26 ноября 1902 года родился Габиден Мустафин, народный писатель Республики Казахстан
Габиден Мустафин – известный казахский писатель, творивший в советскую эпоху, родился 26 ноября 1902 года. Его произведения отражают судьбу родного народа, наполненную драматическими событиями, в непростое время.
Книги Габидена Мустафина включили в себя богатые картины, изображающие перипетии жизни отдельного человека, тонкие наблюдения художника над психологическим портретом личности, с другой стороны нельзя не заметить влияние идеологии, которую проводит автор в своих произведениях.
Габиден Мустафин родился в Сартобе, что находится на берегу реки Нура, в Карагандинской области. Родные края вдохновляли писателя, он тепло отзывался о них в лирическом очерке «Тұған жерде» («На родной земле»):
Древняя земля ласкает твой взор. Все здесь знакомо. Все смотрит на тебя и веет теплом. Здесь ты скакал верхом на палочке, делал лук из гибкого тальника. Вот вытоптанная поляночка, где играли в асыки, а вот тут справляли свадебные пиры, приезд невесты, скачки с кокпаром. Вот место состязаний борцов — все напоминает о далеком месте и как будто улыбается тебе.
Мальчику повезло, и он кроме казахского языка выучил русский язык. Но доступ к этим знаниям появился только после тяжелых для жителей Сартобе испытаний. В связи с переселением крестьян из России, казахи тоже были вынуждены уйти из родных мест – в 1907 году шестьдесят семей рода Елибай покинули свои дома. Они переселились в Кокталжарык, что находился восточнее Спасского завода, который сыграл потом свою роль в жизни писателя.
Родную грамоту Мустафин освоил благодаря аульному мулле. Он также познакомился с табельщиком при Спасском заводе, который помог ему выучить русский язык. Благодаря этому мальчик получил возможность обучаться в русско-казахской школе. Мустафин был старательным и способным учеником, но при этом он успевал подружиться с другими учениками разных национальностей. В школе открыто проявилась его большая тяга к знаниям, любовь к книгам. Мустафин всю жизнь занимался самообразованием.
Когда Мустафин подрос, то вспомнили, что еще в детстве за него посватали Патиму, дочь узбека Аубакира Сейткамалова. Отец невесты раньше был очень бедным, но потом резко разбогател на торговле, зазнался и отказался выдавать дочь за Мустафина. Это сильно задело писателя и его родных. Вчерашний бедняк теперь не замечал их!
Примерно в это время начинает формироваться или обостряться классовое сознание Мустафина на фоне того, что Сейткамалов все больше нагружал бедняков. Между ними часто возникали конфликты. Но в 1919 году положение изменилось, и Сейткамалов согласился на свадьбу Патимы и Габидена. Этот брак длился недолго, молодая жена умерла через год после свадьбы.
В 1925 году Габиден женится на Зейнеле и отправляется в Кызылорду, чтобы продолжить обучение. Но его надежды не оправдались, поступить в учебное заведение сразу не получилось. Все же писатель получил богатый жизненный опыт другим путем. Он устраивается регистратором в Верховный суд, где не только выполняет свои основные обязанности, но и наблюдает за разными людьми, постигает книгу жизни через истории различных судеб.
Его творческий путь начался с коротких публицистических жанров: заметок, фельетонов, очерков в газете «Энбекши казах». Вскоре он пишет свой первый рассказ «Сарсен и Бокаш», который был опубликован в 1927 году в журнале «Перелетные птицы», через два года выпускает первый сборник рассказов «Ер-Шойын».
Уверенности Мустафину было не занимать, несмотря на не такой большой опыт в литературной деятельности, он уже вступал в споры с Тогжановым, Сейфуллиным и другими известными казахстанскими деятелями.
Идеи Мустафина не расходились с практическим воплощением – он не гнушался никакой работы, успел побывать и землекопом, и подсобным, и чернорабочим, и подмастерьем у слесаря.
В 1933 году Карагандинский Совет назначил токаря Мустафина ответственным секретарем редакции горняцкой газеты «Пролетариат Караганды». Скоро по работе он был переведен в Новосибирск, где занимался газетой «Кзыл-Ту» на казахском языке. Постепенно работа в журналистике способствовала созданию серьезных прозаических произведений.
В 1938 году Мустафин живет в Алма-Ате, где работает в редакции литературно-художественного журнала «Адебиет майданы», а позже становится его главным редактором. В этом городе в 1940 году вышел первый роман Мустафина «Жизнь и смерть», в котором писатель отразил развитие индустрии в Караганде и ее постепенное превращение в масштабную угольную кочегарку. После этого выходят еще несколько романов «Шиганак» в 1945 году. «Миллионер» 1948 года занял видное место в ряду произведений казахской литературы – за него автор получил премию Жамбыла. В книге раскрывается тема колхозного аула, который относится к колхозам-миллионерам.
Роман «Караганда» демонстрирует рост человека, то, каким образом может сформироваться новое сознание, другой тип мышления.
Период НЭПа зафиксировал писатель в романе «После бури» 1959 года. Основная проблематика романа заключается в том, что бывшая до революции аульная элита, включавшая баев, волостных управителей, биев, усмотрела в новой политике прежние веяния и стала притеснять бедное население. Но их действия были разоблачены, колесо истории невозможно повернуть в обратную сторону.
Габиден Мустафин является видным казахским писателем, его произведения отражают важный этап в истории нашего народа, поэтому его труды нужно рассматривать не только с точки зрения литературной, но и с позиции исторической науки.