Выпускающий редактор портала NDH Зангар Каримхан побывал в ауле Жанажайнак Целиноградского района Акмолинской области и собрал материалы об ауле
Жайнак – имя батыра или же название местности?
Новостройка – так назывался аул Жанажайнак, расположенный на левом берегу Ишима в 38-и километрах от города Астаны. По административно-территориальному делению аул был отделением совхоза «Воздвиженка». Аул Воздвиженка, зарегистрированный как АО «Актык», занимающийся земледелием, был переименован в «Нуресиль».
В народе существуют разные мнения касательно названия Жайнак. По мнению аборигенов, живущих испокон веков на этой земле, Жайнак – это название земли, местности. Если это имя батыра, то никто никогда о нем не слышал; никто не знает, где он похоронен – так что с этим мнением они не согласны. И о его потомках также ничего не известно.
А покойный историк Мурат Керейбай в своей книге «Қажы Мұқан» писал, что предки палуана Ернак и Лук (Улук) во главе кыпчакских батыров, присоединившихся к восстанию Кенесары, ожидали указа от хана в местностях Косколь, Косоткел, Коспа в 25-и километрах от центра округа для нападения на крепость Акмола. Жайнак-батыром жил во времена Абылая. Встретились и такие данные: «В те времена в этой местности были два аула – прародина батыра Абылая по имени Жайнак, жившего на западной стороне реки Ишим, и Ибраима Жайыкбайулы, ставшего старшим султаном этого округа после Коныркулджи Кудаймендеулы, правнука хана Семеке. Хан Семеке был первым старшим султаном Акмолинского внешнего округа. Аул назывался «Бай ауылы» (Акмечеть)».
По поводу имени Жайнак батыра в книге автор приводит такие разъяснения: «Аула Жайнак сейчас нет. Он составляет отдельное захоронение в километре от Раздольного, отделения, нынешнего хозяйства «Актык».
Мы еще остановимся на вопросе о том, имеет ли отношение к имени человека название местности или нет. Хоть в устном творчестве, в легендах и говорится о батыре Жайнак, это единственные письменные сведения. А по поводу захоронения батыра, стоит поговорить с археологами, исследователями этого края. О том, что немного ниже нынешнего захоронения есть могильник говорил в 1990-2006 годы Тлеугазы Киямазанов.
В ползу того, что Жайнак – это географическое название может свидетелствовать и с чисто казахский аул Мортык. Эти аулы, где поколениями жили только казахи, не попали под русскую экспансию и сохранили свое чисто казахское название. И Мортык, и Жайнак – свидетели тех времен.
Старая мечеть и зарытый в Жайнаке клад
В том удобном месте, где тихо, образуя водоворот, течет Ишим, находился старый Жайнак, от которого сейчас остались лишь немногочисленные следы. Мы видели сравнявшиеся с землей остатки некогда построенных домов. Старый Жайнак находился в 15-и километрах от Новостройки.
В Жайнаке в свое время было 40 домов, среди которых были и богатые и бедные. По словам Бапан, сестры аксакала Габдрахмана – бывшего управляющего аула, в этом ауле была работавшая мечеть. Об этом она в свою очередь поведала уважаемой учительнице Кымбат Байменкызы, И с детства она знала, что с той мечети люди отправлялись совершить хадж. А сейчас от земли не осталось и следа.
Мы, взяв с собой самого старого жителя аула, которому больше 86-и лет – Алтынбек аксакала, приехали в старый Жайнак. Аксакал родился здесь. Но в связи с возрастом и проблемами со зрением аксакал, к сожалению, не смог точно определить место родного дома, но зато он указал общее очертание аула.
Магфруза Хамитова, потомок одного из баев, чье имущество конфисковали в 1927 году, рассказывает, что ее деды в те смутные времена на окраине аула закопали клад из золота и серебра. Бывший библиотекарь Магфруза Баганкызы, вспоминая некогда услышанный от отца рассказ, говорит: семья Акимжана в общей сложности закопала около аула Жайнак около десяти килограммов золота, среди которых и ювелирные украшения, булавки и пуговицы, посуда и утварь, оружие и даже была сабля. Но следы сокровища все еще не нашли.
Уничтожение Жайнака
В суровый 37-й год на святой земле Сарыарки появилась целая система лагерей, каждый из которых картографировался. Был построен печально известный лагерь жен изменников родины – АЛЖИР. Жайнак находился всего в 20-и километрах от него.
В те времена аулам перестали давать названия, их стали нумеровать. Например, Воздвиженка 26, Раздольное 27, Жайнак 28, Мортык 29, Новоишимка 30 и так далее. Последствия этой системы не истреблены и по сей день.
В те далекие скорбные годы казахи не жалели своей заботы для представителей других диаспор, и жители Жайнака тоже часто делились с ними куртом и сыром.
В 50-е годы прошлого века в Казахстане проходил процесс укрупнения населенных пунктов. Объединяли колхозы и создавались совхозы. В совхозах открывали несколько опорных пунктов. Этот процесс не обошел и Жайнак.
Жайнак в основном состоит из выходцев рода кипчак. На обоих берегах Ишима жили люди из рода кыпчак. Богачи занимались разведением скота, бедные им помогали, а батыры защищали свою землю, и жизнь их шла своим чередом.
