События Февральской революции 1917 года были значимыми, особенно в части отмены национальных и религиозных ограничений
В феврале 1917 года в России свершилась буржуазно-демократическая революция, пала монархия. Весть о событиях в Петрограде население Казахстана восприняло с ликованием. Казахи приветствовали свержение самодержавия, справедливо рассматривая этот факт как следствие их многовековой борьбы, как некоторое удовлетворение целей национально-освободительного движения 1916 года.
«Для народов России, - телеграфировал руководитель Киргизского отдела при штабе фронта из Минска А.Бокейханов, - взошло солнце Братства, Равенства и Свободы. Чтобы поддержать новое правительство, казахам надо объединиться. Для укрепления нового порядка необходимо скрепить братские узы с другими народами. Надо готовиться к выборам в Учредительное собрание. Боритесь за единство и справедливость!».
Лидеры национально-освободительного движения считали, что с установлением демократии, свободы и равенства настало время для создания национальной автономии, для решения общенациональных проблем. Такое видение революции разделяло большинство представителей казахской интеллигенции.
Новое правительство предпринимало шаги для пересмотра имперской национальной политики. В марте по инициативе депутатов Государственной думы от духовенства совместно с представителями других фракций в думе и видными общественными деятелями был образован Совет по делам православной Церкви. Он просуществовал недолго, но успел подготовить ряд епархиальных съездов. Большинство съездов духовенства и мирян, особенно на уездном уровне, собирались стихийно. Они объявляли о своей поддержке политики Временного правительства. На этих съездах были выдвинуты радикальные требования реформирования всех церковных структур.
Революция была восторженно встречена «гонимыми» и «терпимыми» исповеданиями, приветствия новой власти посылали старообрядцы, армяне, католики, протестанты, иудеи, мусульмане. Все они выражали надежду на изменение своего положения в государстве. Наиболее активно действовали католики. В мае митрополит Андрей Шептицкий с разрешения Временного правительства созвал Собор русских католиков, на котором был создан Экзархат для католиков восточного обряда России. Экзархом стал Леонид Федоров.
Карикатура на Временное правительство
Исходя из убеждения, что в свободной стране все граждане должны быть равны перед законом и что совесть народа не может мириться с ограничениями прав отдельных граждан в зависимости от их веры и происхождения 20 марта временное правительство издало один из наиболее важных правовых документов - постановление «Об отмене вероисповедных и национальных ограничений». Это решение было направлено на установление национального согласия.
В постановлении объявлялось о равенстве всех религий перед законом. Отменялись все действовавшие ранее ограничения в правах в зависимости от вероисповедания и национальности (права жительства и передвижения, собственности, рода занятий, поступления на государственную службу, в учебные заведения). Одновременно в ряд разделов российского законодательства были внесены изменения. В частности, отменялись наказания за вступление в брак лиц христианских исповеданий с иудеями, мусульманами, язычниками, устранялись запреты на усыновление лиц христианского исповедания нехристианами, снимались ограничения на строительство синагог, мечетей.
В Департаменте духовных дел иностранных исповеданий МВД, во главе которого стоял С.А. Котляревский, шла работа по реформированию всего религиозно-гражданского законодательства. В апреле в системе МВД для изучения поступавших от представителей конфессий предложений и подготовки вероисповедных законопроектов было создано Особое совещание по общим вероисповедным вопросам. В необходимых случаях проблемы деятельности конфессий выносились на рассмотрение Юридического совещания при Временном правительстве. Департамент обеспечивал участие в разработке законопроектов представителей религиозных организаций, научных учреждений, общественности. Была создана Комиссия по делам Римско-католической Церкви для пересмотра действующих законов. МВД пошло навстречу мусульманам, желавшим иметь выборное высшее духовенство, утвердив в должности муфтиев, избранных мусульманскими съездами. В то же время правительство в условиях военного времени отказало представителям различных религиозных групп (духоборцам, толстовцам) в возможности не проходить воинскую службу по религиозным мотивам.
Февральская революция оказала влияние на религиозную политику, заявила о своей приверженности общечеловеческим ценностям. Вместе с тем она не решила национальный вопрос о праве наций на самоопределение, не ликвидировала институты колониального управления. Она сделала лишь первые шаги по урегулированию межрелигиозных отношений в пределах окраин, снимая тем самым существовавшую напряженность.
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)