«Автономии казак-киргизских областей присвоить название «Алаш»
09.11.2016 1997
Февральская революция и пришедшее к власти Временное правительство приняло курс на создание федеративного государства

Обязанности местной администрации были возложены на председателей губернских и уездных земских управ, получивших статус комиссаров Временного правительства. В Казахстане, комиссарами назначались выбранные или рекомендованные местными общественными комитетами граждане.

Постановлением Временного правительства от 7 апреля 1917 года был образован Туркестанский комитет, в состав которого вошли А. Букейханов, М. Тынышпаев, С. Максутов, В. Елпатьевский, И. Щепкин и др. Управление на уровне области и уезда впервые поручалось представителям казахского населения. А. Бокейханов стал комиссаром Тургайской области, М. Тынышпаев - комиссаром по Семиреченской, а Досмухаммедов - по Уральской области. Ряд представителей национальной интеллигенции были назначены комиссарами по отдельным уездам. На местах исполнительная власть была передана областным и уездным исполнительным комитетам, а в регионах с преимущественно казахским населением формируются собственные национальные комитеты.

События 1917 года создавали возможность построения казахской государственности на демократической основе. Возрождение независимости степного края стала ведущей идеей национальных лидеров.

В декабре 1917 года II Общекиргизский съезд «обсудив доклад Габбасова об автономии и имея в виду, что в конце октября пало временное правительство, Российская республика лишилась власти, пользующейся доверием народа и моральным авторитетом, что при отсутствии всякой власти в стране, возможно возникновение гражданской войны, что анархия волна за волной заметает большие города и деревни по всему государству, что анархия растет с каждым днем и угрожает распространиться на территории тех областей, где живут казак-киргизы, анархия угрожает опасностью жизни и имуществу населения областей казак-киргизского народа, что единственным выходом из создавшегося трудного положения является организация твердой власти, которую признавало бы все население казак-киргизских областей постановил:

I. Образовать территориально-национальную автономию областей Букeевской орды, Уральской, Тургайской, Акмо-линской, Семипалатинской, Сeмирeченской, Сыр-Дарьинской, киргизских уездов Ферганской, Самаркандской, АмуДарьинского отдела, Закаспийской области, смежных киргизских волостей Алтайской губернии, представляющих сплошную территорию с господствующим населением казак-киргизского единого происхождения, единой культуры, истории и единого языка.

Кроме того, к учредительному собранию Алаш народный совет обязан представить выработанный им проект конституции автономии Алаш, которая должна была быть утверждена всероссийским учредительным собранием. В Правительстве «Алаш-Орда» 10 мест из 25 было выделено для представителей неказахского населения. Местом пребывания Алаш-Орда временно был избран Семипалатинск.

Так, на Тургайском областном киргизском съезде была принята резолюция: «в целях содействия временному Правительству в укреплении нового строя, сохранении спокойствия и порядка… организовать на местах гражданские комитеты общественной безопасности, аульные, волостные, уездные и областные комитеты. Возобновить ходатайствовать перед Временным Правительством о немедленном упразднении института крестьянских начальников, как отжившего свой век и совершенно бесполезного и вредного для киргиз, с передачей их обязанностей уездным комиссарам».

Несмотря на то, что Алаш-Орда предпринимала активные попытки наладить эффективное управление Казахстаном, к сожалению, партия «Алаш» не смогла завершить реформы.

9 марта 1919 года приказом Казахского военно-революционного комитета Алаш-Орда и ее местные советы были упразднены. Таким образом, возникшее в конце 1917 года национально-демократическое правительство Казахстана, было ликвидировано, и вместе с ней демократическая альтернатива развития общества. «Думается, и партия «Алаш» была создана слишком поздно», - резюмировал К. Нурпеисов.

Нерешительные и непоследовательные действия Времен¬ного Правительства, фактический развал административной системы на фоне углубляющего социально-экономического кри¬зиса привел к падению буржуазного правительства и анархии, что создало условия для захвата власти леворадикальными партиями большевиков и левых эсеров. Казахстан, как и вся Россия, стала ареной кровавого гражданского противостояния.

В ходе гражданской войны встал вопрос об организации управления в различных районах Казахстана, занятых Красной армией. Требовалось создание органа, способного осуществить подготовительную работу к провозглашению автономии на советских началах.

11 мая 1918 года был создан Казахский отдел Народного комиссариата по делам национальностей РСФСР, заведующим которого был назначен М. Тунганчин. В его функции входило организация казахских воинских формирований, создание Советов, подготовка к созыву Всеказахского съезда Советов и т.д. в переговорах с руководством партии Алаш по вопросу организации системы управления в Казахстане Москва настаивала на классовом характере государственной власти, с чем демократическая казахская политическая элита согласиться не могла. В результате большевики проводили мероприятия по организации управления и формированию соответствующих кадров в крае самостоятельно. В отношении лидеров Алаш-Орды Военно-революционный комитет постановил:

«В виду враждебного отношения части киргизского населения, сочувствующей Советской власти, и переселенцев к активным работникам Алаш-Орды, от рекомендации алаш-ордынцев как в члены ревкома, так и на другие ответственные работы, - воздержаться».

Приход к власти партии РКП(б) кардинально изменил принципы формирования государственной системы.

Таким образом, в 1917 году в Казахстане произошли важнейшие государственные преобразования, протекающие на фоне бурных политических событий. Казахский народ получил богатый опыт политической борьбы, государственного строительства, управления и организации власти. Демократические преобразования 1917 года создали возможность построения казахской автономии на новой демократической основе, однако дальнейшие трагические события не позволили реализовать эту возможность до конца.

Идея демократического федерализма, заложенная лидерами Алаш Орды, была ловко подхвачена большевиками ради достижения власти в степи, но так и осталась на бумаге, фактически СССР представлял собой унитарное государство.

И только парад национальных суверенитетов в конце 80-х – начале 90-х годов радикально изменил ситуацию, предоставив возможность Казахстану уникальный шанс реализовать на практике многовековые чаяния народа самостоятельно строить свою судьбу.

Арман СУЛЕЙМЕНОВ

Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)