Известный ученый, историк, профессор Жамбыл Артыкбаев сообщил: «Род кипчак жил между Максимовкой и Семеновкой. Историческое название Максимовки – Бармак батыр, а Семеновки – Караменды батыр».
В военные годы прибалтийские народы и немцы были депортированы в аулы рядом с Жайнаком. А в самом Жайнаке как единоверцев поселили чеченцев. Уровень быта у переселенцев был разным, – вспоминает Кымбат Байменкызы то, что рассказывал ему в детстве отец. «У прибалтийцев и немцев положение было немного лучше – с собой они привезли бытовые принадлежности, украшения, кое-какие денежные средства. А чеченцев привезли практически «голыми»».
Жайнак, где в основном жили казахи (во время депортации были переселены чеченцы, их кладбище стоит вдоль дороги в сторону Раздольного), в 50-е годы был расформирован, а жители аула были расселены в села Островное, Литовка, Раздольное и в новый населенный пункт – Новостройка. Таким образом, с лица земли был стерт аул Жайнак. Сейчас и село Раздольное на грани исчезновения, осталось всего около 20-и домов. А с Литовки и Островного переехали все жители – там никого не осталось.
А хроника кладбища вблизи старого поселения начинается с 40-х годов прошлого столетия. Здесь похоронены в основном представители рода кипчак, жившие в Жайнаке. На надгробных памятниках на ряду с тоте жазу (основанной на арабской графике) есть записи и на кириллице. Но в связи с переездом жителей аула и другими социально-демографическими процессами в последнее время здесь хоронили и приезжих.
Жайнак – Новостройка – Жанажайнак
Первый кирпич нового села Новостройка был заложен в 1961 году. Здесь в основном жили немцы, составлявшие 127 дворов. Доля казахов была очень маленькой. В эпоху господства русского языка вместе с освоением целины искусственно подавлялись дух казахов, население, и даже плодородная казахская земля пришла в упадок.
И только благодаря репатриантам из Монголии и переселенцам из других регионов Казахстана (Торгай-Аркалык, Тениз-Коргалжын, Восточно-Казахстанская область, Алтайский край России) восполнилась эта земля. Уменьшилось число немцев и русских, теперь наоборот они стали переселяться в другие края.
Предложения о переименовании Новостройки появились еще в 1993 году. Но аул вернул свое историческое название лишь в 2007 году. Открылось второе дыхание Жайнака с названием Жанажайнак.
«В этом огромная заслуга аксакала Олжабая», – вспоминает уважаемая учительница аула Кымбат Байменкызы. Олжабай Омирзакулы – отец моей одноклассницы Алии.
Интеллигент Жанажайнака, кто это?
Интеллигент Жанажайнака – учительница Кымбат. Она окончила институт в 1972 году, и в тот момент, когда ее трудовой путь, как у Светланы Жалмагамбетовой, Загипы Балиевой, должен был начаться в районном комитете партии, повернула в совершенно другое русло. Она твердо решает стать школьным учителем. Секретарю районного комитета партии, товарищу Исенову принадлежат эти слова: «Когда говорила Кымбат, я чувствовал облегчение, блаженство».
И вот, Байменкызы, на которую народ возлагал надежды, отрекается от головокружительной карьеры и уезжает в маленький населенный пункт. Она работала в школе, где обучались 230 учеников. Учительница русского языка и литературы Кымбат Байменкызы стала гордостью не только аула, района, но и всей Акмолинской области. Среди ее учеников был и автор этих строк, который вместо сочинении на русском языке сдавал сочинения на казахском.
Я спросил: «Не жалеете ли о своем поступке?». Ответом был однозначное «Нет!» Я все недоумевал и лишь качал головой, не понимая, что за сила удержала эту хрупкую девушку в этой земле, ведь ей сулили блестящую карьеру крупного деятеля.
Будущее Жанажайнака
Посмотрите, как сегодня изменились времена: на сегодняшний день 90 процентов жителей аула составляют репатрианты из Монголии. В ауле работают построенные в 1968, 1970, 1972 годы магазин, Дом культуры и школа. Вода проведена, электросети есть. Один из перспективных аулов, и как у многих из них его главная проблема – дороги, пути сообщения с городом. В девятом классе в газете «Улан» была опубликована моя статья «Жол азабы титықтатты». Это проблема актуальна и по сей день.
У жителей аула есть еще одно предложение – строительство моста над рекой Есиль около дороги в направлении Астана-Костанай. Если построить мост, чтобы дорога выходила рядом с аулами Тонкерис, Максимовка – это было бы полезным делом для народа. Кажется, это только мечты. Но ведь и мечты склонны сбываться!
P.S. В начале разговора, мы упоминали, что Жанажайнак относится к Воздвиженка-Нуресиль. Историческое название Воздвиженки – Қозыкөш (Козыкош). Аул, недалеко от Астаны, лишившись своего исторического названия, которое имело большое этнографическое, символическое значение, обрел новое – Нұресіл (Нуресиль). А нас не покидала мысль: «А почему не Есілнұра (Есильнура)?». Вспоминались стихи Туманбая Молдагалиева: «Есіл, Нұра, Ертісім, Бөбегімнің жан дүниесін сен түсін». Есиль, Нура и Иртыш, поймите внутренний мир своего сына
Мы еще вернемся!