Религиозные течения и их миссионеры преследовали единственную цель
Религия во все времена была национальной ценностью любого народа. После присоединения Казахстана в состав Российской империи основным вопросом стал вопрос религии.
В 1797 году вопросу подготовки будущих миссионеров уделяли особое значение. Были открыты Казанская духовная академия, «Палата русификации» и «Переселенческая контора», в 1869 году в Москве было создано «Миссионерское общество». В том же году для достижения своих целей «консистория» приняла следующее постановление:
− Срочно увеличить число брошюр, распространяющих религиозную миссию христиан для казахов;
− Работа глав епархии в распространении христианской религии проходит медленно, в связи с чем рассмотреть меры по улучшению работы;
− В этом году представители православия проводили встречи с казахами с помощью переводчиков 2-3 раза, в связи с чем необходимо рассмотреть меры по увеличению подобных встреч;
− Отдать поручение областным губерниям касательно обеспечения транспортом для посещения деревень;
− В первую очередь христианство должны принять старшины, только после этого остальные начнут принимать его.
Колониальная политики реализовывалась различными способами. Вместе с такими грубыми методами как открытое проявление силы, преследование, применялись и такие методы как лицемерие, обман.
В конце ХІХ века казахский народ почти полностью перешел на оседлый образ жизни. Оседлый народ, перейдя на городскую культуру переживал большие общественные изменения, его социальные, культурные, психологические черты в определенном размере подверглись изменениям и повлияли на его натуру. Воспользовавшись таким переломным моментом, власть пыталась развернуть историческое развитие казахского народа в направлении русификации. Самым мощным инструментом в русификации являлась школа. В каждом ауле при мечети существовали мусульманские школы. Там обучали алфавиту, литературе, Корану и другим религиозным учениям.
В 1881 году была открыта «Киргизская духовная миссия», которая должна была действовать против мусульманской религии. Под руководством этого учреждения в казахской степи с 1883 года были созданы 14 миссионерских организации и 17 миссионерских школ при этих организациях. Например, в 1867 году в Макаровске была построена миссионерская школа для поселка. При миссионерских школах были интернаты, предназначенные только для казахских детей. Для строительства этой школы миссионерский комитет выделил 2022 рублей. Стены школы построили из дерева, а двор возвели из кирпича таким образом, чтобы не было видно людей. Они хотели, чтобы мусульмане не видели обучавшихся там казахских детей. Строительство домов для этих миссионеров, преподавателей и выделение 380 рублей в качестве зарплаты было поручено Тургайскому областному военному губернатору. Известный миссионер, профессор Н.П. Остроумов в своих трудах «Историческое и современное значение христианского миссионерства среди мусульман» (Казань, 1894), «Способные ли кочевые народы Азии к усвоению христианской веры и христианской культуры» (Ташкент, 1895), «Колебание во взглядах на образование туземцев в Туркестанском крае» (Ташкент, 1910) затронул идею миссионерства и показал путь их реализации. Кроме этих он написал около сорока произведений.
Были предприняты всякие способы для русификации казахов. В частности, это было можно заметить в стремлении отделить казахов от влияний соседних мусульманских народов и в привлечении казахских детей в русские школы. В разных местах начали открываться учебные заведения. Такие школы в разные годы возглавляли такие миссионеры как М. Миропиев, Н.П. Остроумов. Основной задачей миссионерских ученых было исследование менталитета, традиции, культурной и духовной натуры казахского народа и выработка необходимых для колонизации методов. Миссионерские ученые пытались определить уязвимые места народа для того, чтобы воспользоваться ими для своей выгоды. Представители религии докладывали обо всем происходящем степным генерал-губернаторам и присылали им копии своих постановлений. Поэтому, царская империя всегда держало под строгим контролем миссионерскую политику.
В 1893 году епископ Тобольской епархии написал «Краткий очерк миссионерства Тобольской епархий». Один экземпляр этого очерка он в том же году отправил степному генерал-губернатору барону Таубе. В своем ответе барон писал: «Этот очерк является ценным трудом для миссионеров, проповедующих христианство, в дальнейшем необходимо побольше писать подобные очерки и распространить их среди казахов». Самым доверенным лицом в колониальной политике Российской империи были русские крестьяне.
Колонизация началась в первую очередь, с переселения русских крестьян на казахские земли. Насильственное крещение и русификация казахов превратилось в дело государственной важности. Степной генерал-губернатор Колпаковский в своем отчете за 1887-1888 годы писал: «русские привели с собой в казахские края свой язык, традицию и православную религию. Я не могу сказать, что они не повлияют на казахов. Переселение русских в казахские края, смена родов на территории и проведение новых выборов в родоначальники – изменили психологию, натуру и нравы казахов.
Эти изменения произошли под влиянием «Временного положения» 1897 года». Приведенные аргументы и выводы являются только частью проводившейся политики. Несмотря на то, что Российская империя всячески пыталась овладеть сознанием казахского народа, он доказал свою жизнеспособность на примере событий в 90-х годах ХХ века.
Даулет ИЗТЕЛЕУ
Перевод: Гульнур Сериккызы
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)