Культурное строительство
17.04.2017 2215
Национальная интеллигенция оказала ощутимое влияние на процесс культурного строительства в конце XIX века

Представители интеллигенции занимались педагогической, литературной и переводческой деятельностью, создавали оригинальные учебники.

В казахской литературе первой половины XIX в. видное место занимает творчество биев, создавших яркие образцы ораторского и поэтического искусства. Высказывания и толгау (раздумья) таких известных в степи биев, как Актайлак, Бапан, Есет, Жанкиси, получали распространение в народе. Несколько позже в лите¬ратуру влились такие яркие таланты, как Дулат Бабатайулы (1802—1871 годы), Шернияз Жарылгасулы (1807— 1867 годы), Шоже Каржаубайулы (1808—1895 годы), Арыстанбай Тобылбайулы (1811—1880 годы),Орынбай Кертагыулы (1813—1891 годы), расцвет творчества которых приходится на середину и вторую половину века.

В первой половине XIX в. по силе таланта на первом месте среди казахских поэтов стоит имя Махамбета Утемисулы (1803—1846 годы), поэта-воина, яркого выразителя народных чаяний.

Поэты 40—60-х годов: Шернияз, Шоже, Суюнбай.

Шернияз Жарылгасулы (1807—1867 годы) родился на территории нынешнего Уилского района Актюбинской области. С малых лет его влекло к ораторскому искусству и народной литературе. Поэтический талант Шернияза проявился рано. Он участвовал в восстании 1836 - 1838 годов во Внутренней орде. И после подавления восстания он не порвал с Махамбетом. Шернияз Жарылгасулы совершенствовал искусство поэтической импровизации. В народе широко известно его обличительное обращение к султану Баймагамбету.

Шоже Каржаубайулы (1808—1895 годы) родился на территории бывшего Кызылтуского района Кокшетауркой области. Слепой от рождения, Шоже с юных лет сочинял стихи, играл на кобызе и пел песни, много путешество¬вал. В ряде своих произведений, следуя поэтической традиции, Шоже восхваляет некоторых влиятельных людей. В то же время он, невзирая на лица, срывал маски с властных правителей. В поэтических состязаниях — айтысах — Шоже не знал поражений. Он был также крупным поэтом-эпиком: им был записан лучший в художественном отношении вариант народного эпоса «Козы Корпеш — Баян Сулу».

Суюнбай Аронулы (1822—1895 годы) родился и вырос на территории нынешнего Жамбылского района Алматинской области. С 15 лет он участвовал в многочисленных айтысах и вскоре стал самым популярным поэтом во всем Семиречье. Он воспевал народных защитников, поднимал социальные проблемы, осуждал неправедные поступки правителей. Поэтический язык его живой и образный. Суюнбай воспитал последователей своего творчества, продолживших традиции поэта.

Музыка занимала большое место в духовной культуре и социально-политической жизни казахского народа. Среди десятков музыкальных инструментов народа наиболее распространенными были домбра, кобыз, сыбызгы и сырнай.

Человек, решивший стать профессиональным музыкантом, осваивал искусство исполнения с наставником. После этого систематически и надолго выезжал в аулы, участвуя в состязаниях исполнителей. Так поддерживали форму и вокалисты, и инструменталисты. Часто автор и исполнитель выступали в одном лице. Таковы многие казахские анши (певцы) и кюйши (инструменталисты). Отдельные талантливые люди прекрасно исполняли музыкальные произведения различного рода: кюй (инструментальное сочинение традиционной формы), песню, поэтико-музыкальное творение (жыр, толгау, терме и другие формы). Тематические, жанровые казахские кюи, песни, танцы сопровождали казахов всю жизнь.

В музыкальной культуре этого периода оставили заметный след политические события и освободительная борьба народа. Немало музыкальных произведений 30— 40-х годов XIX в. посвящено борьбе с колониализмом и угнетением. Среди них — кюи Махамбета.

У истоков казахской советской литературы XX в стоял продолжатель традиций Абая – С. Сейфуллин, он сумел дать поэзии новое дыхание. С.Сейфуллин написал «Марсельезу казахской молодежи» и первый историко-революционный роман, отразивший положение народа в период революций и гражданской войны - «Трудный путь, опасный переход». М. Дулатов стал автором первого казахского романа «Бакытсыз Жамал». Он также переводит на казахский язык А.Пушкина, М.Лермонтова. И.Крылова, Ф.Шиллсра. Шакарим Кудайбердиев, племянник Абая написал философские и исторические труды, наиболее известные из них: «Родословия тюрков, киргизов, казахов и ханских династий», «Енлик-Кебек», «Условия мусульманства». Ж.. Копеев был видным представителем клерикально-философского направления. М.Жумабаев перевел на казахский язык Гете, Гейне. Искусным переводчиком проявил себя и представитель дореволюционной интеллигенции Алихан Букейханов.

