Земля, о которой люди слагают легенды, сегодня является местом, куда приходят в поисках панацеи от болезней, где исполняются желания и молитвы. Но есть одно «но». Никто не знает тайну водопада
По заказу Министерства культуры и спорта РК съемочная группа документального фильма «Сакральный Казахстан» посетила южные регионы страны, окунулась в таинственную историю священных мест трех областей (Алматинской, Жамбылской и Южно-Казахстанской областей). Во время путешествия мы заметили, что все священные места, которые мы посетили, имеют свою историю и легенду. Эмоции, которые мы получили, посетив эти места, неописуемы. Пещера «Жылаган Ата», расположена у подножия Каратау, недалеко от Кентау в ЮКО. Жылаган Ата жил примерно в VI-VII веке. По легенде у богатой, пожилой семьи не было детей, и они просили у Всевышнего ребенка, их мольбы были услышаны и через год на свет появляется мальчик. С этого момента начинается история этой местности, полная легенд и истины.
Бахыт Кулжабаев, смотритель пещеры Жылаган Ата:
Согласно легенде, жил на свете богатый человек по имени Гурзу хан, была у него байбише Шаш-Ана. Насытившись сполна прелестями богатой жизни, они в преклонном возрасте стали мечтать о сыне, который управлял бы всем этим богатством. Это был период, когда на территории Казахстана шло распространение ислама. Гурзу хан, встав на путь ислама, просит у Аллаха сына. Всевышний исполнил его желание и Шаш-Ана забеременела, в положенное время она родила ребенка. Ребенок родился «в рубашке», обернутый в оболочку, как будто находится в бурдюке (мес). И в этот момент Кыдыр Ата предвещает его: «Это не простой, а священный ребенок, и ни коем случае не распарывайте мес (бурдюк) – знак благодати. Придет время, и он сам выйдет, а до тех пор, несите его на руках», - сказал старец. Супруги вняли словам старца, и некоторое время носили бурдюк на руках, но ребенок не разговаривает, не смеется, не плачет.
Дом шыракшы в горах
Однажды мать, уставшая носить мес, остановилась на берегу озера, который находится неподалеку от аула Игилик (Игилик – населенный пункт близ пещеры Жылаган Ата). «Сколько можем мы тебя носить на руках, ты и не разговариваешь, не смеешься, не плачешь», - только сказала она и в это время бурдюк выпадает у нее из рук, а из него выбегает лучезарный мальчик и убегает в сторону горы. Родители бросились догонять его, в том направлении, куда побежал мальчик. Играя вдоль дороги, со словами «мои родители хотят пить» он ударил своим асатаяком по земле и на том месте появился колодец (по дороге в пещеру Жылаган Ата есть колодец Таскудук, этот колодец тоже считается священным). На этом месте (Жылаган Ата) сидел и играл в альчики, а альчиками служили булыжники, и когда родители уже добрались до него, он перевернулся с боку на бок и пошел дальше. На этом месте есть впадина «Ана жатыры», там он дожидался родителей. Когда они до него добрались, он исчез в пещере. Родители стали его простить, а мальчик ответил: «Мы встретимся с вами не на этом свете, а на том. За меня не беспокойтесь, и когда будете возвращаться в аул не оборачивайтесь назад. Я приложу все усилия, чтобы где бы вы не находились, там был достаток и согласие, доброта и радость».
Деваться некуда, опечаленные родители вернулись домой. Дойдя до местности Есекколь, не выдержав обернулись назад, надеясь увидеть сына. Но увидели лучезарную реку, которая текла за ними и в тот же миг исчезла. Эта же река появилась через 5-6 километров, но никто о ней доподлинно ничего не знает. В той огромной пещере имеются три больших проема. Первый проем находится наверху, откуда фонтаном бьет вода. Второй проем появился тогда, когда опечаленные родители посмотрели назад. Во времена Советской власти, геологи хотели изучить это место в целях раскрыть тайну, и чтобы войти в пещеру они специальными приборами хотели свернуть огромные камни, и в этот момент внезапно появились змеи и верблюды. Так появился третий проем. В этом выражена святость этого места.
Каратау
Сейчас местность Жылаган Ата священна и таинственна из-за своей воды, которая течет из горной пещеры Уникальность заключается в том, что вода появляется только тогда, когда читают Коран. Она непроста: появляется нежданно, внезапно и напористо, как водопад. При этом никто точно не знает, когда начнет бить вода, бывает, что не появляется несколько дней. Люди, специально приехавшие посмотреть на это чудо, могут неделями ожидать его. Главное, чтобы намерения были благими. Если намерения чистые, то случится то, что должно случиться.
Впадина «Ана жатыры»
Как упоминалась выше, любая техника, которую сюда привозили для изучения местности отечественные и зарубежные ученые, здесь просто не работали, выходили из строя. Не это ли святость?
Я здесь полтора года работаю шыракшы. И за это время сюда прибывали и туристы, и просто интересующиеся люди, у всех разные цели, некоторые приходят, чтобы исцелиться от недуга. Некоторые исцеляются, и в этом главная святость пещеры Жылаган Ата.
История Жылаган Ата и место его расположения нас впечатлила, и в доказательство слов шыракшы, здесь много людей. У них в глазах светится надежда. В свою очередь и мы прочитали молитву духу предков, помолились и продолжили путешествие.