Караульная сопка - историческое значение Тайтобе
13.09.2017 2909
Между реками Есиль и Нура нет земли выше, чем Тайтобе. Если взобраться на его вершину, то вся округа видна как на ладони

Нура с востока огибает Тайтобе и далее напрямую течет в сторону Кургальджино. Если посмотреть на Тайтобе с высоты птичьего полета, то можно увидеть, что Тайтобе выглядит как перешеек. Таким образом Тайтобе только с запада, то есть со стороны нынешней Астаны, выглядит как открытая природная крепость. Думаю, что в древние, смутные времена, здесь, возможно, был глубокий ров, по которому можно было напрямую попасть с западного перешейка реки до какого-нибудь следующего изгиба. Ров – фортификационное сооружение средневековых городов, которое довелось мне видеть на Сарыарке и один из признаков культуры самосохранения. Все средневековые поселения, особенно ставки ханов и султанов, спасались таким образом от внезапного нападения.

Во время исследования городища Акколь Жайылма мы также заметили сохранившиеся следы глубокого рва. В сторону реки Нура есть место старого городка, большого поселения, и если бы ученые выделили время и вели бы раскопки вокруг сопки, то здесь появились бы памятники древних времен. Самое главное, мы заметили, что Тайтобе расположен между природным руслом реки Нура и ее искусственным рукавом, где удобно было бы обороняться долгое время, к тому же люди и животные здесь не нуждались бы в воде и пище.

Сравнивая все сведения, которые имеются у нас на руках, видно, что средневековый мавзолей, который казахи назвали «Ак мола» находился на вершине Тайтобе. Некоторые исследователи говорят, что название «мола» встречается в трудах античных историков. Один из них, Прокопий, слово «мола» использует в значении «крепость», в связи с этим название «Акмола» понимается как «Западная крепость». О первом варианте Акмолы мы не можем ничего сказать, он полностью разрушен, и не было ученых, которые изучили бы его каменное основание и провели бы раскопки. В Тайтобе не встречаются следы жженого кирпича, отсюда можно сделать вывод, что «Ак мола» так же, как и памятники «Домбауыл», «Козы Корпеш – Баян сулу» сделан из камня. Видно, что когда-то его длина была несколько метров, а диаметр около 10-и метров. Рядом с этим мавзолеем до сих пор есть курганы-захоронения огузо-кыпчакских времен. Конечно, памятники, лежащие более тысячи лет под ногами, разрушаются. Эти курганы-захоронения являются ориентиром древней истории Тайтобе. Да, конечно, нужен уход, нужна забота. Несомненно, средневековому мавзолею, сохранившемуся в народной памяти под именем «Ақ мола», более тысячи лет. Почему он был назван Акмолой, неизвестно, возможно, потому что его покрывала белая глина, которая до сих пор в земле этой местности. Когда в 1830 году сюда по заданию российского руководства прибыл подполковник Шубин для открытия Акмолинского округа, здесь было только место от мавзолея, но Тайтубинская сторона Нуры сохранила название памятника (в российских сведениях значится, как «урочище Акмула»).

В окрестностях Акмолы жили многие казахские ханы. В записях Демидова, представителя династии знаменитых горняков, есть такие сведения от 1825 года: «По р.Нура вниз до р.Ишима к тому месту, где, по показаниям Шангина и Назарова, обе реки сии и теперь уже почти соединяются, где у горы Ак-Мулы кочует известный в степях хан Вали...». В этих сведениях есть небольшая ошибка. На самом деле, когда Демидов писал письмо императору России Александру І, хан Вали уже умер. Один из последних ханов Среднего жуза старший сын Абылай хана Уали хан умер в 1820 году в Кокшетау, поминки состоялись в Ошакты коль. В сведениях наших историков, где они годом смерти Уали хана указывают 1819 год, основываясь по А.И. Левшину, так же допущена ошибка, потому что на надгробном камне указан 1820 год.

В 1830-х годах близ Тайтобе можно было часто видеть внука Самеке хана Коныркульджу Кудаймендина. В политическом контексте последнее упоминание о Тайтобе датировано 1838 годом – временем национально-освободительного движения Кенесары. Но Тайтобе не исчезло из памяти знатоков казахского фольклора. Это название стало одним из известных топонимов, вошедших в эпические сказания. В героических сказках, записанных Г. Потаниным говорится: «На вершине Тайтобе состоялся поединок, доселе невиданный никем и никогда, между Ер Косаем, желающим отомстить за сына Ер Кокше, и Кобыланды». Сложно ответить, к какому времени относится эпоха «Ер Кокше» и «Ер Косая». В казахских легендах говорится что Ер Кокше был то современником Манаса, то его отцом. В свое время А.Х. Маргулан несколько раз писал, что эпос «Манас» берет свое начало от великих войн между тюрками Центральной Азии и китайцами. Значит, поединок Ер Косая и Кобыланды корнями уходит в ту эпоху.

Значение слова «Тайтобе» связано с эпохой вражеских набегов, потому что «тай» в древности служил караульной сопкой. В казахском языке слово «тай» изначально означал - высота, бугор, шатер. Позже, значение термина «тай» было связано с местом охраны, местом караула, караульным. В древнетюркской эпохе были такие государственные должности, как «тай бегі» (караульный), «тай білге тұтық» (сборщик караульного налога) (Древнетюркский словарь. Л.,1969. с.527). Изначально эти понятия сформировались в уйгурской письменной литературе и канцелярии, затем применялись в империи Чингиз хана. Поэтому в сегодняшнем монгольском языке слово «тай» используется в двух значениях: во-первых, это «остановка, станция, жолхана», во-вторых, это «крыша, кров построенный на крыше дома, күзетхана (охранный дом)» (Базылхан Б. Моңғолша-қазақша сөздік. Уланбаатар-Өлгий,1984. с.444).