Между реками Есиль и Нура нет земли выше, чем Тайтобе. Если взобраться на его вершину, то вся округа видна как на ладони
Нура с востока огибает Тайтобе и далее напрямую течет в сторону Кургальджино. Если посмотреть на Тайтобе с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что Тайтобе выглядит как перешеек. Таким образом Тайтобе только с запада, то есть со стороны нынешней Астаны, выглядит как открытая природная крепость. Думаю, что в древние, смутные времена, здесь, возможно, был глубокий ров, по которому можно было напрямую попасть с западного перешейка реки до какого-нибудь следующего изгиба. Ров – фортификационное сооружение средневековых городов, которое довелось мне видеть на Сарыарке и один из признаков культуры самосохранения. Все средневековые поселения, особенно ставки ханов и султанов, спасались таким образом от внезапного нападения.
Во время исследования городища Акколь Жайылма мы также заметили сохранившиеся следы глубокого рва. В сторону реки Нура есть место старого городка, большого поселения, и если бы ученые выделили время и вели бы раскопки вокруг сопки, то здесь появились бы памятники древних времен. Самое главное, мы заметили, что Тайтобе расположен между природным руслом реки Нура и ее искусственным рукавом, где удобно было бы обороняться долгое время, к тому же люди и животные здесь не нуждались бы в воде и пище.
Сравнивая все сведения, которые имеются у нас на руках, видно, что средневековый мавзолей, который казахи назвали «Ак мола» находился на вершине Тайтобе. Некоторые исследователи говорят, что название «мола» встречается в трудах античных историков. Один из них, Прокопий, слово «мола» использует в значении «крепость», в связи с этим название «Акмола» понимается как «Западная крепость». О первом варианте Акмолы мы не можем ничего сказать, он полностью разрушен, и не было ученых, которые изучили бы его каменное основание и провели бы раскопки. В Тайтобе не встречаются следы жженого кирпича, отсюда можно сделать вывод, что «Ак мола» так же, как и памятники «Домбауыл», «Козы Корпеш – Баян сулу» сделан из камня. Видно, что когда-то его длина была несколько метров, а диаметр около 10-и метров. Рядом с этим мавзолеем до сих пор есть курганы-захоронения огузо-кыпчакских времен. Конечно, памятники, лежащие более тысячи лет под ногами, разрушаются. Эти курганы-захоронения являются ориентиром древней истории Тайтобе. Да, конечно, нужен уход, нужна забота. Несомненно, средневековому мавзолею, сохранившемуся в народной памяти под именем «Ақ мола», более тысячи лет. Почему он был назван Акмолой, неизвестно, возможно, потому что его покрывала белая глина, которая до сих пор в земле этой местности. Когда в 1830 году сюда по заданию российского руководства прибыл подполковник Шубин для открытия Акмолинского округа, здесь было только место от мавзолея, но Тайтубинская сторона Нуры сохранила название памятника (в российских сведениях значится, как «урочище Акмула»).
В окрестностях Акмолы жили многие казахские ханы. В записях Демидова, представителя династии знаменитых горняков, есть такие сведения от 1825 года: «По р.Нура вниз до р.Ишима к тому месту, где, по показаниям Шангина и Назарова, обе реки сии и теперь уже почти соединяются, где у горы Ак-Мулы кочует известный в степях хан Вали...». В этих сведениях есть небольшая ошибка. На самом деле, когда Демидов писал письмо императору России Александру І, хан Вали уже умер. Один из последних ханов Среднего жуза старший сын Абылай хана Уали хан умер в 1820 году в Кокшетау, поминки состоялись в Ошакты коль. В сведениях наших историков, где они годом смерти Уали хана указывают 1819 год, основываясь по А.И. Левшину, так же допущена ошибка, потому что на надгробном камне указан 1820 год.
В 1830-х годах близ Тайтобе можно было часто видеть внука Самеке хана Коныркульджу Кудаймендина. В политическом контексте последнее упоминание о Тайтобе датировано 1838 годом – временем национально-освободительного движения Кенесары. Но Тайтобе не исчезло из памяти знатоков казахского фольклора. Это название стало одним из известных топонимов, вошедших в эпические сказания. В героических сказках, записанных Г. Потаниным говорится: «На вершине Тайтобе состоялся поединок, доселе невиданный никем и никогда, между Ер Косаем, желающим отомстить за сына Ер Кокше, и Кобыланды». Сложно ответить, к какому времени относится эпоха «Ер Кокше» и «Ер Косая». В казахских легендах говорится что Ер Кокше был то современником Манаса, то его отцом. В свое время А.Х. Маргулан несколько раз писал, что эпос «Манас» берет свое начало от великих войн между тюрками Центральной Азии и китайцами. Значит, поединок Ер Косая и Кобыланды корнями уходит в ту эпоху.
