Кенесары выдвинул политическую программу, в которой были отображены идеи централизации власти, восстановления традиционных структур законодательной, исполнительной, судебной властей.
В условиях обретения Казахстаном статуса суверенного государства осуществляется переход к рыночной экономике, демократизации общества через глубинные экономические, демократические и политические реформы. Государство может стать самостоятельным и независимым, если в период его становления в нем будет взят курс на преобразовательные реформы. Казахская государственность прошла большой «испытательный» срок в своем становлении еще с периода образования казахского ханства. На любом этапе развития общества именно реформы, соответствующие историческим условиям, укрепляли незыблемость государства и давали толчок к дальнейшему развитию.
Если обратиться к историческому опыту реформ в казахском обществе, то немаловажную роль в процессе становления государственности играли реформы казахских ханов Касыма, Есима, Тауке, Кенесары. Особенное значение имеет здесь опыт реформ Кенесары, т. к. он проходил в условиях колонизации казахских земель Российской империей. Процесс присоединения Казахстана к России в XVIII—XIX вв. повлек за собой активное вмешательство во внутреннюю жизнь казахского общества.
С начала XIX в. в Казахстане устанавливается государственная и политическая система господства Российского самодержавия. Происходит насильственная ломка традиционных институтов, в результате которой они теряли интегративную роль в жизнедеятельности кочевого социума. Саморегулирующие механизмы данного социума, его социальная, политическая структура, экономические, культурные связи были подвержены дестабилизации. Отклонение от норм традиционного устройства жизни, естественного функционирования общества вызывало протест в социальной среде казахов.
Основой кочевой общины всегда были рядовые общинники-скотоводы, которые были заинтересованы в сохранении традиционного казахского общества. В сохранении традиционных норм, а значит и самостоятельности казахского общества, были заинтересованы и привилегированные слои общества. С ослаблением стабильности структуры кочевого общества вследствие социальных экономических, политических вмешательств нарушается хозяйственная жизнь, общественное развитие кочевого общества, в результате чего вспыхивает недовольство, вылившееся в национально-освободительное движение. Идеология национально-освободительного движения Кенесары Касымова ориентировалась на возврат традиционной системы жизнеобеспечения общества, его социальных и политических институтов, как гаранта стабильности и самостоятельности казахов. Опираясь на средние слои и рядовых общинников, для сознания которых были чужды и враждебны социальные новации, привносимые Россией, Кенесары удалось, хоть и ненадолго реставрировать казахское ханство, основанное на политическом управлении Казахстаном, который существовал при хане Аблае в XVIII в. и характеризовался невмешательством царизма во внутриполитическую жизнь казахского ханства.
Кенесары, являясь потомком хана Аблая, выдвинул политическую программу, в которой были отображены идеи централизации власти, восстановления традиционных структур законодательной, исполнительной, судебной властей и др., «… в рамках феодальной экономики Кенесары провел ряд крупных реформ, имевших глубоко прогрессивный характер, т. к. эти реформы способствовали консолидации сил казахского народа, укреплению казахской государственности».
Данное высказывание принадлежит Е. Б. Бекмаханову-исследователю национально-освободительного движения под предводительством Кенесары Касымова. На сегодняшний день его труд «Казахстан в 20-40-е годы XIX века» является одним из немногих серьезных исследований этого движения. Бекмаханов на основе большого круга источников изучил историю движения 1837–1847 годов и внутреннее устройство ханства Кенесары. «Мероприятия по укреплению казахской государственности тесно были связаны с задачами освободительной борьбы» — утверждает исследователь. Новые политические институты Российской империи в первую очередь подрывали социальные связи в казахском обществе, вызывая разобщенность в среде казахов. В данной ситуации появляются многочисленные новые сословия, нарушаются семейно-родственные, общинные и родоструктурные связи. Новым сословиям необходимо было, четко определить свою позицию и место в сложных социальных отношениях внутри общества и поэтому, многие из них шли на сближение с царизмом. Кенесары находит социальную опору в организации восстания, и в организации государственного управления в лице представителей средних слоев: биев, баев и батыров. Этот выбор наиболее соответствовал реальным условиям того периода, т. к. крупная кочевая знать была приобщена к исполнению новых функций, предоставленных им российской администрацией.
