Бенефис мусульманского богатыря
07.04.2017 2299
Кажымукан Мунайтпасов - сильнейший борец, яркий представитель циркового искусства, прославил на международной арене не только себя, но и свой народ

Родился Кажымукан в Акмолинской области. Мукан происходит из рода кипчак. Его предки: батыр Кобланды-Терликбай – Ойбас – Узун – Алтыбас – Карыс – Жоламан – Санбай – Шеди – Ернак – Мунайтпас. Отец Мунайтпас Ернаков был человеком весьма скромным и бедным, но обладал огромной физической силой.

Мукана многое связывало с Омском. Свою карьеру борца-профессионала он начинал в цирке Омска, построенном еще в XIX веке.

По воспоминаниям А.Г. Мазура, заслуженного мастера спорта, первое выступление Мунайтпасова на цирковой арене состоялось в Омске, ориентировочно зимой 1907-1908 года. Весь Омск был увешан афишами: «Самсон ХХ века – Терентий Корень». На арене Омского цирка Корень продемонстрировал трюк с тяжелой штангой, увешанной шестью смельчаками, после которого, по традиции – борьба со смельчаком из публики. На арену вышел Мукан – огромного роста широколицый мужчина. Сбросив малахай, ватный халат, он смело вступил в бой. Корень провел «мельницу» так резко, что с ноги Мукана слетел огромный валенок, угодивший в господина в первом ряду. Это вызвало полный восторг. Хотя и проиграл Мукан схватку, но стал героем дня.

Омск в 1917 году. Фото из Омского истироко-краеведческого музея

Кажымукан был крепкого, богатырского телосложения: рост 195 см, вес 139 кг, окружность бедер 71 см, бицепсы 47 см, окружность шеи 56 см, размер обуви 54. (инфографика)

Февральская революция 1917 года повлияла на события в Омске, на заседании городской Думы был создан Коалиционный комитет. Параллельно прошли выборы в городской Совет рабочих и солдатских депутатов. Лидеры партий ограничивались публичными словесными баталиями. Главным итогом митингов, собраний, демонстраций и маршей стала окончательная дискредитация прежней власти.

Но, несмотря на накал политических страстей, город продолжал жить обычной жизнью. Солдаты рукоплескали представлениям цирка Цезаря Арригони.

В кинотеатрах показывали картины, в том числе и на злобу дня, - «Революционные дни в Петрограде», «Керенский в Москве», «Гришка Распутин» и «Дом Романовых».

Все лето в Омске особенно по вечерам и выходным дням заполнялись публикой городские сады, театры и кинематографы. Война и революция, казалось, лишь увеличили тягу населения к развлекательному времяпрепровождению.

Одним из наиболее популярных мест гуляний горожан был сад «Аквариум». Здесь работал буфет, играл оркестр, устраивались танцы и маскарады. В саду давал спектакли «Интимный театр», репертуар которого составляли пьесы-однодневки – комедии, водевили и т.п.

Представления в «Интимном театре» пользовались огромным успехом, поэтому у касс сада «Аквариум» нередко возникали длинные очереди желавших попасть сюда.

Как отмечал «Омский вестник», в августе 1917 года в Омске были места, где можно было весело провести время.

3 августа - в кинотеатре «Гигант» демонстрировалась драма “Где правда”.

3-5 августа - в электротеатре “Одеон” показывалась тяжелая драма “И жизнь безжалостно их разбила”.

6 августа - в саду “Губарь” польское общество “Огниско” устроило народное гуляние. Вход 50 коп.

12 августа - в военно-гарнизонном собрании коллективом нестроевых команд омского гарнизона поставлен спектакль. По окончании танцы. Чистый сбор на нужды культурно-просветительской комиссии при коллективе.

13 августа - во второй женской гимназии собрание религиозно-философского общества. И.И. Попов прочитал доклад на тему: О взаимоотношении науки, философии, этики, религии”. Вход бесплатный.

17 августа – бенефис клоуна В.В. Матвейчука. Он сделал битковый сбор: уже к началу представления в кассе не было билетов даже на первый ряд.

19 августа - в цирке бенефис мусульманского богатыря Хаджи Мухана.

22 августа - в общественном собрании вечер интимной музыки. При участии исполнительницы русских и польских песен А.М.Загорской.

26 августа - в общественном собрании драматическая секция омской украинской вольной Громады поставило драму “Хмара”. После концерта танцы до 3 ч. ночи.

Имея такой успех в народе, немудрено что Хаджимукан был вовлечен в политическую борьбу. При этом, он поддерживал дружеские отношения как с лидерами Алаш, так и с представителями бедноты. Думаю, Мукан все-таки ценил в людях открытые, искренние, человеческие качества. Зачастую, лидеры Алаш проводили свои заседания под прикрытием выступления Хаджимукана. Объявление «Выступает артист цирка - Хаджимукан» было отличным способом отвлечь жандармов от собраний Алаш.

В романе «Тернистый путь» Сакен Сейфуллин так описывает сложную политическую атмосферу, в которую попал борец к октябрю 1917 года.

В Алаш-орде состояли сливки байской верхушки, сынки высокопоставленных чиновников, получившие воспитание в царских гимназиях, потомственные мырзы, можно сказать, элита нации. А в «Уш жузе» собрались омские городские жители, мастеровые, ямщики, пастухи. Оказался среди них и известный борец Хаджимукан. В дискуссиях, в словопрениях образованная знать, безусловно, была сильнее, а в своих действиях более гибка. А ее необразованные противники действовали с прямотой и простодушием бедняка, без хитрости и коварства, напрямик. Но пословица говорит: «Тот, кто силен физически, победит троих, а тот, кто силен знаниями — победит тысячу». 

Хаджимукан мог уложить на лопатки десяток алаш-ордынцев, но в политической борьбе он был совершенно бессилен против одного Жаханши, образованного юриста.

19 октября 1917 года Мукан Айтпенов вместе с Шаймерденом Альжановым, Абдрахманом Кылышпаевым и другими организаторами новой партии, среди которых был и борец Хаджимукан, созвали совещание, на котором с резкой критикой выступили против гнусной деятельности руководителей Алаш-орды. Совещание приняло постановление разогнать Акмолинский областной комитет, который не помогает городской бедноте, не вступается за нее. М. Айтпенов, Ш. Альжанов, А. Кылышпаев были работниками Омского уездного казахского комитета. Под их руководством собралось около ста городских жителей. Толпа двинулась штурмовать здание областного комитета. Впереди шел Хаджимукан с красным флагом в руках. Демонстранты несли лозунги, на которых были написаны требования бедняков.

Вот такой противоречивый был 1917 год в омском отрезке жизни палуана. Хаджимукан, несомненно, внес значительный вклад в историю Казахстана, много работ и исследований посвящено его творчеству, но на мой взгляд, в жизни казахского батыра еще много «белых пятен», которые ждут своего исследователя.