В своих записях Абильгазы бахадур хан, ставший главным мастером в казахской летописи новой эпохи, повествует о Кара хане и Уыз хане
Так он останавливается на эпохе Уыз хана: «мусульманские летописи говорят, что он был ханом 3400 лет назад до нашего Пророка», то есть, предположительно, Уыз хан жил в 2800 годы до нашей эры. А что если мы поработаем, взяв указанный в летописи хронологический период за основу, и свяжем этот загадочный период с народом хет или кете?
Согласно историческим данным, в этот период Малую Азию и Месопотамию завоевал народ «хетта/ хита», как его называют в западной научной литературе... Какое же отношение имеют хетты к нашему Уыз кагану, к истории Великой степи того периода?
Тему, которую и в наше время не решаются затрагивать казахские историки, первым поднял Н.А. Аристов. Он приводит два довода в пользу того, что история хеттов связана с нашей историей.
Во-первых, схожесть, даже родственность хеттской письменности с древне-орхонскими знаками. Н.А. Аристов: «сходство многих знаков тюрско-орхонского алфавита с знаками алфавитов финикийского, ликийского, хитийского, при малой вероятности занесения последних с берегов Средиземного моря в Монголию, может служить доказательством самостоятельного составления с одной стороны малоазийских и с другой – орхоно-тюркского алфавитов одинаково из скотоводческих клейм или тамг, которые у всех скотоводческих народов имеют большее или меньшее сходство, ибо должны удовлетворять, как выше сказано, общим необходимым условиям. Из числа упомянутых древних письмен отличаются особою многочисленностью сходных с тюрко-орхонским алфавитом знаков хитийский. Если подтвердиться предположение о туранском происхождении хитийцев, то вместе с тем станет вероятным составление хитийских письмен не вообще из скотоводческих, а именно из тюркских родовых тамг».
Во-вторых, Н.А. Аристов выдвигал гипотезу о связи народа хити (хетты), властвовавших во ІІ тысячелетии до н.э. в Малой Азии, с родом «кете», который находится в этническом составе казахов. Судя по его записям: «Хити прибыли в Каппадокию и отсюда распространили свою власть на Северную Сирию и Киликию за две тысячи лет до Р.Х. Первые египетские фараоны, предпринимавшие походы в Сирию между 1800-1600 гг., встретили отпор только от хити. Договор Рамзеса ІІ с царям хити об оборонительном и наступательном союзе – есть самый древний известный дипломатический акт. «Вместо исторических хроник, хити оставили нам бесчисленные памятники своих побед... Везде (от гор Киликии до Эгейского моря), где только находились какие-нибудь стратегические пункты для наблюдения за ущельями и дорогами или для прикрытия крепостей, хити оставляли на скалах изображение фигур своих царей и богов, сопровождаемые часто надписями».
Хити постепенно ослабли, но упоминание о них и о столице их Гарагмыше на Ефрате прекратились лишь за два века до нового вторжения скифов в западную Азию в 634-627 гг. до Р.Х., когда они достигли Египта (Масперо. Древняя история народов Востока. М.,1895. с.178-179, 247 и пр.). Conder думает (Hittite Ethnologie Journal of the Antropological Institute of great Britan,1888, vol.ХУІІ,р.155), что финикийский алфавит очевидно происходит от хиттийских иероглифов. Название «хити» (Khita как пишут некоторые английские ученые) напоминает загадочное имя рода Малой орды «китэ», «китя», с тамгой в виде креста или знака умножения, которые оба встречаются в хитийских иероглифах».
Многие исследователи до нас считали, что племя Кете ведет свое начало от крупного племенного соединения Алим Младшего жуза. Согласно шежире (родословной), от одного из предков Младшего жуза – Кадыркжи (Каракесек) родились Байсары, Алим, Шомен. От Байсары – Бозаншар, Майлыбай. Байсары и сын его Майлыбай погибают от рук врагов. Алим берет в жены свою невестку Кетебике – мать Бозаншара. От Алима происходят Тайкожа – Аккете, от Бозаншара - Адамкожа, Саду. От Адамкожа – Кара кете. После смерти Алима на Кетебике женится Шомен. От него рождаются Томенкожа, от него – Томпак, Сары. От Саду – Сабден.
Таким образом, Кетебике поочередно выходит замуж за троих братьев, и рожает трех сыновей; впоследствии потомки, которые происходят от этих трех сыновей, именуют себя потомками Кете. Так как они выросли вместе с Шомекеем, рожденным от собственной жены Шомена, и были сонаследниками, видимо, поэтому они называли себя «Кете-Шомекей» (Маданов Х. Кіші жүз шежіресі. Алматы,1994.-109-110; Толыбеков С. Қазақ шежіресі. Алматы,1992-84 б.). Стоит отметить, что женский образ в шежире доказывает историческую древность событий.
