Имя Шаймердена Косшыгулова долгое время находилось в забвении. Советская власть его не любила за религиозные взгляды и убеждения. Только в конце 80-х годов его доброе имя было восстановлено
«Шаймерден – наш дальний родственник, только стойбище нашего аула располагалась далеко от них», - вспоминает писатель Жайык Бектуров.
– В детстве я несколько раз видел Шаке. Он разговаривал быстро. Мы называли его «Мулла Шайке».
Косшыгулов Шаймерден (1874-1932), познав грамоту у аульного муллы, учился у Науана хазрета. После окончания учебы в медресе, начал работать учителем. В это время он начал приобретать известность и авторитет среди народа, занимался политикой и распространением ислама. Шаймерден активно выступал против колониальной политики, особенно против аграрной и переселенческой реформ царской империи.
В 1900 году представители царской власти приехали в Кокчетав с целью заставить народ отречься от ислама и принять христианство. Прибывший Троицкий, собрав волостных и биев Кокшетауского уезда, зачитал устав: «Вы, киргизы, раньше жилы по закону мусульман – шариату. Это – устаревший устав. Теперь проповедники шариатского закона, муллы будут привлекаться к наказанию» (Қазақ әдебиеті, № 49, 8.12.2000).
Шаймерден вместе со своим учителем Науан хазретом был против этого устава. Они разъясняли народу, что это политика неправильная и предприняли меры по сохранению мусульманства. Они написали просьбу на имя царя и начали собирать подписи. Шаймердену приходилось порой прикрываться бедняком для выполнения этой задачи. Науан и Шаймерден писали письма известным лицам области с просьбой поддержать их в этом деле. Прислужники царя, почувствовав это, начали обыскивать всех подозреваемых. Во время одного из таких обысков они нашли письмо Шаймердена Косшыгулова в доме великого Абая.
В 1903 году за распространение листовок в Кокчетавском уезде против колониальной политики России был арестован. Суд решил: «...рассмотрев обстоятельства дела муллы Таласова и содержащегося под стражей помощника муллы Косшыгулова, постановить: выслать названных двух лиц в Восточную Сибирь в местность по усмотрению Иркутского генерал-губернатора под гласный надзор сроком: Кощегулова на 5 лет, Таласова на 3 года, считая срок с 12 июня 1903 года».
Таким образом, Ш. Косшыгулов был выслан за пределы Степного края в Якутию. При поддержке А. Букейхана и М. Сердалина в 1905 году в годы I-ой русской революции он смог вернуться на родину. Вернувшись домой, он продолжил активную борьбу против колониальной политики России.
М. Сердалин
В конце 1905 года он поехал в Петербург и участвовал в демонстрации, организованной студентами.
В начале ХХ века мусульманские народы начали проводить Всероссийские съезды мусульман. Самый первый съезд мусульман прошел 15 августа 1905 года в Нижнем Новгороде. На этом съезде участвовали около 150 делегатов с Туркестанского, Сибирского края, с Кавказа и Крыма. На этом тайном съезде под председательством И. Гаспринского делегаты критиковали колониальную политику царской власти, ограничение прав мусульман. Приняли решение о требование равноправия граждан России независимо от языка, вероисповедания, нации, пола.
На втором Всероссийском съезде мусульман, проходившим 15-23 января 1906 году в Санкт-Петербурге, участвовали Ш. Косшыгулов, С. Жанторин, У. Танашев, М. Оразаев и другие представители казахской интеллигенции. Из-за отсутствия разрешения на проведения подобного съезда, собрания проходили секретно в гостиницах, квартирах. На повестке дня был обсужден вопрос организации политического органа мусульман России. По решению делегатов это организация была названа «Союз Российских мусульман» («Иттифак ул-муслимин»). Согласно уставу, решили открыть отделения партии в 16 городах, среди которых были Оренбург, Астрахань, Кызылжар, Семипалатинск, Верный, Ташкент, Ашхабад.
Третий Всероссийский съезд мусульман по разрешению царской власти прошел в 1906 году в Нижнем Новгороде. На этом съезде участвовали представители казахской интеллигенции Ш. Косшыгулов, С. Жанторин, Ж. Алдонгаров, Н. Сулейменов. Шаймерден Косшыгулов был избран в состав комиссии по разработке программы партии. На съезде был принят этот документ, и несмотря на то, что «Союз Российских мусульман» поддерживал частную собственность на землю, как и партия кадетов, но обозначил необходимость защиты интересов мусульманских народов и прекращения переселения русских крестьян в дальние регионы. В состав руководства партии были избраны А. Топчибаев, И. Гаспринский, А. Ибрагимов, М. Бигиев, Ш. Косшыгулов и С. Жанторин. (Казахстан. Национальная энциклопедия. // Алматы, 2005, «Қазақ энциклопедиясы». 7-т., 467-б.)
