Казахи Акмолинского уезда выступили против мобилизации на тыловые работы. В статье перечислены имена казахов-героев восстания 1916 года
Российская империя, вовлеченная в 1914 году в Первую мировую войну, нуждалась в новых человеческих и материальных ресурсах. Из-за финансовых расходов налоги выросли в 3-4 раза, в отдельных случаях в 15 раз. Был введен специальный военный налог. На нужды фронта у казахского населения изымали скот, хлеб и другие продукты без всякого учета реальных возможностей.
К концу 1915 г. недовольство казахов начало нарастать. Многие волости отказывались платить налоги, участились случаи отказа от «добровольных пожертвований» и конфликтов на этой почве с местной администрацией.
Встал вопрос о непосредственном участии казахов в войне. Однако русское правительство не собиралось вооружать «неблагонадежных» казахов. Вместо этого было решено использовать «инородческое» население России на тыловых работах.
25 июня 1916 г. был опубликован печально известный Указ, по которому все нерусское мужское население в возрасте 18 - 43 лет должно было быть «реквизировано» для работ по созданию оборонительных сооружений в районе действующей армии и на тыловые работы. Всего, по предварительным подсчетам, должно быть мобилизовано 390 тыс. человек.
Данный указ ставил казахскую степь в крайне тяжелое положение. Мобилизация проводилось во время уборки урожая и подготовки скота к перегону на зимние пастбища, сенозаготовки. Призыв всего трудоспособного мужского населения подрывал экономическую базу казахского хозяйства, и без того расшатанного постоянными изъятиями земель для переселенцев. Фактически, оставшиеся казахи обрекались на голодную смерть зимой 1916-1917 гг.
Призыв казахов на тыловые работы послужил поводом к началу мощного восстания казахов против колониальной администрации.
Весть об указе 25 июня всколыхнула всю казахскую степь. Стихийные выступления против мобилизации выражались в избиении волостных управителей, уничтожении посемейных списков.
Борьба против мобилизации и произвола местных властей началась с уничтожения списков не случайно. При отсутствии метрических записей у казахов посемейный список был единственным официальным документом, по которому определялся возраст казаха. Поэтому уничтожение посемейных списков и непредставление их уездным начальникам тормозили и даже срывали мобилизацию.
Военные губернаторы областей сообщали в Петербург, что указ о мобилизации на тыловые работы вызвал всеобщее возбуждение в народе, по аулам проходят массовые собрания, а списки мобилизуемых уничтожаются.
Народные выступления охватили и Акмолинскую область. Восставшие уничтожали списки и избивали представителей местной царской администрации. В восстании участвовали также рабочие казахи Спасских рудников, Карсакпайского завода и Джезказганского рудника, рудников и заводов «Риддерского акционерного общества». В некоторых районах число восставших доходило до 7 тысяч человек.
В архивах Санкт-Петербурга сохранились копии представлений прокурора омского окружного суда Прокурору Омской судебной палаты, в которых упоминаются казахи, выступившие против царизма. В этих документах читатели могут найти знакомые, может быть даже родные имена и фамилии. Орфография документов сохранена в оригинале.
«В сентябре в пределах Коржункульской волости Акмолинского уезда около озера Коржункуль образовалось скопище киргиз, которые вооружившись самодельными пиками и топорами, занимались обучением военному строю и поджидали прихода русских отрядов с тем, чтобы напасть на них.
23 сентября в селение Звенигородское с отрядом солдат прибыл крестьянский начальник 4 участка Акмолинского уезда, в тот же день ночью караулом был задержан Агыбай Джумабеков, приехавший в поселок, видимо с целью разведки. На другой день около поселка и в самом поселке было задержано несколько таких же разведчиков киргиз, допросом коих было установлено, что во главе скопища киргиз стоят мулла Кожахмет Кудерин, аксакалы Дос Исмагулов, Айтмухамет Байменев, Бердыбай Джумабаев, аульный старшина Садвакас Баянов, народные судьи Хамза Утебаев и Бийжан, киргизы Космамбет Какин, Садык Токеев, Авчекул Хаджимуллин, Дюсебай Батинчев и Сатпай Абаров. Прокурор суда. №469. 23 ноября 1916 г.»
«13 сентября управителем Аксийраккульской волости Акмолинского уезда был представлен список 150 киргиз, изъявивших желание возить казенный хлеб в Петропавловск; сбор возчиков был назначен на 20 сентября в селе Оксановском, для чего все были своевременно извещены через аульных старшин.
Между тем к 20 сентября в Оксановское явилось лишь 93 человека, остальные же возчики были задержаны скопищами киргиз аула № 1 рода «Косайдар» и аула № 4 рода «Атыгай».
Главарями этих скопищ, по словам аульного старшины аула № 6 Кульчумбая Шандыбаева, состоят киргизы аула №1 Абубакир, Аманджол, Баиз и Кабеш Татины, Абдрахман Турабаев, Казжан Аралбаев, Хасенбай Джанабаев, Ильяс Кожахметов; аула №4 Нуржан Давлетпаев, и аула №2 Джумакай Слежин, Сулеймен Бейсенев, Сеит Назаров, Еркин Кошпаев, Сыздык Азанбеков.