Р.А. Бекназаров, создавший специальный научный труд по теме «Казахи Северного Приаралья, анализируя данные касательно племени Кете, пишет следующее: «В общенародном варианте шежире от первой жены Каракесека – Токсулу, рождается Байсары. После смерти Токсулу, Каракесек женится на своей свояченице Кагаз, от нее рождаются два сына - Алим и Шомен. Байсары женится на девушке по имени Кетебике, от нее рождаются Бозаншар и Майлыбай (в некоторых сведениях Бозаншар фигурирует и как Бозанша). В одном из сражений погибают Байсары и его сын Майлыбай, и по обычаю аменгерства Кетебике выходит замуж за Алима, младшего брата покойного мужа. От этого брака рождаются Тегенболат (позднее прозванный Карасакал) и Тойкожа. Далее по некоторым данным умирает и Алим, и по неписаным законам степи Кетебике выходит замуж за младшего брата Алима, Шомена, и на свет появляется Туменкожа. А по другим рассказам, Кетебике забеременела от Шомена, когда после смерти Байсары собиралась выходить замуж за Алима, то есть Алим взял замуж Кетебике с двумя сыновьями – Бозаншаром и Туменкожой. И с этого момента, якобы начались «распри по поводу земли и вдовы» между Алимом и Шоменом.
Среди казахов Иргизского края сохранилась еще одна версия этой легенды. Согласно их рассказам, у Алима закончился насвай и он попросил у Шомена насвай на одну закладку. А Шомен, скучающий от безделья, предлагает ему провести скачку. Алим соглашается. Шомен скачет, при этом выкрикивая клич «Дойт», «Дойт». А скачущему следом Алиму этот клич слышится как «Койт», «Койт», и Алим обижается на брата, что тот сравнил его с собакой.
Мы говорили, что после смерти своего отца, Бозаншар воспитывался у Алима, но так как дети Алима всегда его отделяли, он перекочевывает на берег Сыра к Шомену, при этом угоняет табун лошадей:
Асырайды Бозаншаны Әлім алып,
Еншілес еткен оны малын салып.
Әлімнің алты ұлымен сыйыса алмай,
Шөменге жүрген екен қашып барып.
Бозанша қатарынан болды мықты,
Өз деген өз күшімен озып шықты,
Бір күні тойға барып төбелесіп,
Әлімнің төрт баласын ұрып жықты.
Шомен заботится о Бозаншаре, там же он женится, создает семью, хозяйство. Поэтому на северном Приаралье и по сей день говорят: «родные Шомекей - Кете».
После женитьбы Бозаншар берет свое наследство и по совету матери собирает вокруг себя своих единоутробных братьев. Таким образом, появляется народ «Аул Кете»».
По словам Р. Бекназарова «род кете делится на три: от Бозаншара – Ожырай кете, от Алимулы Тойкожа – Ак кете, от Шоменуұлы Туменкожа – Кара кете. И якобы, по благословению матери Кетебике, они взяли имя Майлыбая, родного брата отца, как общий клич. И назывались «Үш таңбалы Майлыбай-Кете» (Трехтамговый Майлыбай-Кете). В их состав входило двадцать родов. Ожырай кете: Мырза, Баимбет, Алдияр, Батике, Курманкожа, Толек; Кара кете: Томпак кете, Асан, Жанбакты, Кулыс; Ак кете: Аккошкар, Байкошкар, Шалкошкар, Коныр кете, Майлы кете, Мама, Туйте, Калкаман, Естек кете, Сеит кете».
Приведенное выше шежире доказывает, что племя Кете является самым древним этническим субстратом в составе Младшего жуза. Этот вопрос проглядывается и из названия племени, у казахов немало родовых сообществ, называющихся именами матерей.
Кроме того в составе рода мы видим несколько образов кете: Ак кете, Кара кете, Коныр кете, Майлы кете и другие. И это система, основанная на внешней характеристике, тоже является пережитком древности. Не нужно сильно углубляться, можно вспомнить лишь названия средневековых общин. Если рассматривать этот вопрос, касаясь обычаев, то видим что прав у Кете больше, чем у Алима. То есть, если Алим и старший в Младшем жузе, то его брат Байсары – предок всех Кете. Эти причины нам дают возможность связать исторические истоки племени Кете с народом хетта, чья империя в древности существовала на Малой Азии.
В европейской историографии тема Хетты известна давно, но информация касательно их конкретной деятельности в истории Малой Азии все еще остается туманной – даже ареал их обитания многие века оставался неопределенным. В науке начались изменения лишь после того как Шарль Тексье в 1839 году и Уильям Гамильтон в 1842 году открыли неподалеку от аула Алаша куюк, рядом со знаменитым Богазкей, древние иероглифы хеттов и их сооружения. На холмах, которые располагаются рядом с поселением Богазкей, находились раньше крупные поселения. А гребенчатые камни, найденные возле города (Язылыкая-Жазулыкия), изобиловали рисунками. По середине дальнего камня можно увидеть изображение большой процессии, подобное Сырлытамским памятникам казахской земли. Идущие с двух сторон люди к середине камня встречаются друг с другом, ликуют, радуются. На Нысан-тас, немало пострадавшем за весь период своего существования, есть иероглифы. Этот памятник находится в центральной части старого города.