Первый педагогический институт, которому позже было присвоено имя Абая, был открыт в 1928 году. В 1929-1931 годы в Алма-Ате открылись институты: ветеринарно-зоотехнический, сельскохозяйственный и медицинский. Крупным событием в культурной жизни республики стало открытие в 1934 году в Алма-Ате Казахского Государственного Университета. Начало подготовке инженерно-технических кадров в республике в 30-е годы XX века положило открытие Казахскою горно-металлургического института. Стали готовиться библиотечные кадры. В 1939 году в Алма-Ате была открыта государственная библиотека им. Пушкина. В годы войны в Казахстан были эвакуированы многие ученые.

2 сентября 1933 года принято Постановление СHK РСФСР о подготовке кадров для Казахстана. В 20-30-е годы XX века крупным центром изучения истории, этнографии края стало Общество изучения Казахстана. В 1932 году возникла казахстанская база Академии наук СССР, которая первоначально имела два направления: зоологическое и ботаническое. В 1926 году М. Массон проводит раскопки на месте Аулие-Аты. В 1935 году С. Асфендиаров издает «Историю Казахстана с древнейших времен».

В 20-30-е годы XX века огромный интерес вызывала народная музыка. Записал и опубликовал «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа» композитор и этнограф А. Затаевич. Известный музыковед Б. Асафьев справедливо считал ценнейшим памятником тысячелетней культуры казахского народа произведение А. Затаевича «1000 песен и кюев киргизского (казахского) народа». Большой резонанс в степи имел состоявшийся в 1922 году в Каркаралинске конкурс народных певцов. Известного певца казахской степи Амре Кашаубаева знали и в Европе.

В январе 1926 года в Кзыл-Орде был открыт казахский национальный театр, который возглавил талантливый режиссер - Жумат Шанин, в 1937 году он стал называться «Казахский академический театр драмы». В 1933 году в Алма-Ате открыт уйгурский музыкально-драматический театр. В 1937 году в Кзыл-Орде открыт корейский театр.

В 30-е годы XX века Алма-Атинское отделение треста «Востоккино» положило начало киноискусству Казахстана. В 1934 году открыта киностудия хроникальных фильмов. В 1938 году на «Ленфильме» поставили первую казахскую звуковую кинокартину «Амангельды».

В январе 1934 года открыт Казахский музыкальный театр оперы и балета. В том же году был создан Казахский государственный орхестр имени Курмангазы, под руководством А.К. Жубанова. В мае 1936 года в Москве проходила первая Декада казахского искусства, на которой были представлены оперы «Кыз-Жибек», «Жалбыр». Почетного звания народной артистки СССР была удостоена выдающаяся певица Куляш Байсеитова. В 1936 году состоялось открытие Казахской Государственной филармонии имени Жамбыла.

Тема Казахстана и Средней Азии была особенно значительной в творчестве русского художника-реалиста В.Верещагина. За ним закрепилась слава знаменитого живописца-баталиста. Фрагментами его картин были эпизоды войны за присоединение Туркестана к России Центром казахской профессиональной живописи стала мастерская П. Хлудова. П. Хлудов участвовал в экспедициях но исследованию Хан-Тенгри, Верненского землетрясения. В своих картинах он отобразил жизнь, традиции казахского народа. Одним из его талантливых учеников был Абылхан Кастеев.

Первым архитектором старой Алма-Аты был А.Зенков. Он активно пропагандировал и внедрял в практику строительства деревянное зодчество. Самым великолепным образцом его творчества стал Свято-Вознесенский кафедральный собор в Верном, уцелевший после сильнейшего землетрясения 1887 года.

В 20-30-е годы XX века в сфере культуры противоречивые процессы выразились в одновременном созидании и уничтожении достижений культуры. Огромный ущерб культуре в те годы наносило идеологизирование.

С одной стороны, высокими темпами шла ликвидация неграмотности, создавались вузы, с другой стороны, террор не щадил интеллигенцию и был нанесен урон национальной культуре.