Как бы не говорили, что «казахи и киргизы – это родные народы», но у нас есть собственная история наших взаимоотношений
Поскольку Кыргызстан – это независимое государство, мы должны знать историю соседа.
Я не буду вдаваться в историю киргизских племен Восточно-Тюркского каганата. В середине ІХ века они самостоятельно выходят на историческую арену. В. Бартольд назвал этот период «киргизское великодержавие». В 820-840 годы киргизские племена нападают на Третий Тюркский каганат и уничтожили его столицу - Карабалгасын. Это была цивилизация, основанная общинами карлуков, уйгуров, басими, озарившая знанием всю Центральную Азию. Но киргизы, разрушив цивилизацию, не смогли на его месте создать государство. Этот набег остался в истории под названием «киргизская бойня». Народ саха называет это «кыргыс уйэтэ» (век бойни, резни). Первые варианты эпоса «Манас» - это плоды того периода.
Во времена «Қыргыс уйэтэ» киргизы рассыпались, словно птичий помет, одна часть осталась в поселениях древних усуней на Алатау, вторая часть ушла в Приаралье, а третья часть осталась в Сибири. Киргизы, оставшиеся в Сибири, сопротивлялись Российскому государству, затем, как известно, вошли в состав Джунгарии.
Киргизы, откочевавшие на Алатау, всегда были в составе Казахского ханства. Для убедительности будем опираться на данные из киргизских источников. В своей книге «Қызыл қырғыз тарихы» (История красных киргизов) известный киргизский историк Белек Солтоноев говорит, что казахи изначально были защитой, щитом для киргизов: «Тарых боюнча 1510-жылы Касымхандын кыргызды каратпаса да калканч болгону көрүнөт. 1526-жылы анын Тайыр деген баласына кыргыздын карап турганын көрдүк» (Солтоноев Б. Кызыл кыргыз тарихы. Бишкек, 2003, 132 б.). Из этой книги известно, что, когда при создании Хакназар ханом административно-территориальной системы управления киргизы входили в состав Старшего жуза казахов: «Тарыхка караганда XVI кылымдын аягында казактан Акназар деген кан чыгып, бир мамлекеттин сайасы жана жеринин ыңгайына карата кичи жүз, орто жүз, улуу жүз деп үч бөлгөн. Жүз термини арап сөзүндө болук деген сөз болуп, жүзи сөз жүз дегенге айланып кеткен. Демек улуу жүз — улуу жүз, орто жүз - орто жүз, кичи жүз - кичи жүз делип кетти. Ал заман да кыргыз (улуу жүз) улуу жүзгө кирген» ( Солтоноев Б. Кызыл кыргыз тарихы. Бишкек, 2003, 131 б.).
После этого в источниках упоминается имя киргизского вождя Кокема, который был близок к Есим хану. Опираясь на древние легенды Ч. Валиханов писал, что в те времена киргиз-казахские отношения были очень близкими:
«С киргизами отношения в те времена были более дружны и миролюбивы. Ишим хан имел в своем распоряжении родоначальника бия Кукема, при помощи которого ему удалось низвергнуть Турсуна катаганского и чанчклинского. В память союза киргизов и казаков Ишим построил в Ташкенте башню, которая существуют до сих пор и называется «Көкемнің көк күмбезі» (Синий купол Кукема).
Также имя Есим хана упоминается в связи с происхождением рода под названием Катаган. По этим легендам выясняются подробности войны между Есимом и Турсыном:
«Түгелдүн малы эсеби жоқ көп болгон үчүн Түгөл көп малын айдап, көчүп, Сусамырды жайлатын, андан ары Олуя-Ата-Таласқа көчүп түштү. Олуя-Атанын қаны Эр Эшимкандын элине арашалшып, көшулуп конот».
Похоже, так состоялось знакомство Есим хана и киргизского бая Тугеля. Во время подготовки похода против калмыков Тугель бай подарил Есим хану скакуна Сарыпкула (Шапкула, Шарыпкула):
«Шапкуланын сөөгү туюк болду деп минип алып, өзүнүн элинен миң киши қол алып, жана катаган кан Турсун дегенден миң киши қол алып, элин кан Турсынга тапшырып, эки мын қол менен жөнөп кетет. Қалмаққа барып, мөрөйү үстүп болүп, олжо аттын кара капталынан болүп, үч жылы токтолүп, қалмакты сурап калат».