Значение слова «Тайтобе» связано с эпохой вражеских набегов, потому что «тай» в древности служил караульной сопкой. В казахском языке слово «тай» изначально означал - высота, бугор, шатер. Позже, значение термина «тай» было связано с местом охраны, местом караула, караульным. В древнетюркской эпохе были такие государственные должности, как «тай бегі» (караульный), «тай білге тұтық» (сборщик караульного налога) (Древнетюркский словарь. Л.,1969. с.527). Изначально эти понятия сформировались в уйгурской письменной литературе и канцелярии, затем применялись в империи Чингиз хана. Поэтому в сегодняшнем монгольском языке слово «тай» используется в двух значениях: во-первых, это «остановка, станция, жолхана», во-вторых, это «крыша, кров построенный на крыше дома, күзетхана (охранный дом)» (Базылхан Б. Моңғолша-қазақша сөздік. Уланбаатар-Өлгий,1984. с.444).
Итак, самое главное и древнее значение слова «Тайтобе» - «караульная высота (сопка)» и ясно, что история этого названия насчитывает более тысячи лет. То, что слово «тай» на казахской земле сохранило это историческое значение можно заметить и у знаменитой переправы Тай на реке Чу. Через эту переправу проходит караванный путь, один конец которого идет в сторону Сибири, а другой в туркестанские края. Следовательно, закономерно, что эта переправа через Чу должна быть под контролем караульного войска какого-либо заинтересованного государства?!
В ходе колонизации сарыаркинских земель Российская империя хотела открыть центр одного из первых округов в 1830 году именно в Тайтобе, о котором мы говорим. В 1822 году был принят Устав о сибирских киргизах. Документ, который ввел в жизнь казахов кардинальные изменения, наши предки называли «Жаңа Низам». Согласно Устава в 1824 году в Кокшетау и Каркаралинске, где ранее располагались ханские ставки, открылись округа. В 1830-х годах очередь дошла и до Акмолы. Здесь 22 августа 1832 года были проведены праздничные мероприятия по случаю открытия Акмолинского дивана (дуан – от арабского слова диуан, то есть совет, место, где находится власть, здесь, в значении окружного центра). В праздновании участвовали волостные из близлежащих округов, прибывшие под предводительством первого старшего султана Коныркульджа Кудаймендина: Тоха, Тиналы, Каракесек, Тортуыл, Ораз Темеш, Борши, Айтхожа, Тама, Алтын Жагалбайлы, Алтай, Таракты, Карпык, получили подарки, смотрели байгу. Об этих событиях у нас на руках есть архивные документы.
Итак, мы считаем, что Акмолинский диван впервые был открыт в Тайтобе, и поэтому он назывался Акмола. А почему центр был переведен на нынешнее место, то есть в Караоткель? Было бы правильно выяснить этот вопрос. Среди старейшин-летописцев есть те, кто связывает этот вопрос с джигитами Баянаула родными братьями Сейтеном и Тайжаном. Что говорит по этому поводу шежире Саккулака:
«Изначально для постройки крепости «Акмола» была обозначена земля вдоль реки Нура, местность рядом с кладбищем Акмола. Это в 25-и километрах от Караоткель, где начинается нынешний город. Здесь начали строить дома жаппа (жаппа – балаган, сооруженный без кереге из одних уыков, покрытый кошмой) несколько человек из свиты Коныркульджи султана. Среди них был и старший сын Коныркулжа – Бегалы торе. Джайляу Сейтена, Тайжана – Жалгызагаш, вдоль Есиля, недалеко отсюда. Во время охоты с ястребом, Тайжан прибыл сюда. Узнав о положении вещей, он оказал сопротивление Бегалы. Приревновав свою землю, он говорит: «Уходите, я не дам вам построить город». Увидев разозленного Бегалы, готового его побить, Тайжан убегает».
