Послевоенное образование в Казахской ССР
16.11.2017 14146
Вторая мировая война принесла миру катастрофические потери. Значительно пострадала и Казахская ССР. Это отразилось на экономическом и культурном уровне развития страны.

Самый ценный, человеческий ресурс, находился в упадке. Но утраты, напротив, с новой силой воодушевили людей на упорную и кропотливую работу во благо своей родины. 

Четвертая пятилетка (1946-1950) ставила своими основными целями следующее:

1. Развитие тяжелой промышленности.
2. Строительство новых железнодорожных путей.
3. Интенсивное развитие сельского хозяйства.
4. Повышение культурного уровня и материального благосостояния людей.

16 ноября 1947 года ЦК ВКП(б) приняло постановление «О мерах дальнейшего развития высшего и среднего образования в Казахской ССР».

Это было важным решением, так как в годы войны СССР приостановило обязательное семилетнее обучение в сельских местностях, и десятилетнее в городах. В тот период для достижения победы стояла потребность даже в молодых неокрепших руках, потому школьному образованию придавалось второстепенное значение.

С окончанием войны страна начала наверстывать упущенное: началось постепенное финансирование школ, обеспечение их техническим оборудованием и необходимыми вещами.  Ценным было политехническое образование, азы которого преподавались уже в школьных заведениях.

Упор на образовательную сферу дал свои плоды: если в 1948 году количество детей, которые не проходили обучение в школах, составляло 200 тыс. человек, то в следующем десятилетии этот показатель снизился до 16 тыс. человек.  

В 1959 году Верховный Совет Казахской ССР принял Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования в Казахской ССР». В соответствии с ним школы с 1962-1963 годов стали переходить на 8-летний период обучения. Трудовые политехнические школы перешли на 11-летнее обучение.

Поощрялось поступление на те специальности, в которых нуждалось Советское государство. Открывались школы трудящейся молодежи. В этот период популярным стало педагогическое образование, статус педагога в СССР был очень высок, к учителям относились с большим уважением. За послевоенные 20 лет количество специалистов, получившись высшее образование возросло почти в  11 раз.

В период освоения целины в СССР успешно функционировала система сельскохозяйственного-технического образования. Кроме того, в Казахстан со всех уголков Советского союза прибывали люди на освоение целины – образование, направленное на подготовку кадров для работы в сельском хозяйстве, высоко котировалось и активно продвигалось.

В 70-е годы большое внимание стали уделять переходу к общему среднему образованию. А в начале 80-х годах общее среднее образование приобрело обязательный характер.

В 1984 году в новой школьной реформе акцентировалось внимание на качество материально-технической базы; школьники стали посещать 1-е классы с шести лет.

Во второй половине XX века в Казахстане преобладали школы с русским языком обучения. Значительно уменьшилось количество казахских школ. В маленьких деревнях и селах школы стали закрываться или объединяться. Некоторые школы совмещали русский и казахский языки обучения.

В середине 80-х годов в Казахстане насчитывалось 55 высший учебных заведений и 246 средних специальных. Образовательные учреждения представляли около 200 разных специальностей.

После окончания войны Казахская ССР была ослаблена, но огромными усилиями простого населения, на счету которого было немало трудовых подвигов, уровень жизни стал расти. Большое внимание уделялось школам, средним специальным учебным заведениям и вузам, так как именно от молодого поколения зависела дальнейшая судьба страны.