Памяти Султанмахмута Торайгырова
30.10.2017 1288
Султанмахмут Торайгыров (1893-1920) – гордость казахской литературы и казахской культуры. Его стихи имеют высокую литературную ценность

Часто встает вопрос: должны ли произведения искусства иметь политический окрас? Ведь возможен риск того, что громкие лозунги и борьба за социально уязвимые слои общества и людей, которые вынуждены носить ярлык бедняка, разворачивающаяся на бумаге только и останется орудием демократической борьбы.

Но такому поэту как Султанмахмут Торайгыров – это не грозит. Тонкая ирония мягко вплетается в изысканные обороты, накладывается на родные восточные мотивы.

В стихах Торайгырова можно обнаружить интересные символы, которые выражают под своим означаемым, то есть внешней оболочкой пласт иносказаний, обличающих извечные пороки общества.

В стихотворении «Кумыс» – освежающий напиток, который готовился по старым рецептам, передающимся от одного поколения к другому, представляется апофеозом всех желаний, неким подобием золотого руна, недостижимым для простых смертных. Его могут позволить себе только богачи, а бедное население только мечтает и думает о том, как бы насладиться кумысом.

 

Почтенье твоим аруахам, мясо и кумыс,

Тот достигает счастья, кто пьет тебя,

кумыс.

Пусть будет даже ничтожным

человеком —

Благодаря тебе всемогущ твой хозяин.

 

Тут же выскакивают национальные или социальные черты. Каждая новая эпоха привносит свои изменения в общество – характеры и образы мышления, но «преемственность» поколений сильна. Чего же мы так страстно желаем сейчас?

 

Бросил работу бедняга-кедей,

Не может он не охотиться за кумысом.

Не гони его, дай глотнуть кумыса,

Он будет благодарен и прославит тебя.

 

Стихотворение оканчивается сетованиями от неразрешимой задачи, так что лирический герой уже хочет и избавиться от такого искушающего напитка

 

Эй, кумыс, замучил ты недоступностью своей,

Коль бы был ты у меня, не печалился бы я.

Чтобы излить всю печаль сердца,

Я раздал бы тебя всем, не пил бы сам...

 

Ненависть к излишнему роскошеству и отвращение к сильным мира сего, которые добились земных благ нечестными способами, рано сформировалась в сознании поэта, еще в детстве, когда он наблюдал жизненные несправедливости. Его взор становился острее, и он обличал недостатки общества.

Рассказывают, что был такой случай. Проходя мимо знакомого дома, Торайгыров заметил чужую лошадь. Наверное, кто-то приехал из другого аула. Он поинтересовался у женщины, кто это мог быть. Женщина сама плохо знала этого человека, но его называли лекарь Ходжа.

Услышав это имя, Торайгыров помрачнел. Он схватил палку и пошел в дом. Через минуту оттуда выбежал растерянный мужчина. Поэт преследовал его с палкой. Оказалось, что Ходжа имел солидное хозяйство, но иногда разъезжал по аулам и занимался знахарством. В прошлом году его пригласили лечить ребенка у Тайникеша. Ходжа взял большую плату в виде трех аршинов хошмы. Но на следующий день ребенок умер. И даже этот случай не помешал ему продолжать «лечебную деятельность».

Ходжа попытался вскочить на седло, но Султанмахмут настиг его и огрел палкой. Когда прибежали люди, они схватили разъяренного поэта.

Увидев толпу, прибежал отец поэта Шокпут Торайгыров. Он воскликнул:

- В чем дело? Почему вы держите моего сына?

Шокпуту объяснили ситуацию, но он так сильно рассердился на людей, удерживающих его сына, что полез на них с дракой. Потом гневно кинулся на Ходжу.

В итоге, у знахаря отобрали его «лекарства» и скорее выгнали из аула, пока Торайгыровы снова не добрались до него.

Султанмахмут с детства проявлял сообразительность и старание, он тянулся к знаниям.

И отец всячески поощрял его – он сам обучил его основам арабского. Затем мальчика отдавали на обучение муллам. Ему особенно повезло с муллой Муканом – образованным человеком, который хорошо знал казахское народное творчество: старинные казахские сказания, легенды и поэмы. Подражая наставнику, юный Султанмахмут тоже начинает писать – он сочиняет шуточные сатирические стихотворения об окружении, удивляет экспромтами, короткими рассказами, которые, к сожалению, не сохранились.

Светским наукам он начал обучаться благодаря преподавателю, приехавшему из Троицка, Нургали Таушибаеву. Так его ученики открыли для себя географию, естествознание, историю. Это был очень образованный человек для того времени, он пытался ввести новые методы обучения. Таушибаев всегда интересовался происходящими в обществе событиями, внимательно анализировал их, читал газеты и журналы на татарском языке.

В российских городах в то время казахская молодежь была сконцентрирована в Троицке, куда и направился Торайгыров из Омска. Он учится в медресе, но из-за обострившейся болезни был вынужден оставить учебу и переехать в ближайший аул. Зимой 1912-1913 гг. Торайгыров лечится, но продолжает работать. Он преподает в школе, но осенью 1913 года возвращается в город и выполняет обязанности секретаря в редакции журнала «Айкап». В этом журнале он пробует свои силы в качестве поэта, публициста и литературного критика.

У поэта была слабое здоровье, его состояние ухудшалось из-за постоянного нервного и физического напряжения, он часто голодал, иногда имел возможность пообедать только два раза в неделю, но это никогда не останавливало его. Торайгыров решил всю жизнь посвятить служению образованию, науке и творчеству, посредством которого он мог говорить о народных тяготах.

В октябре 1917 года его болезнь обостряется, он вынужден показаться врачам, для этого едет в Семипалатинск. Поэт отдыхает в родных краях, болезнь на время отступает, но в апреле 1918 года становится ясно, что это была лишь отсрочка – он понимает, что обречен и возвращается в родной аул. Там он продолжает самообразование: много читает казахской и русской литературы и пишет сам.

В конце 1919 года Торайгыров узнает, что правительство Колчака пало в Сибири и что в Павлодар вошли красные. Он преодолевает верхом 200 верст и тоже приезжает в Павлодар. Здесь он встречается с командиром частей Красной Армии Жигаревым и в его лице приветствует Советскую власть. Торайгыров едет в аулы, где с воодушевлением пропагандирует новую жизнь, активно участвует в установлении местных Советов.

Но эти усилия и перевозбуждение совсем подорвали здоровье поэта. Смертельная болезнь приковала его к постели. 21 мая 1920 года Султанмахмут Торайгыров скончался.