В связи с этим переполохом Сейтен, Тайжан собрали отряд джигитов. Через день после тяжбы с Бегалы, Тайжан с отрядом прибыл на место стройки города. Избили Бегалы, отобрали все инструменты, угнали около 100 гужевых лошадей. «Это за моего убитого ястреба», - передал он через пастуха. (В тот день, когда Тайжан сюда прибыл, один из торе убил его ястреба). Спустя некоторое время после этих событий было решено построить город в другом месте, и в 1830 году в местности Караоткель на берегу Есиля была построена крепость Акмола. Старшим султаном был назначен Коныркульджа. Теперь ему в первую очередь надо было отомстить Сейтену, Тайжану. Чтобы наказать аулы, которые последовали за ними, он направил сорок человек во главе с Бегалы, это и стало причиной присоединения Каржаса к восстанию Кенесары».
В 1838 году умер Азынабай, у которого было когда-то 17 тысяч лошадей, дети похоронили его в Азирете, об этом поведал русским раб Сейтена – Тлеген Канатеев. Из его ответа также видно, что Сейтен и Тайжан лично участвовали в нападении на Акмолу в 1838 году. В связи с этим можно считать, что вступление Каржаса в ряды войск Кенесары, связано с недовольством Сейтена и Тайжана постройкой военной крепости.
Может это недовольство осложнилось в связи с необходимостью кочевого животноводства, или же причиной является то, что с согласия Коныркульджи русские в самом центре Сарыарки построили крепость Акмола, тем самым задев чувства достоинства местных жителей, все это требует дальнейшего изучения.
В шежире Саккулака говорится, что крепость Акмола начали строить русские в 1830 году в Караоткеле, а по другим сведениям это событие произошло после 1832 до 1838 года. Изначально, когда встал вопрос о постройке крепости, русских заинтересовал Караоткель, но по предложению Коныркульджи султана крепость решили поднять в Акмоле. Сарыоба, Жаман Шубар и другие земли где он летом кочевал на джайляу, были рядом с Акмолой. В шежире говорится, что Кенесары хан, находясь на вершине Тайтобе, убил из своего ружья русского караульного, возможно здесь говорится о времени, когда диван все еще не переехал в Караоткель. На высоком правом берегу Нуры до сих пор сохранены места первых построек для Акмолинского дивана, если хорошо их исследовать, то, возможно, найдутся какие-либо доказательства.
Как бы то ни было, Тайтобе - свидетель истории народа между реками Есиль и Нурой начиная с древних времен и до ХХ века. Урочище Тайтобе достойно стать историко-культурным заповедником, поэтому считаем, что сельские, районные, городские руководители должны обратить пристальное внимание на этот священный холм, его сохранности. Сейчас Тайтобе имеет не самый лучший вид, с одной стороны открытый карьер, с другой стороны ведутся строительные работы. Огромные машины, изрывшие овраг Нуры, снуют туда-сюда. Дно Тайтобе оказалось белой глиной.
Похоже, джигиты, которые здесь подрабатывают, не знают даже названия холма, даже у въезда в аул Тайтобе нет таблички. На вершине Тайтобе есть памятник Нияз би, который жил в XVIII веке, был простолюдином, а стал ханом. Возможно так думают его потомки, может на сегодняшний день так и нужно думать?!
Но это не имеет никакого отношения к мавзолею Нияз бия. Памятники Акмола - это разрушенные курганы на вершине этого холма, пара из них была наполовину разрушена во время постройки мавзолея Нияз би. А что осталось под мавзолеем Нияза, я об этом не осведомлен. Недавно был в Тайтобе, состояние холма еще хуже ухудшилось. Кто-то насквозь раскопал вершину холма, возможно это были золотоискатели. Раньше здесь лежал фундамент караульной башни, остатки от матрицы, сейчас даже и их нет. Что будет, если когда-нибудь однажды нужно будет исследовать могилу называющейся Ак мола?
В связи с ростом национального сознания и культурного уровня рано или поздно этот день наступит. «Мәдени мұра» («Культурное наследие») не должно выполняться только лишь программой или по поручению правительства, она должна исходить из нашего сердца, которое бьется во имя Казаха, во имя Страны. Тайтобе - это память предков, которые боролись за казахский народ, ради Страны, возможно он сегодня нам не нужен, но он нужен будущим потомкам.