#Алаш100: Первый аул Алаш
23.10.2017 1059
Бекмухамбет мулла, уговорив сородичей получить 15 десятин земель, положенных от царской власти, поселился на берегу реки Сергазы. И на земле появился новый казахский аул

Род Тузакшы, одно из отделений тортуыл, жил на берегу Черного Иртыша (верхнее течение реки Иртыш, от истока до впадения в озеро Зайсан), это была южная сторона Алтая и северная сторона Сауыра. В знатной семье Сатыпалды рода Тузакшы в 1861 году родился Бекмухамбет. В семье было четверо сыновей: Сулеймен, Бегалы, Бекмухамбет, и младший сын Жагыпар. Среди братьев, третий был самым целеустремленным. Старший брат Сулеймен, восхищенный хваткостью Бегалы и Бекмухамбета, создал все условия для их обучения. Он позаботился о том, чтобы они получили религиозное образование Ташкенте. И в 80-е годы ХІХ века двое молодых людей из Зайсана отправились в Ташкент, где в течении семи лет обучались в медресе. Затем, по окончании медресе, они отправились в Уфу, и сдав экзамен главному муфтию получили документ, который свидетельствовал, что предъявитель документа является «указным» муллой. Это была религиозная должность, утвержденная царским указом. Должность «указной мулла» была введена российским Сенатом в 1868 году. Согласно этому документу была определена деятельность указного муллы, утверждены его обязанности.

В данном документе имелись следующие статьи:

« •  по религиозным делам Казахи относились к Оренбургскому муфтияту;

•  Только назначенный мулла имеет право вести местные духовные дела казахов;

•  Мулла подчинялся гражданскому управлению и через него Министерству внутренних дел;

•  Муллы назначались и освобождались от должности по решению областного управления и военного губернатора;

•  Мечети строились только по разрешению генерал-губернатора;

•  Для открытия медресе при мечети для обучения детей нужно обязательно получить разрешение начальника уезда».

(Журнал «Оян. Намыс kz» ы.  №3, 2010.  20-стр).

По возвращении в родной аул Бекмухамбет, посоветовавшись со старейшинами аула и канцелярией генерал-губернатора, начальника уезда, начал строительство мечети. Опираясь на свои знания и на имеющийся на руках документ, он не сомневался в успехе задуманного дела.  Он планировал не только строительство мечети, но и строительство школы.  Краевед Калибек Алтыбаев говорит: «Здесь (в Зайсане – З.К.) в 1903 году открылась начальная школа, сам царь назначил указным муллой грамотного учителя Бекмухамбета Сатыбалдыулы. В этой школе преподавались математика, география, русский язык». Приведены данные, что Б. Сатыбалдыулы был «Ибраем Алтынсариным» рода Тортуыл. А известный писатель Уахап Кыдырханулы в своем интервью под названием «Жүректегі иман», обозревателю газеты «Егемен Казахстан» Корганбеку Аманжолу рассказывал: «Мой отец Кыдырхан был одним из первых образованных, грамотных людей в Зайсане. Он обучался в школе, открытой в 1903 году «указным муллой» по имени Бекмухаммед, преподавал ему Миржакип Дулатов. Затем окончил зайсанское медресе».

Бекмухамбет построил школу на восточной стороне реки Сергазы и обязал обучать по двое детей с каждой волости. Финансовую помощь в строительстве мечети и школы оказывал его верный друг Бидахмет Бобкин, крупный богач Зайсана. В семье уважаемого народом Бекмухамбета появились два сына: в 1898 году родился Адамбек, а в 1900 году Гадильбек. Они были первыми учениками отцовской школы, где преподавал Миржакип. Позже по совету Миржакипа Дулатова Адамбек поступил в Семипалатинскую учительскую семинарию, а Гадильбек уехал для обучения в Турцию. Он три года обучался в медресе Султания, расположенном в городе Бурса, и в 1915 году заболев туберкулезом, скоропостижно скончался. О смерти сына отец узнал лишь спустя три года.

