С октября 1917 года по март 1918 года Советская власть была установлена на большей части территории Казахстана. Однако Казахстан, каким мы его знаем сегодня, еще не представлял из себя единого целого. Семиреченская и Сыр-Дарьинская области входили в состав Туркестанской Автономной Советской Социалистической республики, образованной в апреле 1918 года с центром в Ташкенте. В апреле 1918 года в Оренбурге состоялся Тургайский областной съезд, принявший постановление о создании Советской власти на местах.
10 июля 1919 года, в разгар гражданской войны, был подписан декрет Совета народных комиссаров о революционном комитете по управлению Киргизским (Казахским) – Кирревком. В январе 1920 года в городе Актюбинске состоялась советская краевая конференция, принявшая постановление об объединении всех областей степного края в одну автономную советскую республику. Историческим декретом ВЦИК и Совнаркома РСФСР от 26 августа 1920 года было провозглашено образование Киргизской (Казахской) Автономной Советской Социалистической Республике, куда передавались Семипалатинская, Акмолинская, Тургайская и Уральская области, а также часть Астраханской губернии, населенная казахами. Объединение всех земель Казахстана завершилось в 1924 году, когда в состав Казахской АССР были включены Семиреченская и Сыр-Дарьинская области. В такой обстановке создавалась казахстанская милиция, возникновение и деятельность, которой неотделимы от истории милиции всей страны.
По примеру центра в Казахстане создавались органы ЧК и Рабоче-Крестьянской милиции. Среди формирований трудящихся, охранявших общественный порядок, наибольший удельный вес имели отряды Красной Гвардии. Во многих случаях Советы создавали Красную гвардию, руководствуясь постановлением НКВД «О рабочей милиции». Отряды Красной гвардии надежно охраняли государственные учреждения и важные объекты, зорко стояли на страже безопасности трудящегося населения.
Вооруженные отряды рабочих, как свидетельствуют документы, создавались в Казахстане еще в августе-сентябре 1917 г. на железнодорожных станциях Петропавловск, Туркестан, Перовск, Казалинск.
Положительное значение в деле организации формирования Красной гвардии сыграло постановление Совета Народных Комиссаров Туркестанского края от 28 ноября 1917 года, немедленного приступить к организации Красной гвардии, а военному комиссару издать приказ о выдаче оружия из войсковых частей, принимать только рабочих и трудящихся бедняков в возрасте от 18 до 45 лет по рекомендации профессиональных организаций.
По данным прессы тех лет, отчетов и материалов архивов было выявлено, что на конец декабря 1917 г. лишь по 14 населенным пунктам Казахстана в Красной гвардии состояло более двух тысяч человек. А к весне 1918 года в красногвардейских формированиях Казахстана числилось уже свыше 6 тысяч человек. Из них наиболее крупными были: Перовский (700 чел.) Казалинский (до 500 чел): Первый Семиреченский (1200-1300 чел.); Аулие-Атинский (280-300 чел.); Павлодарский (100-150 чел.); Кустанайский (600 чел.); Семипалатинский (250 чел.); Акмолинский (200 чел.). Всего на территории Туркестанского края в середине 1918 года в Красной гвардии и отрядах самообороны насчитывалось свыше 11 тысяч человек.
С октября 1919 года центральным органом милиции в Казахстане выступал отдел внутренних дел Военревкома. Этот отдел посылал своих уполномоченных для организации Советов и милиции на местах.
Просматривая фотографии, документы, экспонаты, сохранившиеся в архивах музея, понимаешь, что каждая эпоха рождает своих героев. И, обращаясь к героическому прошлому нашей страны, можно с глубоким уважением и гордостью рассказывать о тех, первопроходцах-защитниках правопорядка, чья самоотверженность, скромность, трудолюбие, могут быть достойным примером для многих поколений.
Славную страницу в истории борьбы с бандитизмом вписали первые работники милиции. Они в сложной обстановке, грудью защищали, только что родившуюся Страну Советов и выполняли трудную задачу по наведению прочного порядка в стране.
Одним из них является Асанов Юсуп. Великую Октябрьскую революцию Асанов встретил с большой радостью. С ранних лет работал батраком-табунщиком у одного из семиреченских баев и знал, что работа на бая – рабская работа. И, когда раскаты революции дошли до Семиречья, он одним из первых записался добровольцем в отряд Красной Армии. В многочисленных боях с белоказаками, бандитами молодой джигит получил настоящую боевую закалку, которая потом пригодилась на службе в рабоче-крестьянской милиции. Став милиционером в 1918 году Юсуп с головой окунулся в горячую, беспокойную оперативную работу.