В это время он переписывался с Мухамеджаном Тынышбаевым, Садвокасом Шипабековым, Алиханом Бокейхановым.
Шаймерден Косшыгулов
В июне 1906 году состоялись выборы в Государственную Думу. Выборы депутата I Государственной думы от казахов Акмолинской области проходили 15 июня 1906 года в городе Кокчетаве. Баллотировались в депутаты шесть человек. Мулла Шаймерден Косшыгулов получил 94 голоса выборщиков Акмолинской области и одержал победу. Среди своих земляков он был известен тем, что боролся в защиту интересов кочевого населения от колонизации и переселения, являлся сподвижником видного религиозного деятеля Науана Таласова, за что систематически преследовался властями. Однако несмотря на то, что он набрал необходимое число голосов, областная комиссия не признала итоги выборов, ссылаясь на нарушение статьи 55 «Положения о выборах в Государственную думу», по которой воспрещалось избирать в думу лиц, не знающих русского языка. Но право лишения Косшыгулова обретенного им статуса депутата предоставлялось только Государственной думе. Поэтому он был включен в состав членов I-й Думы 1906 года.
в 1907 году Косшыгулов был избран депутатом II-й Государственной думы от мусульманской фракции. Эта Дума заседала недолго, всего 104 дня. Казахские депутаты выступали за прекращение переселения крестьян в Казахстан. В марте 1907 года депутаты заявили: «У всех кочевников скотоводство составляет единственный источник благосостояния, и кочевание не есть приятная и праздная прогулка киргиз по безбрежным степям Азии, а есть тяжелый труд, вызываемый своеобразным капризом природы, в единственных целях поддержки существования».
В 1907 году оказывал финансовую поддержку газете «Серке», которая издавалась в Санкт-Петербурге. Сын Ш.Косшыгулова, Файзырахман, рассказывал, что отец в Петербурге распространял газету «Серке» среди казахов. Со столицы России и из других мест он привозил свинцовые буквы для печатания книг, газет. Эти буквы были найдены в мечети Науана.
Мухамеджан Сералин в статье, посвященной истории газеты «Серке» писал: «в 1907 году в Петербурге начала издаваться газета «Серке» по инициативе члена ІІ Государственной Думы Шахмардана Косшыгулова. Но газету сразу же закрыли правительственные органы» («Айкап», 1911. №1). Закрытое после двух номеров издание, по словам Ш. Косшыгулова, имело название «Серке» (Лидер). Она вышла как приложение к 67-номеру газеты «Улфат». После выхода газеты в редакции появилась полиция, которая арестовала весь тираж, а редакцию закрыла на замок. Причиной тому послужила статья М. Дулатова против политики правительства.
журнал «Айкап»
В начале марта 1907 года газета «Серке» опубликовала объявление:
«Серке» стражник казахов под лозунгом Алаша. Мы хотим выпустить журнал на казахском языке под названием «Серке». Первый номер вышел в марте. Стоимость подписки на газету: «на год два рубля, на полгода один рубль 25 копеек. Стоимость за один номер десять копеек».
Когда вышла «Серке», «Улфат» напечатал следующее объявление:
«Объявляем о том, что мы обещали выпустить журнал на казахском языке под названием «Серке». Вышел показательный номер журнала.
Редактор депутат думы (Шаймерден) Косшыгулов». («Улфат», 67-номер, 28 марта 1907 год, Петербург).
В 1917-1919 годах Ш. Косшыгулов не оставался в стороне от движения Алаш. Поэтому после установления Советской власти он был признан врагом коммунистической идеологии и подвергся преследованиям. По словам Файзырахмана, сына Ш.Косшыгулова, его не переставали преследовать сотрудники ГПУ. Совсем изнеможенный и измученный политическими гонениями деятель в 1931 году был арестован советскими органами, осужден на 3 года и сослан в ссылку.
В 1932 году Шаймерден умер от голода вблизи станции Марияновка недалеко от Омска. Его останки остались там («Ана тілі», №11, 18.03.1993).
К сожалению, длительное время имя великого сына казахского народа находилось в забвении. В энциклопедии «Казахская ССР» ему не нашлось места. В книге «Акмола» ему было посвящено всего одно предложение: «депутат Государственной думы». Несправедливость в отношении Шаймердена была исправлена только в годы перестройки М.С. Горбачева. 19 сентября 1989 года постановлением Кокчетавского областного суда он был полностью оправдан.
В свое время Садуакас Гылмани собрал материал «Борьба казахского народа против Николая II. История руководителя восстания Шаймердена Косшыгулова» (Қазақ халқының Николайға қарсы шығуы, оны бастаушы Шаймерден Қосшығұловтың тарихы). Все это требует тщательного изучения.
А сейчас в городах Астана, Кокшетау, Степняк и других населенных пунктах есть улицы, школы названные в честь Шаймердена Косшыгулова.