ПРИГОВОР ОСПАНУ БЫЛ ВЫНЕСЕН ДО ТОГО, КАК ЕГО ДОПРОСИЛ ЖАГДА
13.02.2017 1902
Жагда Бабалыкулы – аксакал, заботившийся о казахском народе, собиравший по крупицам богатое наследие предков, яркий символ настоящей любви к своей стране

В этом году исполняется 100 лет со дня рождения известного историка, этнографа, государственного и общественного деятеля Жагды Бабалыкулы. Его самой заветной мечтой была достижение независимости своей родины. Его деятельность в составе Восточно-Туркестанской республики, когда он находился между жизнью и смертью является примером для многих. Жагда Бабалыкулы – аксакал, заботившийся о казахском народе, собиравший по крупицам богатое наследие предков, яркий символ настоящей любви к своей стране.

Жагда Бабалыкулы родился 1 ноября 1917 года в поселке Кужыртай, у подножья гор Жайыр. Его отец, Бабалык, 1860 года рождения, был единственным ребенком в семье, самостоятельно учился у муллы грамоте и мог читать письма.  Сам Жагда ата вспоминал про своего отца: «В начале он нанимался на работу к крупным торговцам и на малые деньги, что заработал купил себе лошадь и улучшил свое положение». Мать Жагды Бабалыкулы Шакет ана родила девятерых детей. Младшая жена отца Рахымжан родила еще четверых. Жагда аксакал, своими руками написавший шежире Бабалыка, говорил, что число потомков его отца превышают сто восьмидесяти людей.    

Стремление к независимости – заточение в тюрьме

Это сейчас увеличивается число китайских школ, при этом закрываются казахские, а в детские годы Жагды Бабалыкулы были только казахские школы. Вначале он обучался в казахской школе уйгурскому, затем татарскому языку, затем в 1941-1943 годах окончил гимназию в городе Чугучак. В то время молодой Жагда собрал образованных казахов, организовал подпольную национально-освободительную организацию и приступил к активной деятельности борьбы за независимость.  Его тревожили мысли о том, что родная земля уменьшается в размерах, что народ все больше скован и ограничен в правах. За свои свободолюбивые взгляды и действия он был не раз арестован и заключен в тюрьму. В 1943-1947 годах, во время учебы в ВУЗе в Урумчи, он был арестован за националистические действия и заключен в тюрьму.  Ж. Бабалыкулы в своем интервью с поэтом, общественным деятелем Касымханом Бегмановым описывал истории своих четырех арестов: «Первый арест произошел в 1945 году, когда мы подняли национально-освободительное восстание, опираясь на Оспана. Второй арест произошел за то, что меня обвиняли в связи с Оспаном. В третий раз меня арестовали в 1947 году, возможно, я что-то лишнее сказал про него. Это китайские разведчики доложили наблюдательному центру Восточно-Туркестанской республики.  В четвертый раз я попал в тюрьму за идею объединения «Уш отау».  

Таким образом попытки Жагды Бабалыклуы добиться независимости и свободы своего народа каждый раз завершались арестом. Каждый, кто читал про тяжелые испытания, которые он пережил в тюрьмах, невольно придет в ужас.  Эти ужасы тюрьмы навеки остались в его памяти. Как он видел трупы людей, как голодал на протяжении нескольких дней. Независимость досталась нам ценою многих погубленных жизней.

Как Жагда «допрашивал» Оспана

Споры о смерти предводителя национально-освободительной борьбы Восточного Туркестана, известного полководца Оспана Салимулы не утихают до сих пор. В частности, в этом деле обвиняют известного деятеля, этнографа Жагду Бабалыкулы в том, что он «допрашивал и подписал документы».

Однако о его отношении к этому делу мы подробно узнали в интервью с историком Алимгазы Даулетханом. Историк говорит, что операция по поимке Оспана была организована еще за несколько лет до его смерти, что было назначено вознаграждение тому, кто поймает его и что его ждала неминуемая смерть.  Китайский генерал, который следил за Оспаном объявил денежное вознаграждение за его голову.

В беседе с профессором Турсыном Журтбаем Жагда аксакал поделился: «Зачем мы пожертвовали им? Сейчас нет государства Восточного Туркестана, за которое я боролся, нет независимого казахского государства. Мы оба рисковали жизнью за свободу своего народа. А сейчас оба являемся пленниками. Разница в том, что он – пленник войны, а я – политический пленник, временно находящийся на свободе. Он знает, что его жизнь закончится расстрелом.  А я нахожусь в оковах сомнений».   Затем Жагда Бабалыкулы рассказал, как зашел к заключенному в тюрьму Оспану и задал ему заранее подготовленные три вопроса. Первый вопрос - «Почему вы, сами, начав восстание «Үш аймақ», пошли против государства Восточного Туркестана? Почему объединились со своим заклятым врагом Гоминьданом?», второй вопрос - «Вы герой, хорошо знаете грехи и благо религиозных долгов и веры, законы войны. Обе стороны не отрицают о ценных потерях на войне. Они – погибшие за веру. А пленные воины – это воины в вашем подчинении. И на войне, и в религии они беспомощные в вашем подчинении, военные гости. Вдобавок к этому, они и их родственники, семьи, сородичи – граждане того государства, за которое вы бьетесь. Все они казахи. Среди них есть и ваши сородичи. Вы полностью уничтожили полк, оцепленный врагами. К тому же, почему вы дали приказ зарезать 236 пленников? Почему завязали на шею 36-ти офицеров камни и утопили в Иртыше? Как их зарезали в качестве жертвы восстания? Из-за того, что они не были из рода керей? Они же тоже были казахами, мусульманами?».

