Посольством Израиля в Казахстане при информационной поддержке интернет-портала «История Казахстана» был запущен проект «Алғыс» («Благодарность»)
Целью проекта «Алғыс» («Благодарность») является сохранение общей истории дружественных народов двух стран. В рамках проекта портал публикует истории казахстанцев о судьбах еврейских семей, оказавшихся волею судеб в Казахстане в суровые 30-40-е годы ХХ века. После страшной войны, страна встала на ноги, кто-то покинул Казахскую ССР, а кто-то посвятил свою жизнь этой земле. Один из них – славный сын еврейского народа Моисей Аронович ГЕНДЕЛЬМАН.
Надо отдать должное этому человеку поистине легендарной судьбы, который более 45 лет посвятил Целиноградскому сельскохозяйственному институту, из них 22 года руководил институтом. Заслуга Моисея Ароновича в организации института неоценима. Проявив огромную волю, упорство и энергию, он сумел создать мощную учебно-производственную и материально-техническую базу вуза, сформировал творческий научно-педагогический коллектив, подготовивший высококвалифицированных специалистов для науки и аграрного производства.
В 2005 году на 92-м году жизни великий ученый покинул этот мир, оставшись в нашей памяти ярким человеком с неиссякаемым жизнелюбием.
Накануне 105-летия мы встретились с дочерью патриарха, кандидатом филологических наук, доцентом Светланой Моисеевной ТРЕБЛЕР.
Светлана Моисеевна родилась в Одессе. Маленькой девочкой вместе с семьей переехала в Акмолинск в 1958 году. Здесь училась в СШ №3, затем поступила в КазГУ в Алматы, а аспирантуру заканчивала в МГУ им. М. Ломоносова в Москве. Сейчас работает в Казахстанском филиале МГУ на кафедре филологии.
- Как вы попали в Акмолинск?
- Папа приехал в Акмолинск в 1957 году, а семью перевез в 1958 году. Он уже был доктором экономических наук, мы жили в Одессе. Когда началась целинная эпопея, в Акмолинске не было ни одного сельскохозяйственного вуза и ему предложили переехать в Казахстан и основать здесь сельскохозяйственный институт. Папа прожил здесь всю свою жизнь и всегда был предан Казахстану сколько бы его не приглашали, он никогда не хотел возвращаться в Одессу, уезжать в Израиль к родственникам, настолько он сроднился с казахской землей. В последнее время он занимался Кодексом о земле, считался авторитетным землеустроителем, его приглашали в Парламент Казахстана на обсуждение этого актуального вопроса. Он был абсолютно светский человек, когда он умер нам предложили его похоронить по еврейскому обычаю, но мы категорически отказались, так как он бы этого не одобрил. Хотя, когда он был молодым совсем ребенком, его отец читал Тору, а папа знал иврит и идиш.
Вот как об этом вспоминает Моисей Аронович ГЕНДЕЛЬМАН в своей книге «О мире, войне и о матушке-земле»:
«Проучившись в хедере, освоив Химеш (Библию), Танах (пророков Ишая и Еремея) и приобщившись в 10-13 лет к Талмуду, я служил у отца переводчиком с украинского на иврит и наоборот, когда он не мог вести беседу с пришедшими по срочному делу хуторянами. Отец скончался в 1929 году от рака, в своем родном доме похоронен на еврейском кладбище в Олевске. Мне удавалось часто посещать могилу до войны и изредка после войны».
Знание языка пригодилось на фронте в военной разведке. Он расшифровывал радиограммы, даже написал пособие, в котором описал методику расшифровки.
С болью в душе Моисей вспоминал мать. Как тяжело ей пришлось растить «семеро по полатям» мал-мала меньше. «Все детство запомнилось только одним – дети просили у матери поесть. А она, особенно с тех пор как слег отец, зарабатывала продажей молока, сливок, сметаны, ягод, собранных сестрами в лесу. Она продавала иголки, нитки, прочую мелочь, но возвращалась с тяжелым заплечным мешком, загруженным разной снедью. И принесенную с базара булочку, делила между младшими, и мы, как деликатес, ели ее с черным хлебом. Мы помогали матери. Я во время школьных каникул работал в лесу: хуторяне-лесники валили деревья, обрабатывали стволы, а я за ними подбирал ветки, сжигал хворост. Собирал в лесу дикую малину и приносил домой».
В 16 лет Моисея рекомендовали на учебу в Житомирский землеустроительный техникум и в сентябре 1929 года он был зачислен на 1 курс. В годы учебы Моисей, по своей активной натуре, оказался членом комсомольского комитета. Как-то раз, на комитете рассматривалось дело Лены Терешко, обвиняемой в проявлении антисемитизма. Моисей решительно выступил против несправедливого обвинения. Присутствовавшей на собрании подруге Шуре понравилось выступление активиста. К тому же Моисея прикрепили к их группе второкурсников для помощи в учебе. Так начались встречи с Шурой, ставшей Моисею спутницей жизни. Сравнительно благополучно они прожили около двух лет в селе Еремизино-Борисовка у добрейшей тети Поли. Жизнь постепенно налаживалась. В 1933 году Моисей закончил Харьковский институт организации территории.
