На этой исторической фотографии изображены 21 человек. Предположительно снимок сделан в 1911 или 1912 году в Семипалатинске
Ровно 100 лет назад 5-13 декабря в городе Оренбург состоялся ІІ Всеказахский съезд на котором была провозглашена Алашская автономия. Это – историческая дата, вековой юбилей.
Делегат этого съезда Алимхан Ермеков писал: «12 декабря, после обеда, в 3 часа родилась Алашская автономия. Над головами шести сынов Алаша (Алты алаш) был поднят флаг Алаша. Рассыпавшийся киргиз-казахский народ стал отдельным аулом».
В этот период сформировался костяк казахской интеллигенции, действовавший во благо одной цели и одних интересов, они организовали национальное печатное дело, создали партию, открыли общеказахский курултай, провели демократические выборы. Как-бы то ни было, Алаш остался в истории как национальное резонансное явление в казахском обществе, подытожил профессор М.Койгельдиев. Публикуются исторические сведения и ценные фотографии того периода. Отрадно, что находятся малоизвестные материалы того периода. В Национальной библиотеке прошло очередное научное собрание, организованное национальным этнографическим объединением Адырна при поддержке Управления по духовным делам города Алматы. На нем обсуждались идеи Алаша и вопросы религии того периода. Известные историки, прибывшие из разных регионов республики, делились своими докладами. Мое внимание привлек доклад профессора Дины Кайымкызы на тему «Жизнь и творчество Кайыма Мухамедханова». Она показала историческую фотографию, на которой были изображены молодые деятели Алаша. Фотография сохранилась в архиве ее отца – ученого, педагога, писателя-драматурга, общественного деятеля Кайыма Мухамедханова. Турсын Журтбай говорил, что в Семипалатинске в доме под названием «синий шатер» Мухамедхана, собирались деятели Алаша, устраивали совещания.
Отец Кайыма Мухамедхан Сеиткулулы (1870-1937) был алашордынцем, проповедником ислама очень добрым, образованным, щедрым человеком. Он внес огромный вклад в становлении известных деятелей казахской культуры. В доме Мухамедхана собирались ученики Абая, Шакарима, известные деятели культуры, писатели и издатели. Одну часть большого зала дома занимала богатая библиотека, здесь была мировая классика на разных языках, газеты и журналы того времени, выписанные из разных мест. Отец Кайыма владел казахским, русским, татарским, арабским языками, был очень щедрым человеком. При финансовой поддержке Сеиткулулы издавалась газета «Сары-Арка», с 1918 года под редакцией Ж.Аймаутова и М.Ауэзова выпускался журнал «Абай».
Во время собрания, который проходил на левом берегу Семипалатинска, Мухамедхан поддержал Алихана Букейхана, когда он поднимал вопрос о возвращении городу прежнего его названия «Алаш». На руках у Кайыма, выходца из благородной среды, сохранились множество ценных материалов о событиях Алаша.
На групповой фотографии, ставшей уже исторической, изображены 21 человек. Имена 10-ти из них ученый написал своей рукой на тоте жазу (казахская письменность на основе арабской графики), некоторых оставил без записи, возле некоторых поставил знак вопроса (Тоте жазу прочитали с помощью знатока древней письменности Асылбека Байтанулы). Предполагается, что снимок был сделан в 1911 или 1912 году в Семипалатинске. Попробуем познакомиться с ценным снимком с описанием Кайыма Мухамедханова, которое он сделал на обороте фотографии на кириллице:
В первом ряду (слева направо): 1) неизвестно 2) Ахметжан Козыбагаров; 3) Алимхан Ермеков.
Во втором ряду: 1) неизвестно; 2) Халел Габбасов; 3) неизвестно; 4) Кульбай Тогусов; 5) Нургали Кульжанов; 6) Аманбай (Жаманбай) Чегиров; 7) неизвестно; 8) неизвестно.
В третьем ряду: 1) неизвестно; 2) Ахметолла Барлыбаев; 3) неизвестно; 4) неизвестно; 5) Султанмахмут Торайгыров; 6) Мекаил Абайулы; 7) неизвестно; 8) неизвестно.