Адамбек (на верхнем фото) был членом партии Алаш отделения «Теңдік», открывшегося в 1918 году в Зайсане, и был командиром Алашского войска. Адамбек остался в истории, как один из первых офицеров Зайсана, который обучал военному искусству один из двух полков алашских войск. За обучение казахскую молодежь военному делу 32-х летнего Адамбека арестовали и отправили в семипалатинскую тюрьму, там же убили. В статье «Бекмұханбет «Указ» молла» (Указной мулла Бекмухамбет) ветеран труда Кокенай Матжанов привел слова его (Адамбека) дочери Халимы Бекмахановой:

«Я с пяти лет познала преследования, испытывала мучения. Слава Богу, не унывала! Вырастила потомков, увидела правнуков. Когда мне было пять лет, моего отца Адамбека заточили в семипалатинскую тюрьму обвинив: «Ты алашский офицер. Воевал вместе с белыми против Советской власти». Там же, в тюрьме его и убили. Мама моя Айша взяв детей и семью своего отца пряталась в Ташкенте. Обвинив ее в том, что она является женой офицера партии Алаш, с 26 мая 1938 года по 5 мая 1939 года маму на год посадили в тюрьму. А отца моей матери, Бидахмета Бобкина, моего нагашы ата, в 74 года, в 1937 году задержали в Ташкенте по обвинению «Ты помогал войскам Алаша, ты – бай, торговец», на том он пропал без вести. Мы не знаем где он умер...   Мой дедушка Бекмухамбет, отец Адамбек, мама Айша, нагашы ата (отец матери) Бидахмет, супруг Ермухан – все они служили народу».

Чего только не натерпелся казах от крестьян-переселенцев, которые воспользовавшись разного рода постановлениями-указами царской администрации, переселялись из России. Они опирались на поддержку вооруженных и жестоких русских казачьих войск. Они бесцеремонно овладевали плодородными землями вдоль берегов Жарлы, Кендерлик. Крестьяне-переселенцы смотрели с высока на кочевой образ жизни, на быт, на традиционное животноводство, на их действия по сохранению и по повышению качества плодородных земель местных казахов, веками живущих на этой земле. Мало того, что смотрели с высока, «так русские, не имея даже разрешительных документов, сеяли хлеб, ставили шатры, и под предлогом, что «растопчете мой хлеб», с каждого очага собирали по 30-40 копеек. Если не давали, то выходили русские с ружьями, дубинами и не давали перегонять скот, не давали кочевать», - говорится в записях Миржакипа Дулатова. Такие действия вызывали гнев уважаемых в народе людей таких, как Жапабай Битибайулы, Бекмухамбет Сатыпалдыулы.

«Бекмухамбет с 1904 года дружил с Миржакипом Дулатовым, советовался с ним по разным вопросам», - говорит Фемистокл Жунусов, краевед.

«Бекмухамбету был вручен юридический документ «указной мулла», это – утвержденная царским указом религиозная должность, официальный документ выданный по всем правилам», - уточняет краевед. Старейшины были бессильны против уездных начальников, не внявших их жалобам. Возмущенные такими деяниями группа Бекмухамбета, тайно посоветовавшись с группой Миржакипа, начали смелые шаги. Они вооружили джигитов дубинками, копьями, частично ружьями, спрятав их в тальнике, и вызвали на переговоры уважаемых людей. Во время встречи они их окружили и связали. И здесь, Бекмухамбет привел им их вину, их деяния с доказательствами и сказал: «Жизнь ваша не представляет никакой цены. Уездные начальники далеко, рядом правоведов тоже нет, сейчас будем убивать вас». Мужики начали плакать горькими слезами. После такого сопротивления крестьяне-переселенцы «спустились с неба на землю», раскаялись и пришли к соглашению. Бекмухамбет мулла, уговорив сородичей получить 15 десятины земель, положенных от царской власти, поселился на берегу реки Сергазы. И на земле появился новый казахский аул. К пятилетию образования аула ему дали название «Куаныш».

Эти исторические события написаны на основе объемных исследований летописи Зайсана покойного писателя Галыма Байбатырова. Видного деятеля, старейшину Бекмухамбета Сатыпалдыулы подкосила внезапная смерть его сына Гадильбека. В письме Миржакипу он писал: «Дорогой Миржакип! Я хотел, чтобы мой Гадильбек, свет моей души, моя надежда, служил своему народу. Но меня постигло несчастье. У меня горит душа, пылает сердце». Спустя несколько лет, в 1925 году  он, обессиленный от горя и потери сына, покинул этот бренный мир.  

В рамках модернизации общественного сознания мы обязаны признать Бекмухамбета Сатыпалдыулы пассионарной личностью, который занимался просвещением, создал все условия для получения образования, воспитал сыновей патриотами страны, преданных до последнего вздоха делу Алаша.