В 1935 году родилась старшая дочь Тамара, а в марте 1941-го - долгожданный сын Валерий.
Вскоре началась война. Моисей ушел на фронт добровольцем в первые дни войны. Немцы подступали к Кавказу. Буквально из-под их носа мой отец вывез нас для дальнейшей эвакуации в Казахстан, по железной дороге мы попали в город Джамбул (ныне - город Тараз). Там Шура преподавала в школе у старших классов физику, алгебру и геометрию. У нее были незаурядные педагогические способности, что позволяло ей легко справляться с самыми отпетыми хулиганами-переростками, заставлять их учиться. Жили впроголодь. Самым вкусным блюдом был суп из перемолотой жареной кукурузы, а из сахарной свеклы пекли праздничные торты. После освобождения Краснодарского края Шура с тремя детьми (с ними была еще шестилетняя Женя - дочь пропавшей без вести тети Оли) вернулась к тете Поле. Ехали сначала на поезде. На остановках мама продавала свои крепдешиновые платья, чтобы купить буханку хлеба и молока маленькому Валику. Перед уходом она всегда наставляла детей: «Что бы ни случилось, из поезда не выходить!». Однажды она опоздала к отправлению, и пассажиры решили, что мама бросила детей. Они хотели их высадить на следующей станции и поместить в детдом. Тогда девятилетняя Света проявила первый раз в жизни твердость характера и решительно заявила: «Ни за что!». Пассажиры их пожалели и давали немного еды. Шура догнала поезд на третий день.
- Война стала причиной эвакуации вашей семьи в Казахстан?
- Отец прошел всю войну, его призвали в самом начале войны и что интересно не был ранен, может потому что он служил в военной разведке. А потом, когда его отправили на Дальневосточный фронт, шла война с Японией, он был начальником эшелона и ночью упал с подножки поезда и получил очень сильные переломы. В больнице его накормили сырыми макаронами, и он чуть не умер от заворота кишок. Вот так бывает, что, пройдя всю войну без единой царапины, герой мог потерять жизнь в последний момент от сырых макарон в больнице. На фронт он больше не пошел и вернулся в Одессу. Наша семья очень сильно пострадала во время войны, очень много родственников погибло во время Холокоста. Моисей был восьмым ребенком в семье, практически никого не осталось в живых, все погибли, кроме дяди Миши. Если вспомнить, то его брат Лева погиб на фронте, сестры утонули в Каспийском море во время эвакуации в Красноводск.
Моисей Аронович ГЕНДЕЛЬМАН: «Уже в первые дни Великой Отечественной войны, получив известие о гибели зятя Миши Рейдмана в приграничных боях и о пропаже без вести сына Левы на фронте, мать с дочерями и внуками была вынуждена бежать, чтобы не попасть в руки гитлеровских головорезов. Они оказались без зимних вещей, без средств к существованию в Буденовске (Элисте). А в 1942-ом году, когда немцы шли в наступление, чуть ли не в одном белье бежали к Каспийскому морю. Там их посадили на пароход, но в течение 3 дней Красноводск не принимал из-за вспышки холеры. Мать и старшая сестра Фаня скончались от голода, а младшая - Фрида, опустив тела матери и сестры в море, нашла в себе силы с четырьмя детьми добраться до Горно-Алтайской автономной области. Фрида работала в колхозе, растила своих детей - Майю и Алика, и детей погибшей сестры - Фриду и Мару. Я сообщил мужу погибшей Фани - Зусю Койфману, в фронтовую часть о трагедии на Каспии. Тот, выписавшись из госпиталя после ранения, отправился к своим детям и, соблюдая еврейские традиции, женился на младшей сестре жены Фриде, став отцом всей воссоединенной семьи. После окончания войны вся оставшаяся в живых семья вернулась на родину в Олевск и заняла уцелевший домик на Песчаной улице. Позже из этого ветхого полуразрушенной дома при моей поддержке они переехали в несколько более благоустроенный дом по ул. Ленина».
Во время Великой Отечественной войны пострадала не только семья Гендельманов, 6 миллионов евреев были уничтожены гитлеровскими солдатами только за то, что они евреи.
- Выходит, Моисей Гендельман попал в Казахстан по своей воле, а не в результате репрессивной политики коммунистического режима?
- Нельзя сказать, что мы стали жертвами тоталитарной системы. В Одессе мы жили в коммунальной квартире, а когда мы приехали в Акмолинск, нам сразу дали 4-х комнатную квартиру. Моисей Аронович всегда был очень авторитетным и уважаемым человеком. В этом смысле Казахстан очень много для него сделал.
Мы решили узнать мнение соратников М.А. Гендельмана. Бекен Окенович АЛИМЖАНОВ, один из коллег и близких друзей М. Гендельмана, выделяет высокий интеллект, внимание и доброту этого человека.