В четвертом ряду: 1) Жусупбек Аймауытов; 2) неизвестно.
А теперь приведем краткую характеристику десяти деятелям, чьи имена стали нам известны, из материалов энциклопедии «Алаш қозғалысы», составленной учеными Диханом Камзабекулы и Ерболом Тлешовым:
Ахметжан Козыбагаров родился в 1879 году в Абайском районе ВКО, в 1901-1906 годы учился в фельдшерской школе Омска. В 1906-1918 годы работал фельдшером в губернской больнице Семипалатинска. В 1917-1919 годы он участвовал в формировании местных организаций партии Алаш, в 1918 году стал членом Семипалатинского областного совета Алаш орды. Работал председателем Семипалатинской уездной земской управы. Участвовал в формировании Семипалатинского отдела конных войск Алаш Орды. В областном архиве хранятся материалы, свидетельствующие, что он отправлял в Семипалатинск из каждой волости по 30 человек, полностью снаряженных необходимыми инструментами, лошадьми, верховой сбруей для народной милиции.
Вторая личность – Алимхан Ермеков. Окончив трехгодичную русскую школу в Каркаралинске, он поступает в гимназию города Семипалатинск. Возможно, это фото сделано в период его учебы в те года, запечатлев навеки его молодость. Годы его учебы и года, указанные на фотографии, совпадают. Позднее, в 1921 году он закончил Томский технологический институт. Алимхан Ермеков – деятель, внесший огромный вклад в деятельность движения Алаш и партии. Он участник І Всеказахского съезда в Оренбурге, который проходил 21-26 июля 1917 года.
Деятель движения Алаш и влиятельный член национального правительства Алаш Орда Халел Габбасов в 1899-1909 годы учился в приходской русско-казахской школе, в гимназии Семипалатинска. До 1910 года был учителем в Сейтеновской волости, в 1910 году поступил на юридический факультет Московского университета, в 1911 году его исключают из университета за участие в студенческих волнениях. В этом же году он поступает на физико-математический факультет Московского университета, который окончил в 1915 году с золотой медалью.
Следуя его биографии, видно, что в 1911-1912 годы его не было в Семипалатинске. А с октября 1917 года он - председатель Семипалатинского областного комитета. На ІІ Всеказахском съезде выступил с докладом о создании Алашской милиции. Был избран в состав правительства Алашорда. Халел Габбасов – судьбоносная личность, он 20 марта 1918 года по заданию Правительства Алаш Орды вел телеграфные переговоры с Советским правительством в лице И.В. Сталина.
Одна из сложных личностей – Кульбай Тогусов, на начальном этапе он общался с деятелями Алаш, позднее эти отношения охладились, возникли противоречия во мнениях и суждениях. В 1896 году он окончил сельскохозяйственную школу в Зайсане, знал в совершенстве русский язык и по решению колониальной власти он работал переводчиком мирового судьи Зайсанского уезда. В 1905 году он вместе с такими видными деятелями, как Алихан Букейхан, Ахмет Байтурсынулы, Жакип Акпайулы, выступил против колониальной политики царского правительства, участвовал в подготовке Каркаралинской петиции.
В 1909 году по решению царского правительства был арестован как «призывающий народ к бунту», и до 1912 года находился в тюрьме. После освобождения из тюрьмы его на три года лишают права проживания в Семипалатинском округе и ссылают в Капал.
Участник движения Алаш, деятель культуры уроженец Тургайского уезда Нургали Кульжанов в 1905 году преподавал в Учительской семинарии Семипалатинска. В 1908 году он был принят в членство Семипалатинского подотдела Западно-Сибирского отдела Русского географического общества. Был в составе проверочной комиссии, поручал сбор в отдел музея региональной истории, куда относились древняя история, музыка, фольклорное наследие. Вполне возможно, что он сфотографировался именно в этот период.
