О казахах Кашгара или казахи Алтышахара
16.10.2017 1657
В Кашгарию казахи переходили по двум маршрутам: один из них – вниз по склону Таниртау (Тянь-Шань), и, в обход Или, попадали в Кашгарию; а второй путь в Кашгарию шел в обход Ферганы через Памир

На одном из этих исторических снимков изображен Советское консульство в городе Кашгар. Вообще, до установления власти красных китаев Синьцзянском округе (вплоть до 1955 года) находились пять крупных советских консульств. Четыре из них были расположены в густонаселенных казахами Алтае, Чигучак, Кульджа и Урумчи.

 

 

 

На снимке: консульство в Кашгарии

 

После установления в Синьцзяне власти Гоминдана (国民党), в семи округах были созваны политические учредительные собрания, которые воспрепятствовали распространению переворота, произошедшего в трех аймаках, на семь округов (Урумчи, Хумул, Аксу, Хотан, Кашгар, и т.д.) 

 

На снимке: неизвестное собрание правительства Гоминдан в населенном пункте

Во время таких собраний и съездов началась работа по формированию новых районов. Именно в этот период на административной карте Синьцзяньского края начались формироваться многие районы. Также было унифицировано название уйгурской нации и его написание китайскими иероглифами.

Смотрю на эти две исторические фотографии и тяжело вздыхаю... Спросите, почему?

Начну с советского консульства в Кашгарии. В архивах здешнего консульства предостаточно сведений о кашгарских казахах. Но, к сожалению, они до сих пор остаются под слоями пыли времен... Никто их не открывал. Мы часто говорим, что во время восстания 1916 года сотни тысяч казахов перешли в Китай (Илийский округ), но почему мы практически не говорим о десятках тысяч казахов, перешедших в Кашгарию (Алтышар)? В те годы (1916, 1931-1932 гг.) в Кашгарию суммарно откочевало несколько десятков тысяч казахов.

В Кашгарию казахи переходили по двум маршрутам: один из них – вниз по склону Таниртау (Тянь-Шань), и, в обход Или, попадали в Кашгарию; а второй путь в Кашгарию шел в обход Ферганы через Памир. Две группы казахов, переселившихся в Кашгар, исчезли, растворились, как вода в песке. Когда говорят казахи Кашгарии перед глазами встает образ объединенных родов, переходивших в Кашгарию во времена Катаган Хана Турсына или же народ Боке батыра и алтайских казахов 30-х годов. Сведений об этом достаточно. А вот, сведений о казахах, перешедших в Алтышахар в 1916, 1931-32 годах отсутствуют.

Поднимая эту проблему, я хочу обратить внимание историков на трагедию казахов, которая зарыта в Кашгарии. Есть две пути информации о казахах Алтышахара: первый путь – это телеграммы советского консула в Кашгарии. Советский консул отправлял немало телеграмм в Дихуа (Урумчи) и Москву, передавая сведения о социальных проблемах беженцев, переселившихся в Кашгарию и просил инструкции, как действовать, в них очень много сведений о переселенцах, в том числе и о казахах. А второй, это местный архив Кашгарии (Алтышахара). В исторических сведениях, хранящихся в местном архиве, содержатся очень много сведений о переселенцах, среди которых есть и информация о казахах, о том, как им помогали уйгуры, о размещении казахов и выделении им земель. По сей день на карте Кашгарии (Алтышаһар) некоторые местности носят название «Казах кент» (Поселок казахов).

И еще один интересный факт, в Кашгарии (Алтышаһар) есть район под названием Меркит. Есть историческое предположение, связывающее его с Меркитами, переселившимися во времена завоевания Чингиса хана. Среди уйгуров есть народность ДОЛАН со своим отличительным знаком, не похожим на уйгуров песнями и плясками, костюмами. Их называют Дулатами. Еще в местности Лобнор живет народ, внешне похожий на киргиз-казахов, но называющий себя уйгурами. Вот где «зарытый в песок» СЕКРЕТ!

В моем личном архиве есть фотографии юрты и части сырмаков (вышитая кошма) казахов, переселившихся в Кашгарию (Алтышаһар) в конце XIX - начале XX веков. Хоть со временем и начал гнить сырмак, но выбитые на кошме отличительные знаки и орнаменты хорошо сохранились. Внешне похожие на казахов, но языком и верой близкие к уйгурам древние казахи смогли сохранить и донести это до наших дней. В музеях некоторых населенных пунктов Кашгарии, говорят, есть «портреты охотников, скачущих верхом на лошади с беркутами на руках, малахай (шапка) украшенный орнаментами, людей в боярке» (в моем личном архиве есть пару фотографий). В конце хочу добавить такую трагедию. Основная масса переселившихся в Кашгарию казахов осталась здесь, некоторая часть вернулась в казахские степи, а некоторые остались в киргизских горах. Судьба оставшихся в Кашгарии более десяти тысяч казахов очень трагична.

В ходе переписи населения в 1930-40 годы правительство Гоминдан (国民党) всех (т.е. казахов) записало уйгурами. Во время учебы в Пекине я всегда удивлялся, увидев студентов уйгуров, внешне очень похожих на казахов. Многие свыклись с этим названием и приняли его, а некоторые не смирившиеся в 80-х годах со специальным прошением заходили к председателям автономии Сайфидену и Темир Дауамату с целью восстановить название КАЗАХ, но, говорят, Сайфидену и Темир это не одобрили. Здесь, еще хочу отметить, что во время переписи населения 30-40-х годов и НОГАЕВ, переселившихся в Синьцзян, записали как ТАТАР. А татары, переселившиеся в Синьцзян, на самом деле были НОГАЙ. К тому же, в городе Кульджа был микрорайон «Ногайгрод».

И таких трагедий очень много. Хотелось бы чтобы исследование казахов Кашгарии началось заново, и молодые ученые-казахи организовали научные экспедиции и собрали материалы от остатков уже исчезающих коренных казахов.

Елдес ОРДА