Третий вопрос: «Вы – герой, народный герой. Не боитесь смерти. У вас имеются и сила, и ловкость, и опыт ведения войны. И конь под вами обладает опытом. У вас есть удобное ружье. Если оно не застрелит, у вас есть карманный пистолет. К тому же, у вас имеется кинжал. Почему вы бежали, когда враги окружили вас? Те, которые гнались за вами были молодыми, неопытными китайцами. Скакав на коне, он не смог даже выстрелить. Допустим, ваша лошадь споткнулась. У того парня было одно ружье. Неизвестно, заряженное оно или нет. Тогда не воспользовавшись ни пистолетом, ни кинжалом, вы сразу сдались без сопротивления. У вас же была возможность убежать этой участи». На эти три вопроса ответы даны в книге писателя «Біртұтас Алаш идеясы».  

«Допрос» Оспана Жагдой Бабалыкулы, так скажем, формальное дело, - говорит Алимгазы Даулетхан.   – Комиссия по расследованию создавалась не раз, а пять раз. В каждой комиссии были по пять человек, а в составе малой комиссии был один только казах – Жагда. Есть комиссия, приехавшая с центра, военно-промышленная, региональная комиссия, один человек не мог решать расследование. Приговор Оспану был вынесен до того, как его допрашивал Жагда». Только образ Оспана в тюрьме показался ему символом гордости, ожидавшем в одиночестве свою смерть.

Казахское кочевка и наследие Жагды Баббалыкулы

 До середины ХХ века отношения между Советским союзом и Китаем были относительно хорошие. Только к концу 50-х годов, когда Советский союз под управлением Хрущева и Китай во главе с Мао между двумя странами осложнились дипломатические взаимоотношения. Советский союз потребовал от Китая вернуть долг, а если китайская сторона не могла вернуть долг, то должна была выдать вместо денег людей.  В послевоенные годы рабочая сила в КазССР чувствовалась очень сильна, и политика обмена людьми казалось самой приемлемой. Убавление числа бесстрашных казахов, стремившихся создать Восточно-Туркестанскую республику и получить независимость была как раз на руки Китаю. Таким образом, было подписано соглашение между двумя странами и для того, чтобы вернуть свой долг Китай согласился пропустить через свою границу свыше 60 тысяч людей. В результате, в Советский союз прошли не 60 тысяч, а 200 тысяч людей и получили гражданство.

В   1962 году вместе с другими в страну прибыл и Жагда Бабалыкулы. До обретения Казахстаном независимости он работал в различных сферах. В частности, занимался исследованием этнографии и собрал много материалов по словарному запасу казахского языка.  Его научные труды опубликовывались в республиканских печатных изданиях. Он является автором таких книг, как «Қырандар» («Орлы»), «Саят» («Охота с ловчими птицами»), «Мал аурулары» («Болезни скота»).

Тридцать лет под наблюдением

Близкий друг Жагды Бабалыкулы Касымхан Бегманов говорит, что почти все труды известного этнографа не были напечатаны. «Жагда Бабалыкулы обладал большим талантам и многими способностями», - вспоминает К. Бегманов.   - Жагда аксакал вырезал орнаменты, вышивал варежки, носки, головные уборы, шил сапоги, ичиги (мәсі) и штопал различные виды обуви. Не имея специального образования, он был профессиональным строителем своего времени. В Китае он построил большую печь по своим чертежам и в первый раз расплавил там полторы тонны чугуна, чему очень были удивлены высокообразованные металлурги».

Вместе с тем, Жагда Бабалыкулы в Китае поставил на сцене оперу «Ер Таргын». Он прославился тем, что налепил на кольчуги главного героя оперы чешую рыбы. Во второй показ этой оперы он вывел на сцену всадника на лошади. А его мастерство рисования не уступало мастерству профессиональных художников. Своими глазами увидевший много работ аксакала Касымхан огорчается, что многое его труды не были опубликованы при его жизни. Жагду аксакала, который никогда не вмешивался в политику, а занимался только этнографией, советские разведчики держали под наблюдением целых 30 лет, с 1961 года по 1991 год.  Каждый день в одно время они звонили домой к нему и узнавали дома ли находится «пленник».

Хранитель нации – язык  

Закономерно, что таким важным вопросом, как «Что может спасти нацию?» задается каждый живой человек. Этот вопрос не оставил в покое и Жагду Бабалыка. Он вначале придерживался концепции «Хранитель нации – история». Однако со временем он начал придерживаться позиции «Хранитель нации – язык». На том и останавливаются. Жагда Бабалыкулы – участник Декабрьских событий. Кроме прихода к власти Г. Колбина, положение казахского языка тоже волновала молодежь тех дней. Закрытие единственной казахской школы было оценено как покушение на нацию.  Если бы в то время все казахские школы полностью закрылись, на самом деле, казахский народ мог бы исчезнуть с лица земли.   Выводы аксакала были основаны на этих абсолютных реальностях.

Жагда Бабалыкулы скончался 3 апреля 2010 года в Алматы в 92-нем возрасте. Аксакал на смертном одре сказал:     «Я увидел независимость. Пусть она будет вечной». И завещал, чтобы его потомки написали эти слова на его надгробном камне. Он был похоронен на кладбище в ауле Сарыбай би вблизи Узынагаша. Долг следующего поколения – собрать и опубликовать богатое наследие этого выдающего человека.

Зангар КАРИМХАН

Перевод: Гульнур Сериккызы

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)