Лица эти в целях неповиновения Высочайшему повелению о призыве сеют смуту среди киргиз, подлежащих призыву на тыловые работы.
По сему поводу мною предложено Судебному следователю Кальницкому приступить к производству предварительного следствия по признакам преступления предусмотренного 1п.125 и 3п.129 ст.угол.улож.»
«В пределах Мунчактинской волости Акмолинского уезда образовалось скопище киргиз, которые, судя по донесению волостного управителя, имело некоторую организацию и поставило своей целью препятствовать выполнению высочайшего Повеления о призыве киргиз на тыловые работы.
Действия этой организации:
1. 25 сентября – 400-500 человек воспрепятствовали киргизам аулов 5 и 6 подать подводы для перевозки казенного хлеба.
2. 26 сентября подстрекали киргиз призывного возраста не являться на сборные пункты и увели 9 киргиз с собой.
3. 27 сентября около 200 киргиз в урочище «Узун Агаш» ограбила киргиз Дж. Казыгулова и С. Клышпаева.
4. 27 сентября киргизы, подлежащие призыву и записавшиеся возчиками казенного хлеба Тлеужан и Алимжан Ермакомбетовы, отказались от извозки хлеба, попрощались с родственниками со словами что они едва ли скоро увидятся так как им на совещании аксакалов постановлено умереть, но не исполнять высочайшего Повеления о призыве».
«Полицейский урядник 4 участка 4 стана Акмолинского уезда рапортом от 6 октября донес приставу названного стана, что по собранным им сведениям между селениями Алексеевским, Радовским, Космо-Демьянским и Никольским собралось скопище киргиз разных волостей до 5000 человек, которые будучи вооружены кинжалами и пиками своего изготовления, а также и ружьями, разъезжают партиями по аулам Мунчактинской волости, убеждают киргиз присоединиться к ним, несогласных же забирают силою; по словам бежавшего из этой шайки бунтовщиков киргиза Газиза Галимжанова, во главе этого скопища стоят киргизы Мунчаутинской волости Саганай Кайлибаев, Таукен Ахметов, Сулеймен Алтынбаев, Рахимжан Сулейменев, Карамсак Джумин, Камбар Ермеков, Касым Анпергенев, Ахмет Баяжанов, народный судья той же волости Бакей Нурманов и народный судья Карабулакской волости Круш Джаныбеков.
По сему поводу мною предложено Судебному следователю Кальницкому приступить к производству предварительного следствия по признакам преступления предусмотренного 1п.125 и 3п. 1ч. и 1п. 2ч. 129 ст.угол.улож.»
«В донесении к представлению от 23 октября сего года доношу В. Превосходительству что по делу о нападении киргиз 8 октября на воинский отряд вблизи села Алексеевское, Акмолинского уезда, постановлением судебного следователя Кальницкого от 21 ноября к следствию в качестве обвиняемых по 123 ст. угол. улож. и 2 ч. 1459 ст.улож. нак. привлечены киргизы Долдыбай Ахметов, Касель Сигизбаев, Ахмеджан Токуев, Хусаин Хасенев, Смаил Косакпаев, Еркесар Рахимжанов, Ками Алимжанов, Кокен Оразалин, Кульбаек Балказаров, Джусуп Ерсекаев, Круш Джанбаев, Куандык Борухов, Амре Хусаин, Джанарбай Мустафин, Бекмагамбет Кудайбергенев, Башил Какишев, Хусаин Сандалин, Досмаил Даутов и другие, всего 77 человек, из них первые семь допрошены, остальные разыскиваются. Прокурор суда. №459. 23 ноября 1916 г.»
Против восставших были направлены 12 кавалерийских сотен, 11 усиленных пехотных рот под командованием генерала Ягодина.
Несмотря на массовый героизм повстанцев, хорошо вооруженные русские войска к концу октября 1916 г. подавили восстание в Акмолинском уезде. Подавлению восстания способствовало то, что повстанцы действовали разрозненно, связь между ними отсутствовала.
Часть повстанцев Акмолинского и Атбасарского уездов отдельными группами ушла в Торгайский уезд и присоединилась к отрядам Амангельды. Некоторые из них действовали самостоятельно вплоть до Февральской революции 1917 г.
Несмотря на то, что в большинстве районов Казахстана восстание было подавленно, в целом, национально-освободительное движение 1916 года привело к росту национального самосознания.
Стоит отметить, что по итогам предварительного следствия, проводился выезд на местность, опрос местных жителей, поиск подозрительных лиц, но в большинстве своем, дела закрывались за отсутствием подозреваемых.
Арман СУЛЕЙМЕНОВ
Для копирования и публикации материалов необходимо письменное либо устное разрешение редакции или автора. Гиперссылка на портал National Digital History обязательна. Все права защищены Законом РК «Об авторском праве и смежных правах». kaz.ehistory@gmail.com 8(7172) 79 82 06 (внутр. – 111)