Вернувшийся с калмыкского похода Есим хан застал свою ставку разбитой и разграбленной:
«Олуя-Атаға барса кеткен карга жок, жан адам таппай, аң-таң болыпты…Эшимкан калмакка қол аттанып, үш жылга кечигип калганда, катаган кан Турсын Эшимкандын елин чаап алып, Олуя-Атадан суруп, кол башы тесейнне жана ар кайсы жактарга, Анжиян, Ташкенге жана казакка тентриретип жиберипти».
Таким образом началась война между Есим ханом и Турсыном, которая завершилась полным крахом народа катаган и гибелью Турсын хана. Услышав весть о победе Есим хана, взятии Ташкента и гибели Турсын хана, Тугель бай отправил своего сына Мангыта к Есим хану с просьбой сауга (дар, подарок из военной или охотничьей добычи). Хан, в благодарность за скакуна Сарыпкула и поддержку в войне с катаганами, подарит ему одну из дочерей Турсун хана:
«Эми ошол кан Турсундүн кызынан туулган Мангыттың балдары…Сүйоркул батыр, Казыгул, Эсиркемиш, дегендерди тууган. Ошон үчүн, энелери Катаган кызы болгондуктан бул үчеенүн уругы Катаган деп аталып калды» (Қырғыздар: санжыра, тарых,мурас,салт. Т. 2, Бишкек,1993. 59 б. )
Внешняя политика Салкам Жангира была тесно связана с Восточным Туркестаном. Возможно, это было связано и с нарастающей угрозой со стороны ойратского союза. Поэтому имя Салкам Жангира в большинстве своем упоминается в связи с казахско-джунгарскими отношениями, и погиб он в 1652 году во время отражения джунгарской атаки на киргизов. В калмыкском устном творчестве это история повествуется с конкретными доказательствами:
«Зимою года усун лу (1652г.) Цецен-хан возвратился в свои кочевья из похода на бурутов; в этом походе 17-летний Галдама лично заколол Янгир-Хана, повелевавшего бурутами и киргиз-кайсаками и питавшего непримиримую вражду к зюнгарскому Ердени Батур-Хон-тайчжию и его союзнику и зятю хошоутовскому Цецен-Хану» (Калмыцкие историко-литературные памятники в русском переводе. Элиста, 1969, с.45.).
Во всех источниках говорится, что во времена Тауке хана киргизы относились к казахскому государству. Исторические сведения времен Тауке хана, собранные М. Тынышбаевым, позволяют понять деятельность совета «Жети жаргы»: «Главный труд Тауке хана, он создал для казахов точные правила общественной жизни. Умный и энергичный Тауке хан, которого А.И. Левшин называл «Ликург, дракон орд казачьих», был известен своей административной и законодательной деятельностью. Слабые угнетенные роды Тауке соединял в союзы, чтобы последние могли противостоять против сильных родов. Для фактического управления подвластными родами назначали 6 биев: 1) в Старшем жузе - Толе Алибеков /дулат, отделение жаныс /: 2) в Среднем жузе - Казыбек /Каз дауысты Казбек – аргын-каракесек; 3) в Младшем жузе –Айтеке /алим, торт кара, внук брата знаменитого Джалантос-батыра Самаркандского; 4) к Кыргызов - Кокым-бий Карашорин; 5) у Каракалпаков – Сасык-би; 6) бий мелких родов Катаган, Жайма и других, имя которого неизвестно» (Тынышпаев М. История казахского народа. Алматы,1993, 161-б.).
Резюмируя этот период, как и писал Белек Солтоноев: «1628-жылында казак ханы эңчер бойлуу эр Эшимге кыргыздын карап тургандыгы анын баласы 1717-жылында өлгөн Тооке ханга кыргыз Анжиан, Алайга жете калмактан качканга чейин (1684-85) карап турган». Итак, согласно Белеку Солтоноеву: «демек кыргыз 1510-1685 жылдарда карап турган. Буга караганда кыргыз 170-жыл чамалуу казакка карап турган деп айтууга мүмкүн болсо керек».