Неподкупный, отважный милиционер не раз смотрел смерти в лицо, выполняя с честью свои служебные задания. Однажды Юсуп и его товарищ Азимбаев Омар умелыми действиями смогли схватить группу контрабандистов, которые поставляли наркотики в населенные пункты Джаркента. Это случилось в двадцати километрах от государственной границы, зорко наблюдая за тропой, сменяя друг друга, держа на боевом взводе винтовки, им удалось напасть на след восьми контрабандистов-китайцев, схватить их и обезвредить. За эту смелую и трудную операцию старший милиционер Асанов Юсуп и младший милиционер Азимбаев Омар были награждены деньгами 120 рублей. Это была большая сумма. Месячный оклад старшего милиционера тогда равнялся 18-ти рублям. Но отважные милиционеры на эти деньги купили тройку выездных коней с ходком (телегой), сбруей, которым пользовались все сотрудники Джаркентской уездно-городской милиции. В архивах музея МВД сохранился протокол общего собрания сотрудников Джаркентской уездно-городской милиции от 26 февраля 1924 года, где Асанов и Азимбаев докладывают о проведенной операции и просят передать поступившие деньги в пользу всего коллектива.
В 1923 году Асанов Ю. был награжден шашкой №40, за то, что мужественно и храбро сражался в боях против дутовцев, анненковцев. Сейчас эта шашка передана на вечное хранение в Государственный исторический музей Казахстана. В музее МВД имеется к нему удостоверение от 4 марта 1923 года, где записано:
«Дано сие старшему милиционеру Джаркентской уездно-городской Сов. Р.К., милиции Юсупу Асанову, в том, что он за пятилетнюю работу в милиции проявил себя, как добросовестный и мужественный борец с бандитами и награждается шашкой №40, которая не подлежит отобранию и реквизиции»
Одним из важнейших направлений работы рабоче-крестьянской милиции этого периода была борьба с белоказачьими бандами. В одной из витрин Музея МВД размещены фотографии первых милиционеров Джаркента – участников гражданской войны в Семиречье Чанышева Касымхана - начальника Джаркентской уездно-городской милиции, Ходжамьяров Махмуда. Им в сентябре 1920 года было дано особое задание ВЧК – приведение в исполнение смертного приговора белогвардейскому генералу атаману казачьего войска Александру Дутову. Чекисты Джаркента выполнили эту операцию, в феврале 1921 года в китайской провинции Синьцзян Дутов был убит. Со смертью Дутова его банды не стало. Также под стеклом бережно хранятся уникальные фотографии отряда Чанышева и копия грамоты о награждении Чанышева Касымхана золотыми часами с цепью от ВЧК за непосредственное руководство операцией убийства атамана Дутова.
В руках у меня газета «Иртыш» от 10 ноября 1970 года. На развороте интересная статья «Остается в памяти» о первом советском милиционере Иртышского отдела внутренних дел Демине Владимире Яковлевиче, который как настоящий солдат правопорядка, погиб от рук бандитов. Это было в конце октября 1922 года, когда он по заданию приехал в село Андрияновка, где у простых мужиков из амбаров преступники выгребли все зерно, даже на семена не оставили. Знал Владимир Яковлевич, чьих рук это дело, но ночью врасплох бандиты схватили отважного милиционера и жестоко мучая его, убили. Холодным осенним днем 25 октября в Иртышск привезли обезображенный труп Демина Владимира Яковлевича, рядового бойца советской милиции.
Первый милиционер Иртышского района Демин В.А.
В зале Музея МВД висит небольшая черно-белая фотография человека в папахе и солдатской шинели. Единственный снимок сделанный в 1916 году, когда Демин воевал на германском фронте. Других снимков не сохранилось. Вот строки из статьи:
«Не одного злодея разоблачил милиционер Демин. Любили его честные люди в селах и аулах, косо, с ненавистью поглядывали, те у кого совесть была не чиста. Пытались припугнуть, подкупить, да не таков был Демин. Честность и беззаветное служение революционной законности он считал превыше всего».
Имена многих отважных милиционеров, кто был на передовой линии с преступностью, навечно остались в названиях улиц городов и сел, об их самоотверженности сложены легенды. И в настоящее время сотрудники органов внутренних дел унаследовали лучшие традиции первых милиционеров: высокое чувства долга, беззаветная преданность служения народу и стране.
Алмагуль САТМАГАНБЕТОВА
Из архивных материалов Музея МВД