служебных помещений для передислоцированных министерств, поэтому приходилось занимать имеющиеся здания, соглашаться с предложенными вариантами. Так, по информации Первого Заместителя Министра экономики Ж. Ертлесовой: «В течение января-февраля 1996 года рабочая группа с выездом на место произвела прием-передачу здания Целинного филиала КазНИИЭОАПК (Казахский научно-исследовательский институт экономики агропромышленного комплекса) с баланса НИИ экономики на баланс Министерства экономики Республики Казахстан. Однако, вопрос размещения  в здании облсовпрофа не решен до конца, достигнута договоренность только на аренду 1 этажа и актового зала в здании Акмолинского облсовпрофа .

При этом становилось очевидным, что новой столице требуется полномасштабное строительство. В связи с этим  Правительство поручает Госскомиссии в Программе первоочередных мер по переносу столицы, особое внимание уделить масштабному жилищному строительству. В ходе разработки Программы акимату г. Акмолы предписывалось «...в 10-дневный срок представить в Аппарат Комиссии данные о стоимости одного квадратного метра общей площади жилых домов, построенных и запроектированных в текущем году в городе Акмоле в разрезе крупных организаций-подрядчиков и заказчиков, а также типов домов».  Запрос был тем более актуален, что в связи с приобретением столичного статуса, начинается повышение цен на жилье. Если в марте-апреле 1997 г., по данным областного управления по оценке и регистрации недвижимости, средняя цена за квадратный метр составляла 150 долларов, то в июле уже она составила 250-300 долларов.

Как показал дальнейший ход событий, связанных с переносом столицы, по вполне объективным причинам уже в период 1997-2000 гг. происходит стремительное развитие бывшего областного центра, в это время быстрыми темпами растет население города, идет бурное строительство новой столицы. Общая площадь земель города Астаны по состоянию на 1998 год составляла – 25,7 тыс.га. В генеральном плане общая площадь землепользования  принята 71 тыс. га. Теперь стояла задача найти рациональное решение застройки данной громадной территории, которая в целом соответствовала грандиозному размаху запланированной большой стройки.

Для решения этой проблемы, с 18 марта по 3 декабря 1998 года проводится открытый международный конкурс на эскиз-идею Генерального плана развития нового центра города Астаны (Акмолы). Полную исчерпывающую информацию о проведении данного масштабного мероприятия дают архивные материалы (Ф.51) «Правительственная комиссия  Республики Казахстан по проведению Международного конкурса на эскиз- идею Генерального плана развития нового центра города Акмолы», включает следующие документы: Программа проведения международного конкурса, Протоколы заседания Правительственной комиссии по проведению конкурса,  Протоколы заседания жюри Международного конкурса, Сводное заключение комплексной градостроительной экспертизы по проекту Исследовательской группы Японского агентства по Международному сотрудничеству (ЯАМС) и др.

Интерес к конкурсу проявили 50 участников из стран зарубежья и СНГ. Всего было прислано 40 заявок. Из них – 9 представляли Казахстан, 5 – Россию, 3 – Чехию, 2 – Беларусь, Украину, Пакистан, Кыргызстан, Италию, Болгарию. По одной заявке прислали коллективы из Японии, Австралии, Узбекистана, Германии, Франции, США, Южной Кореи, Великобритании, Латвии, Польши и ОАЭ. Перед участниками конкурса была поставлена следующая задача: «В поиске образа нового центра города Акмолы необходимо найти решение, соответствующее статусу столицы Республики Казахстан, учитывающее природно-климатические факторы и национальные особенности».

Победителем конкурса стал проект известного японского архитектора Кисе Курокава (Kisho Kurokawa), который приступил к строительству столицы в стиле «Hi-tech». Это была совершенно другая архитектура, архитектура нового XXI века. В то же время, новая столица весьма органично вписалась в безбрежные просторы степного пространства, олицетворяя философскую концепцию Генерального плана, как симбиотичного и метаболичного города. «Синтез старого города Акмолы и новой застройки столицы Астаны». Современные исследователи проблемы отмечают: «Методологическая инверсия таких архитекторов-метаболистов, как Кендзо Танге и Кисё Курокава, состоит в призыве осознать, что “вечных городов” не бывает и потому необходимо сосредоточиться на приспособлении к изменениям, а не пытаться сохранить “вечные” образцы градостроительной  истории.

Реализация Генерального плана выдвинула на первый план приоритетные вопросы строительства, при этом своего рода испытательным полигоном для воплощения в жизнь архитектурных идей и градостроительных планов, стали свободные экономические зоны Казахстана.  Зоной активного применения новых технологий, стала созданная в 2001 году СЭЗ «Астана – новый город».

В Национальном архиве также содержатся документы и материалы, воссоздающие все перипетии создания «зеленого пояса», который должен был стать важной составляющей в противостоянии суровому климату «северной столицы». Архивные документы свидетельствуют, что активная работа по его созданию начинается уже в первые годы переноса столицы. Так, 2 мая 1996 года на совещании у Председателя Государственной комиссии по передислокации государственных органов, М.Н. Макиевского рассматривался вопрос: «Об отводе Комитету лесного хозяйства земельных участков в городе Акмоле для организации лесопитомников, лесных полос и лесонасаждений, а также  рекомендовалось приступить к практическим работам по организации лесопитомников, создания ветрозащитных лесных полос, увеличения территории лесопарковых насаждений».

В результате, принимается специальное решение акима Акмолинской области об отводе Комитету лесного хозяйства земельных участков под лесной питомник 100 га в совхозе Шубары в приграничном с госфондом урочище Шубары. В документах характеризуется деятельность Комитета  Лесного хозяйства РК, который не только ответственно подошел к выполнению поставленных задач, но старался «…ускорить решение вопросов по созданию зеленой зоны г. Акмолы». В целом, в результате целенаправленной деятельности на протяжении 1997-2016 годов была создана зеленая зона, площадь которой составила 75,1 тыс. га, из них 14,8 тыс. га находились в черте города.

Перенос столицы поставил на повестку дня вопросы, связанные с передислокацией МИД и дипломатических представительств в г. Акмолу. Однако дипломаты медленно перебирались в Акмолу, опасаясь сурового климата. В то же время, согласно архивным документам, уже в 1996 году представителями «Посольств Республики Узбекистан, Грузии, Российской Федерации и Китайской Народной Республики и местных органов власти был осуществлен выбор земельных участков в городе Акмоле для размещения указанных дипломатических представительств.

На современном этапе в Астане находится  более 50 посольств, действуют консульские учреждения и представительства международных организаций, обладающие дипломатическим статусом. Глава государства подчеркивал: «Сегодня большинство зарубежных посольств располагается в Астане, плодотворно работая на укрепление и расширение двусторонних отношений своих стран с Казахстаном. Переезд дипломатического корпуса стал коллективным актом международного признания нашей новой столицы».

Идея переноса столицы впервые была  обнародована в 1992 году, через год после всенародного избрания Н.А. Назарбаева Президентом Республики Казахстан, и в кратчайшие сроки, буквально в течение 4-5 лет претворена в жизнь. За этот период, в процессе строительства города Астаны, осуществлен колоссальный объем работ, о чем свидетельствуют архивные документы, которые  служат надежным источником, позволяют воссоздать объективную и полную картину происходивших исторических событий. В течение двадцати лет новая столица Казахстана – город Астана действительно стала центром не только Казахстана, но и всего евразийского пространства.

При подготовке статьи были использованы материалы Национального Архива Республики Казахстан 

 

С.А. БАГДАТОВА

ведущий научный сотрудник

Института истории

 государства КН МОН РК