Одетого по европейский моде человека Кайым Мухамедханов подписал как Аманбай либо Жаманбай Чегиров. Про А.Чегирова сведения почти отсутствуют. Уроженцы Каркаралинска Аманбай и Ахмет Чегировы окончили центральную фельдшерскую и ветеринарную школы Омска. По окончании учебы Аманбай работал в Каркаралинске. Один из ярких представителей Алаш Орды, от начала и до конца он был участником движения Алаш. По одним из сведений, оказавшихся у нас на руках, он был принят членом Совета от населения Балхашской волости вместе с Жакыпом Акбаевым, Нарманбетом Орманбетулы, Рахымбаем Сапаковым, Амантаем Адамбаевым, Толеуом Азимбаевым, Хасеном Акаевым, Хасеном Дайыровым, Сыздыком Туткышевым, Сыпатаем Райымбековом, Садуакасом Мынгырбаевым, Шайкеном Карымсаковым, Мукажаем Байыровым, Жакеем Сартовым, Смагулом Бекпауовым, Ныгметом Нурмаковыми. Казначеем был назначен младший брат Алихана Смахан торе Бокейханов. Он открыл в Каркаралинске первую аптеку, был руководителем фельдшерского общества. Нужно бы заняться исследованием этой личности.
Ахметолла Барлыбаев известен как учитель, но о его жизни мало что известно. В 1911-1917 годы он преподавал в Павлодарском 2-х классном русско-казахском училище. В 1911-1914 годы в этом училище учились К.Сатбаев, Ж.Аймауытов и другие. В 1917-1919 годы он был активным участником движения Алаш в Семипалатинске.
Султанмахмут Торайгыров не просто поэт, просветитель, он был еще и членом Семипалатинского областного комитета партии Алаш. В 1912 году он поступает в медресе Ахуна Рахманкули в Троицке. Через год оставил учебу из-за болезни легких. В творчестве поэта 1912-1913 годы были очень плодотворными, он написал стихи: «Оқып жүрген жастарға», «Тәліптерге» («Шәкірттерге»), «Ендігі беталыс», «Оқудағы мақсат не?», «Анау-мынау», «Мағынасыз мешіт», «Шығамын тірі болсам адам болып», «Жазғы қайғы», «Кешегі түс пен бүгінгі іс» и очерк «Зарландым». После Февральской революции 1917 года он участвует в работе партии Алаш в Семипалатинске, правительства Алаш Орда. Публикует стихотворение «Алаш ұраны».
Потомки великого поэта Абая не остались в стороне от движения Алаш. Изображенный на фотографии Мекайыл (Мекеш) Абайулы под влиянием руководителей партии «Алаш», создал молодежную культурно-просветительскую организацию «Талап», был ее председателем. При помощи данной организации вел агитационную работу среди населения для поддержки партии Алаш на выборах Всероссийского Учредительного собрания.
Яркий след в Семее оставил Жусипбек Аймаутов. Весной 1917 года он был принят кандидатом в члены казахского комитета, образованного в Семипалатинске. В этот период он участвует в казахских съездах Семипалатинской области. Под влиянием идей Алаша вдвоем с М.Ауэзовым в 1918 году открывают журнал «Абай».
После того, как Дина Кайымкызы показала нам эту фотографию, чтобы узнать мнения известных в стране ученых и исследователей алашоведов мы связались с Т. Журтбай, Д. Махат, С. Жумағул, Б. Мурсалим, Е. Иргебай.
Турсын Кудакелдыулы сказал, что историческую фотографию видел и раньше, что она была опубликована в одной книге (книгу не смог вспомнить). А доктор наук Сагымбай Жумагул и автор фотоальбомов «Алаш Орда», «Войска Алаша» Болат Мурсалим и составитель десятитомника Кайыма Мухамедханова Ербол Иргебай сказали, что ранее эту фотографию не встречали.
«Этот мальчик воскресит наши имена», - так сказал Ахмет Байтурсынулы о Кайыме его отцу Мухамедхану. Жизнь и деятельность Ахмета Байтурсынулы, Мухамедхана – отца Кайыма, и автора этих строк «...если я и погибну, то что значит моя смерть, когда такие люди, как алашевцы, погибли», - Кайыма Мухамедханова станут примером для подрастающего поколения. Ценная фотография, пополнившая ряды редко публикуемых, считанных фотографий наших деятелей – частичка процесса столетней давности, остановившегося на миг. Попробуйте и вы погрузиться в эпоху молодости лучших сыновей народа. Это тоже модернизация общественного сознания!