Фильм «Алмазный меч» вызвал широкий резонанс среди общественности. Представители научного мира тоже поделились своим мнением о творчестве молодых режиссеров
Фильм «Алмазный меч» созданный молодыми режиссерами «Казахфильма», на мой взгляд, в целом оказался удачным. Есть ряд вещей, на которые обратили внимание критики, ученые-историки. В частности, указывается на некоторые неточности в именах, оформлении, декорациях и т.д.
Но создателей художественного фильма выручает то, что они взяли за основу известный роман великого писателя Ильяса Есенберлина. Заметим, что роман-трилогия Ильяса Есенберлина сыграл выдающуюся роль в раскрытии темы образования и упрочнения Казахского ханства. Несмотря на политические запреты тогдашних властей и интриги недоброжелателей, Ильяс Есенберлин воссоздал картину исторических событий, произошедших в 30-70 годах ХV века.
Удачной, на мой взгляд, получилась работа сценаристов Смагул Елубая, Тимура Жаксылыкова и Рустема Абдрашова. Великолепно показаны операторами и пейзажи, величественная природа Казахстана. Замечательна игра и актеров Кайрата Кемалова, Еркебулана Дайырова, Досхана Жолжаксынова, Исбека Абильмажинова, Аяна Утепбергена, Бекболата Тлеухана, Карлыгаш Мухамеджановой и других. Там нет напыщенности и искусственности, которые были характерны для многих прежних фильмов «Казахфильма».
Но как профессиональному историку мне бы хотелось сделать ряд примечаний и добавлений. Так, например, общего предка Керея и Жанибека почему-то упорно называют Орус-ханом. Но существуют и другие версии настоящего хана и Ак Орды и Узбекского улуса (В XIV веке Узбекский улус располагался в Дешт-и-Кыпчаке, а территория современного Узбекистана называли Мавреннахром или империей эмира Тимура).
Так вот, Урус-хан имел другие и первородные имена Ак Нияз (мусульманское имя - Мухаммед) сообщает А.И. Левшин, или же его звали Орын-хан, как сообщает Сакен Сейфуллин и другие авторы. Урусхан (Орын, Ак Нияз, Мухаммед) правил с 1368 по 1377 годы и чеканил собственные монеты. В «Анониме Искандера» сообщается, что сей правитель, был «царь очень сварливый, сильный и могущественный». Кстати, «сварливый» переводится с казахского (древнекыпчакского) как «ұрыс», «ұрысқақ» и возможно его действительно звали «Ұрыс» Урус (Ұрыс, Ақ Нияз) постоянно воевал с Тимуром и не позволял тому войти в степи Дешт-и-Кыпчака. В «Чингис-намэ» подробно сообщается об обстоятельствах гибели его в ночном бою от Желал-ад-Дина - сына Токтамыса.
Что касается Абулхаира Шейбанида (Шибанида и даже Сибанида), то он родился недалеко от реки Урал (Жаик, Яик), в 16-17 летнем возрасте был коронован на Тоболе, (это северо-восток Казахстана), а в 1430 году совершил поход и взял город Тару (или Чимга-Тура) и сделал этот город своей столицей. Город Тара (Чимга-Тура) находился недалеко от современной Тюмени (Российская Федерация). Через некоторое время, как сообщает нам татарский ученый М. Сафаргалиев, Абулхаир неожиданно оставляет Тару и перекочевал на юг. По нашему мнению, хан Абулхаир перекочевал в Улытау и возможно с этого периода его ханство стало называться «улусом Абулхаира или Узбекским улусом». К сведению астанчан, Абулхаир Шейбанид жил в приишимских степях: в 1446 году у реки Атбасар возле Есиля (Ишима) состоялась его битва с Мустафой.
Из Улытау и Туркестана Абулхаир совершил несколько походов в Самарканд и Хорезм, во владения тимуридов. На территорию Мавреннахра Абулхаир совершал свои набеги по приглашению тимуридов, которые постоянно враждовали между собой. В благодарность за оказанную помощь тимурид Абу Саид вместе с богатыми дарами отдал Абулхаиру в жены Рабию Султан Бегим – внучку великого Улугбека. Абулхаир ханствовал в Дешт-и-Кыпчаке, а не в Мавреннахре, это надо подчеркнуть особо.
Ощутимый удар Абулхаиру Шейбаниду нанес правитель калмыков Уз-Темир. В аманаты Уз-Темиру, кроме прочих даров Абулхаир был вынужден отдать не сына, а внука Махмуда. В будущем Махмуд со своим старшим братом Мухаммедом сыграют исключительно-важную роль в истории Центральной Азии. В одной из стычек с ногайскими мурзами погиб отец Мухаммеда и Махмуда – Шах-Будаг. По некоторым данным (Ш.Кудайбердиулы) Керей был участником заговора. Но Султаны Керей и Жанибек не участвовали в битве 1457 года при Коккесене с Уз-Темиром. Местность Коккесене находится вблизи станции Тюмень-Арыс Южно-Казахстанской области. Также султан Жанибек не мог иметь какие-либо отношения с Рабией Султан Бегим. Мы полагаем, что это был художественный вымысел автора.