Здесь следует уточнить: киргизы отделились от казахов во времена «Ақтабан шұбырынды» «когда казахи пили сок березы, киргизы перешли Гиссар». Но к середине ХVІІІ века в Центральной Азии снова установилась традиционное политическое состояние. В результате кровопролитных войн Джунгарское ханство исчезло с лица земли, казахи обозначили границы со своим новым соседом Китаем. И в это время киргизы, переселившиеся из Бадахшана, стали грызться из-за земель между Иле и Чу, тес самым отбирая покой у казахов. Кокжал Барак со своими батырами в 1767 году погиб от рук киргизов, из их голов была сооружена «кәлла мұнара (башня из голов)» определяющая границу. Б. Солтоноев объясняет, что это случилось, чтобы вернуть прежний статус казахско-киргизским отношениям:
«Кыргызды букара кылып үйрөнүп калган казак кыргыздын Анжиан, Алайдан келип жерине орношкондо казакка көрсөткөн кордугуна чыдай албай ... казактан жогоруда айтылган Көкжал Барак келип, кыргыз менен согушкан».
Лишь после этой бойни в 1770 году Абылай отправился в Алатау. Как пишет Белек Солтоноев, после умерщвления Барака и безнаказанности за содеянное, киргизы возгордились:
«Кыргыз менен казактын арасы сан Барак жеңилген соң катуу бузулуп, кыргыздын көкүрөгү өсүп, казакты баштагыдан бетер уурдап, талап, жыгып алып карактап, чоң кордук көрсөтүп, көбүнчө сайак кыргызынан: чакыр, уман, жаманак (кабалардын хан Садырдын күчөгөнчагы, ошого сүйөнүп) тынчын алганда, чыдай албастан, казактар кеңешип короолош уругунан Жоогаш баатырды Абылай ханга жиберген. Абылай ханга барып Жоогаштын айтканы:
- Алдаяр таксыр! Алатоону жердеген макоо кыргыз, көбүнчө Көкжал Барактын согушунан соң, бизди тынчытпастан кордук көрсөттү, малыбызды урлады, өзүмүздү карактады. Кыргыздын баштыктарына көбүнчө Каба Арзыматтын уулу хан Садырга киши кийирсек, анын берген жообу: Чапырашты, Жапекти өлтүрдүм. Абак-Таракты алдым. Көкжал Баракты алдым, Чолок Коргон Созокту алдым. Сор аяк Абылай хан сартыңды алууга аз калдым деген. Абылай:
«Казак, кыргыз үркөрдөй болгон эл эдик, калмактан жаңыдан кутулдук. Баш-аягыбыздан орус менен кытай ажыдаардай оп тартып сорууга оозун ачып турат», деп башын чайкап жооп айтпаган. Жооп бербеген соң казактын баштыктары, бийлери жана аскер баштыктары кеңешип, хандын акунунан тамак ичип жатканда өлөң менен айттырганда, көптөн соң Абылай хан: «Көбүң болбодуң, кайыр эми, барайын, бирок абели жакшылыкча сүйлөшөлүк, кыргызга барып менин сөзүмдү айт», - деп, Жоогашты кайта жумшаган. Жоогаш кыргыздын чети, солтонун баштыгы Момокан менен Жайылга келип, Абылай хандын сөзүн айтып кайта кеткен.
Ошол жылы Абылай хан Сары Аркадан аттанып келип Ташкенди кыдырып жаныш (дуулат) казагынан Байтикти улук кылып, өзү Ташкенди кыштап калган. Кыргыздан элчи барып көпкө жатып калып кыргыздын көпчүлүгү менен кеңешип, жооп берүүгө убадалашып кайткан. Көктөмдө Абылай Ташкенден келип, Меркенин түн багыты Короготу өзөнүндө «Түйүшкөн» деген жерге колу менен жатып калып, кыргыздын жообун алып кел деп Жоогашты жиберген. Жоогаш келип, солто кыргызы Жайыл менен Момоканга сүйлөшүп, ыгы келише албай бузулушуп кайткан».