«В 1976 году после окончания аспирантуры при Тимирязевской сельскохозяйственной академии я прибыл работу в Целиноградский сельскохозяйственный институт, который в то время возглавлял Моисей Аронович Гендельман. Работа в этом ВУЗе, морально-психологическая обстановка в коллективе, общение с этим человеком оказали на меня благоприятное влияние в моем становлении и карьерном росте ученого и администратора. Так, очевидно, было угодно судьбе, что я в какой-то степени повторил моего учителя и наставника: заведовал кафедрой, был деканом, защитил диссертацию, стал профессором, проректором, а с 1993 года – ректором. В своей ректорской работе я старался сполна использовать опыт Моисея Ароновича. За многие годы работы в ВУЗе мы стали не только коллегами по работе, но и в определенной степени единомышленниками, близкими по духу и видению дальнейшего развития в Казахстане сельскохозяйственного производства и аграрной науки, людьми. Он со мной делился не только научными идеями, идеями по совершенствованию качества подготовки кадров, но и нередко рассказывал о личной жизни, о семье, о пережитых в детские и юношеские годы трудностях, о Великой Отечественной войне. Считаю, что его биография, пережитые им трудности в детско- юношеские годы, стремление к знаниям, преодоление трудностей, могут и сегодня служить добрым примером для подражания нашей молодежью, которая часто пасует перед трудностями в поисках легкой жизни».
Близкий друг семьи Ойрат БАЙГАРИН в своих воспоминаниях отзывается о Моисее Ароновиче с глубоким уважением.
«Под его руководством в Целиноградском сельскохозяйственном институте (ЦСХИ) были подготовлены квалицированные кадры для села, сельскохозяйственного производства и аграрной науки. В разных уголках страны, особенно в сельской местности, обязательно находились один или сразу несколько человек, которые учились в ЦСХИ. Как правило каждый из выпускников непременно был знакомым с М. Гендельманом. И все рассказывают, что в жизни каждого Моисей Аронович сыграл какую-то положительную роль. Однако показательно, что никогда (!) это не был рассказ о том, что Гендельман мешал им или зло вредничал, напротив, всегда говорилось о том, когда он пришел на помощь, проявил великодушие или сделал нечто такое, что самым решительным образом повлияло положительно на судьбу рассказывающего. Часто я слышал подобные рассказы от очень пожилых казахов, которые в силу их возраста никак не могли учиться в институте в то время, когда там ректором был Моисей Аронович. Нередко где-нибудь за бешбармаком кто-то вспоминал о ректоре сельхозинститута, и старейшина непременно произносил: «Гендельман?! Да, это человек!». И когда узнавали о том, что я лично знаком и часто общаюсь с ним, отблеск его славы частично падал и на меня. Звучит по-книжному, как-то трафаретно, но это было правдой».
- Как живут ваши родственники, вы с ними общаетесь?
- В Казахстане мы жили практически без родственников, остались лишь двоюродные сестры, разбросанные по всему свету – в США, Израиле, а старшая сестра и сын с семьей в Одессе. Многие помнят про трагедию Хатыни, но такое же зверство нацисты устроили на родине папы в Капище. Когда я была маленькой, пап нас возил туда. Его родственники попали в аварию на Чернобыльской АЭС и потом по линии Красного Креста уехали в Америку. В Житомирской области уже никого нет.
Дата рождения Моисея точно не известна. Но, по словам Светланы Моисеевны, они всегда праздновали его день рождения 25 марта, хотя никто тогда не записывал, кто и когда родился, но тетя Сара-Хая сказала, что Моисей родился на Хануко. А Хануко – это подвижная дата, как Пасха, например. Позже, мой младший сын, он программист, посмотрел, когда в 1913 году была Хануко, и это было совсем не 25 марта.
Вот как пишет об этом сам Моисей Аронович: «Родился я в глухой хуторской деревне Каменка Долгоселье украинского Полесья. Я был самый младший».
Соединяя две республики, две родины, как два берега одной реки, Моисей Аронович хорошо известен не только в Казахстане, но и на Украине.
Коллега из Одесского аграрного университета И.А. СОЙБЕЛЬМАН посвятила ему такие стихи.
Тебе в Казахстане любовь и почет,
Но каждой известно стране
Таких, в целом мире - наперечет,
Не только у вас в Астане.
Так пусть ежеутренне радует вновь
Движение, юность и свет...
И пусть в твоем доме не знает любовь
Таможен, границ и анкет!
В заключение хочется отметить, что М.А. Гендельман в свои 92 года сохранял ясную память и твердость духа. В последние дни жизни он попросил семью вывезти его на природу. Моисей Аронович был заядлый грибник. Утолив свой грибной голод, он спокойно покинул этот бренный мир. Человек с удивительным жизнелюбием радовался каждому мгновению жизни до самого последнего дня своего пути.
Редакция интерент-портала NDH выражает благодарность Светлане Моисеевне Треблер за предоставленные фотографии и книги о М.А. Гендельмане.