Хан Абулхаир умер в 1468/69 году после скоропалительной болезни. По некоторым данным это случилось после битвы с Кереем и Жанибеком. Хан Абулхаир был похоронен в городе Сыгнаке. Развалины этого городища располагаются недалеко от поселка Шиели Кызыл-Ордынской области. В 1485 году умерла Рабия Султан Бегим, ее могила покоится рядом с мавзолеем Ходжа Ахмета Яссави.
На мой взгляд, неудачно, слишком гротескно показана роль Мухаммеда Шейбанида. По сообщениям современников, историков, а таких сообщений много - Мухаммед Шейбанид был настоящим воином. В юности, как и Тимур, Эдиге, Токтамыс, Абулхаир – Мухаммед был «казаком». Он писал стихи, одно время жил в Мангистау у ногайских правителей и даже претендовал на престол Ногайской орды (Д. Кыдырниязов, ногайский ученый).
Основное противоборство после смерти Абулхаира, ухода Керея и Жанибека (их могилы или в Сыгнаке, или же в городе Сарайчике, Атырауская область) развернулось между Касымом и Бурундыком (Мурындык – по другим источникам) с одной стороны, и Мухаммедом и Махмудом с другой.
В 80-е годы XV века шейбаниды владели Сыгнаком, Туркестаном (Яссы) и рядом других городов. Но в 1500 году между противоборствующими силами был заключен мирный договор. Примечательно, что Мухаммед отдал Сыгнак Бурундыку, так как тот доказал, что город раньше принадлежал хану Урусу (Ак Ниязу) предку Бурундука и Касыма (Б. Ахмедов, узбекский ученый).
В 1500-е годы Мухаммед и Махмуд со своими сторонниками (их назвали кочевыми узбеками) уходят в Самарканд. В течение короткого времени, вытеснив тимуридов – Мухаммед и Махмуд устанавливают там свое господство. Территория Мавреннахра теперь стала называться Узбекией или территорией узбеков. В 1510 году воинственный Мухаммед Шейбани под городом Мервом, попав в западню, погибает от рук войск Сефевидов (кызылбашей). Примечательно, что потерявшие своего предводителя (Махмуд умер раньше) узбекские беки едут на поклон казахскому хану Касыму за помощью. Касым хан эту помощь оказал и вскоре наступление сефевидов было отбито усилиями узбек-казахов.
Бурундык из-за разногласий с Касымом уезжает к дочери в Ургенч. После отъезда Бурундыка, Касым к началу XVI века становится одним из самых могущественных ханов Центральной Азии. По сообщениям историков, число его подданных превысило миллион человек. В 1518-1520 годы казахские племена под его предводительством вытеснили ногайских правителей за Урал (Жаиык). Большинство ногайских племен в этот период вошли в состав Казахского ханства.
Хан Касым, планируя поход на Крым, умер в 1520/21 году. Он был похоронен в городе Сарайчике. При султанах (ханах) Керее и Жанибеке, Касыма и Бурундыка начинает формироваться Казахское ханство, именно как политический институт. И сложение казахской народности было прямо связано с поступками, желанием этих ханов и их приближенных. Политоним «казах», т.е. общество вольных людей, «отколовшихся» после образования ханства начинает приобретать этническую окраску. Мощные и сильные племена Золотой Орды и Ак Орды объединяются под именем «казахов» и входят под этим стягом на историческую арену.
Такова была краткая история событий, которые описываются в фильме. Мы понимаем, что данный фильм является художественным, но не документальным. Тем не менее, фильм должен быть очень достоверным.
Что касается замечаний, думаю, что, во-первых, создатели фильма только бы выиграли, если бы пригласили для консультации профессиональных историков, доктора исторических наук, профессора Меруерт Куатовну Абусеитову, кандидата исторических наук Клавдию Антоновну Пищулину.
Во-вторых, натурные съемки можно было снять от Каспия до Улытау. Натурные съемки мавзолея Джучи, Ходжа Ахмета Яссауи, каменных стен Саурана, песков Кызылкумов, реки Атбасар, озера Балхаш не только прекрасно смотрелись бы в фильме, но и добавили бы достоверности и красочности произведению «Казахфильма».
В-третьих, в изложении исторических событий очень важны даты, последовательность событий. На наш взгляд, при написании дат имеются серьезные недочеты.
Тем не менее, фильм «Алмазный меч» хорошо дополняет кинотеку «Казахфильма» и выстраивается довольно целостная система фильмов, которые и рисуют профиль современной киноиндустрии – «Алмазный меч» - «Кочевники» - «Мустафа Чокай» - «Дорога к матери» - «Шал» и т.д.
Думается, что фильм «Алмазный меч» завершает своеобразный цикл, теперь настало время для создания более величественных исторических полотен.
Буркитбай АЯГАН,
Директор ГУ «Институт истории государства»,
д.и.н., профессор
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)