Уже не раз говорилось о «Жаильской бойне», поэтому мы приведем лишь краткий отрывок из записи М.Ж. Копейулы: «И тогда хвастался киргизский правитель Садыр бала: Кази Мамека взял, Алибек Шолака взял, Кокжал Барака взял, говорят на Арке есть старик по имени Абылай. Что он мне сделает?!». Абылай, услышав эти слова, собрал все три жуза, бросил клич Алаш «Қыл құйрық», отправился к кыргызам... разбили киргизов в пух и прах, обратили в бега, казахи их преследовали и не дав им до перевалов Карабалта, Сокылык, уничтожили многих...
Садырбала услышав, что Абылай намерен перейти перевал Карабалта, Сокылык, отправляет к нему посла и поклялся «біз бір тайпа елді ақ үйліге берейік» (мы отдаем целое племя в аманат). Батыры получили доли в виде одного киргизского очага (дом, семья) ...» (9-том, 121-122 стр).
Этот «аманат» был в силе вплоть до Кенесары. В случае нарушения клятвы, род, предоставленный в качестве аманата, подлежал истреблению. Кенесары десять лет воевал с русскими, когда он со своим народом приблизился к границе киргизов, принцип аманата действовал как документ с печатью. Б.Солтоноев пишет:
«Кыргыз менен элдешип турууга киши жиберели, эгерде болбосо күч менен караталы деп, 1846-жылы эрте көктөмдө Кенесары көчүп келип Жангарач, Жантай, Тыналы, Төрөгелдиге элчи жиберген». Қырғыз басшылары «чаар атка жолборстун терисин жаап, тартуу кыла» елшілік жіберген күні «бөлөкбай кыргызы төкөлдөш уругунан Илип деген барып, Кенен хандын тогуз кысыр ак чаар байталдарын уурдап келип, семизин союп, арыктарын өткөрүп жиберген». И когда пришел человек Кене хана, его выпроводили со словами: «мында казактын жылкычысы жок» деп, күлүшүп жооп бербеген».
После того, как Кенесары начал наказывать киргизские рода со словами: «раз не вняли послам, может поддадитесь враждебным намерениям», Жантай манап отправил своего посла «Калыгулду элчиликке жиберген». «Калыгул өз сөзүндө бул сапарда берген убадасы аныгы мындай болгон: казак, кыргыздын жоосу болсо биргелешип жоолайлы, өзүбүз эл болуп туралы, чоң кеңешибизди Кенеханга салып, анын айтканынан чыкпайлы». После этого киргизы убили Саурык батыра и снова начинается вражда.
О соглашении Калыгула с казахами Белек Солтоноев говорит, что слышал этот рассказ от него самого: «Бул сөздүн баарын 1895-жылында Калыгулдун үйүндө олтуруп, элге айтып берип жатканда оозмо-ооз жаздым... Кенесарынын башын алып барганда алган алтын медалдары бар экен. Түштөнүп олтурган элдин өтүнүчү боюнча көрсөттү». Это и есть первоисточник тех разговоров, которыми нас упрекают сегодня, говоря, что Кенесары напал на киргизов.
Каким бы не было государство, оно не может сразу создать традиции самостоятельной государственной деятельности. Существует целый комплекс наук об управлении страной, к тому же и у народа есть какая-то внутренняя связь и ответственность к государству. Издревле казахи свою политическую власть давали ханам-чингизидам, и поэтому несли ответственность перед ханским родом. Это видно даже из традиции здороваться с ханской династией. И в свою очередь представители династии Чингис хана считали своим главным долгом служить государству, и, если будет нужно, отдать свою жизнь за него.
Киргизы – народ, у которого только начинает формироваться государственная традиция, только начинают появляться механизмы управления государством, межгосударственная этика. Как и многовековая ханская традиция, верховная власть должна наизусть знать все механизмы разрешения, предотвращения конфликтов с соседними странами. Власть, которая не может предотвратить конфликты с соседней страной, невольно наталкивает на мысли, что они не знают историю киргизско-казахских отношений.