Выяснилось, что Алаша-куюк выполнял функции ворот в городе. Раньше по бокам ворот стояли массивные львы. В ходе раскопок за воротами Алаша-куюк были обнаружены руины городских сооружений и разрушенные скульптуры. В связи с этим в 1879-1780 годы А.Г. Сейс впервые связал древние артефакты, найденные Анатолийской земле, с цивилизацией Хеттов. Тогда началось тщательное изучение всей горной местности Малой Азии – территория, от Месопотамии до северных краев стала активнее исследоваться.
Среди писем-извещений египетских фараонов Эхнатона и его отца Аменхотепа ІІІ 1370-1348 годов до н.э. были найдены поздравления от царя Хеттов и дипломатические трактаты. Позже на Богазкейской земле Гуго Винклером в 1906 году был найден и опубликован архив записей хеттских царей, где были тексты политического и исторического содержания, шумер-аккад-хеттский словарь, более 15-и тысяч сочинений на клинописных табличках о разведении лошадей. Эти исследовательские работы являются особой страницей в истории древних времен. Считается, что хеттская история состоит из трех периодов: это древний 1650-1500 гг., средний – 1500-1400 гг., новый – 1400-1200 гг.
В 1915 году Б. Грозный опубликовал грамматику хеттского языка, определив его к группе индоевропейских языков, однако его суждения в скором времени были опровергнуты. Профессор слишком вольно трактовал хеттские слова, предполагая, что они имеют индоевропейское происхождение, и, исходя из внешнего сходства слов, им были приписаны западные значения.
Из-за сложности хеттской письменности между исследователями до сих пор возникает множество споров. Но многие из них все же признают хоть и малую близость хеттского языка к индоевропейской среде. То есть все еще существуют нераскрытые тайны древних индоевропейских языков. Мы считаем, что главная причина этого состоит в том, что, возможно, в те времена индоевропейские языки еще не полностью отделились от уральских и алтайских языков. Этот ностратический древний язык, подвергнувшись дифференциации во времена великого переселения, стал основой для новых языков. Если бы мы углубились в корни казахского языка, то в его ранних истоках увидели бы «индоевропейские сокровища», на самом деле относящиеся ностратическому золотому фонду.
В хеттской истории нас особо интересуют отношения с островом Кипр. Во времена правления хеттского царя Тудхалия ІV, был совершен поход на этот остров, и правитель острова со своей семьей был взят в плен. Есть свидетельства, что остров находился в подчинении хеттов, и что они возвратились на родину с большой добычей. Но также пишут, что Суппилули ІІ сжег все корабли Аласии до единого, и вновь завоевал остров. И в итоге между ними было подписано мирное соглашение
Остров, который сейчас носит название Кипр, во времена хеттов, то есть во ІІ тысячелетии до н.э., назывался Аласия (Алашия), что рождает новые предположения. Вместе с хеттами в Ближний Восток пришли и кони (алаша, алаша ат). А разведение лошади позволило использовать скот в военном деле – его начали запрягать в двухколесную военную колесницу, стали проводить скачки. Главным специалистом по тренировке скаковых лошадей был Кеккули (Кикулы) – миттаниец, который переселился с востока, подчинившись хеттам. Он тренировал лошадей хеттских царей. Использование лошадей давало большие возможности. Даже образ кентавра в восточном мире был сформирован благодаря хеттам.
Хетты использовали железо, это тоже давало им преимущество перед другими народами. Существуют данные о том, что фараон Египта попросил царя Хеттов подарить ему кинжал. Для региона, жившего в бронзовом веке, железный кинжал был дорогим подарком. Так, образовалась империя Хеттов, от которой содрогался весь западный мир и Африка.
Хетты первыми завезли в Малую Азию легкие, основанные на колесах со спицами, колесницы. Они были намного легче цельных деревянных колесниц шумеров; к тому же колесницы на колесах со спицами было удобно использовать и в военных целях.
Говоря о хеттах, особое внимание следует уделить их мировоззрению. Как и у многих древних народов в те времена главным божеством хеттов был – Бог Солнца. Вместе с тем из исторических сведений мы знаем, что у хеттов был и Бог Грома, которого звали Тишуб-Тарку. Храмы хеттов находились на высоких горах, крутых склонах, утесах и пещерах. Мы думаем, что присущее предкам казахов поклонение горам, камням, пещерам могло иметь продолжение в хеттских храмах, в которых поклонялись силам гор, камней, пещер.
Можем ли мы теперь считать, что корни хеттского народа берут свое начало из Великих казахских степей?!