Балбалы и их этнокультурное служение обрело особое значение именно в древнетюркский период. Тогда они играли роль оказания уважения к духам умерших
Ценное наследие из камня истории времен древних тюрков – балбалы. Камни балбалы – современники наших предков, свидетели исторических событий. Из далекого прошлого они доставили нам данные о культуре и искусстве, об истории и быте, о религиозных традициях наших великих тюрков. Исторические документы были высечены на камнях. Сохранившиеся со времен древних предков наших – тюрков, эти каменные памятники все еще можно встретить в Казахской степи. Для изучения понятия балбал обратимся к «википедии»: «Балбал – древнее тюркское слово. Бал+бал – означает: бить, колотить, забивать». По мнению тюркологов, это слово означает «метки, установленные ровно на земле».
Рассказывая о развитой культуре Великих тюрков, Балбалы исполняли особый религиозный долг. Первым исследователем балбалов Казахстана был Алкей Маргулан.
В своей книге «Древние свидетели культуры» ученый–академик описывает балбалы как религиозно-традиционный комплекс древних тюрков. Этот комплекс состоит из специального мавзолея, кургана, постамента, плиты, стеллы, а также из самих балбалов (их количество достигает 600).
Большинство таких комплексов возводились в честь правителей или знаменитых принцев: каганов, тегинов, тарханов, тудунов. Простой народ тоже делал балбалы. В этих комплексах проводились такие обычаи, как траур, тризна, жоктау.
Балбалы и их этнокультурное служение обрело особое значение именно в древнетюркский период. Тогда они играли роль оказания уважения к духам умерших.
Тюркский мыслитель Иоллык тегин, устанавливая памятник своему отцу Билге кагану, написал вот так: «Я поставил балбал отцу своему-кагану».
Все памятники, посвященные Билге кагану, расположены вдоль реки Орхон в Монголии. В той местности сосредоточены более 700-т камней.
О традиционной культуре тюрков информируют отдельные комплекты памятников балбал: каменные изваяния, балбалы в образе человека, каменные дувалы, отдельные балбалы. На основе исторических источников, опираясь на высеченные данные, мы замечаем, что очень много балбалов возникло в 6 веке. Надписи наших предков впервые удалось изучить ученому из Дании Вильгельму Томсену. Письменность «Культегин» – огромное достояние нашей истории, высеченное на камне. Памятник «Культегин» установлен рядом с монастырем Эрдени Цзу (8 в.) у реки Орхон, в 40 километрах от разрушенного города Карабаласаган в Монголии. Высота памятника – 3,15 м., ширина 1,34 м., толщина 0,41 м.
Если датскому ученому посчастливилось распознать надпись на памятнике, то российскому ученому Василию Радлову удалось расшифровать весь текст.
Первые слова, которые датский ученый сумел прочитать это «тенгри» и «тюрк».
По данным исследователя истории балбалов нашей степи, академика А. Маргулана, раньше в Каркаралы и Баянауле встречалось более 350-ти балбалов. Такое количество балбалов говорит о том, что они были поставлены в честь очень уважаемого и влиятельного человека.
Балбалы найденные в Казахстане – это традиционные памятники средних веков. Вот земли, где еще встречаются балбалы: Алтай, Тарбагатай, Калбатау, Мангыстау, Акмолинская область. Эти уникальные памятники встречаются также в Китае, России, Узбекистане, Кыргызстане, а горах Кап, и даже в Германии.
Сколько еще таких вот балбалов безмолвно таятся на просторах нашей земли. Сколько еще открытий предстоит нам сделать!
Алтынбек Бекнур