При создании независимого государства необходимо наличие самостоятельной государственной и политической системы, структур власти. В традиционном казахском обществе с его строго иерархической социальной системой связей хан был олицетворением верховной власти. Личные качества хана при этом являлись одним из решающих факторов уровня развития государства. Кенесары являлся харизматической личностью и был избран ханом трех жузов, он создавал свое государство в беспощадной борьбе с патриархальной знатью с ее центробежными тенденциями, с предательской политикой султанов-правителей.
В созданном им ханстве во главе государства стоял он сам-хан Кенесары. Законодательную и исполнительную власть представляли хан, ханский совет, как совещательный орган, орган управления на местах в лице назначенных Кенесары эмиссаров, наделенных, дипломатическими, финансовыми, военными функциями. Организация власти представляла собой стройную систему политического управления, учитывающую традиционную схему социальных связей. Восстановлена была традиционная судебная система-суд биев. Бии назначались Кенесары, и могли бы разрешить междуродовые разногласия. Верховная судебная власть сосредоточена была в руках Кенесары. В первую очередь такая судебно-правовая реформа была направлена на прекращение барымты, извечного «бича» казахов и наносила «серьезный удар раскольническим тенденциям родовых биев, султанов, не заинтересованных в укреплении централизованного государства». Подобная система управления, как иллюстрирует история, зачастую являлась наиболее разумной в сложных условиях выбора пути развития самостоятельного государства.
В судебной реформе Кенесары опирался на нормы обычного права казахов, но внес ряд изменений. Обычному праву казахов придается значение общегосударственного передачей судебных функций в руки представителей государственной власти. Законодательная власть, сосредоточенная в руках государства, обеспечивала порядок и стабильность в нем, укрепляла процесс централизации государства, способствовала урегулированию социальных отношений в обществе.
Важнейшим атрибутом государственности, способствующим, упрочению экономического положения государства является наличие самостоятельной налоговой политики. В условиях традиционного кочевого общества сборы и подати носили зачастую добровольный характер, были незначительны и нерегулярны. Сборы и подати учитывали материальное, социальное положение производителей, что представляло собой гибкую, саморегулирующую систему жизнедеятельности номадного общества. Жесткая же фискальная система налогообложения, введенная российской империей, тяжелым бременем легла на плечи казахского населения и послужила средством жестокой эксплуатации казахов.
Налоговая политика Кенесары была унифицирована и приведена в систему. Казахи освобождались от уплаты налогов в российскую и кокандскую казну, весь налог поступал в общегосударственную казну.
Теперь сбор налога переходил в ведение органов государственной власти, позволявший укрепить материальную базу государства. Новая налоговая политика была прогрессивным шагом в развитии казахского государства.
Развитию экономики, прогрессивных форм общественного производства способствовала хозяйственная деятельность Кенесары. Кенесары поощрял развитие хлебопашества у казахов, торговли, товарообмена. Процесс преобразования форм хозяйства казахов, конечно, был, прежде всего, направлен на обеспечение продуктами питания повстанцев. В силу традиционности номадного общества все же земледельческое хозяйство казахов не стало надежной материальной базой для жизнедеятельности кочевого населения и не приобрело самостоятельного значения, оставаясь, как и прежде, второстепенной и вспомогательной отраслью номадного хозяйства.
В казахском обществе, основанном на традициях, военные традиции имели большое значение, воинская повинность являлась одной из самых важных и общих повинностей в степени. У казахов постоянное войско отсутствовало, а было родоплеменное ополчение, собиравшееся по мере необходимости. Необходимость создания войска возникает, когда народ борется за свою независимость.
В период национально-освободительного движения казахского народа под предводительством Кенесары создается такое ополчение, из которого ему удается построить дисциплинированную армию. Наряду с традиционными методами борьбы, Кенесары применяет новые: пеший бой, создание агентурной сети, разведки, метод дезориентации и т. д. Армия Кенесары состояла не только из казахов, но и других национальностей, которые привлекались для введения новой тактики военных операции, для обеспечения новых видов вооружения. Только наличие мощного войска, отлично организованного и оснащенного может обеспечить безопасность государству и его народу.
Это прекрасно понимал Кенесары, осуществляя реформы на пути к укреплению независимости. Но все, же трудно было противостоять в тех исторических условиях Российскому самодержавию с его огромным военным потенциалом.
Воссоздав, казахское ханство в начале 40-х годов XIX века Кенесары учитывал традиционность казахского общества, реформами же Кенесары стремился возродить казахскую государственность в более развитой форме. Реформы касались всех сторон жизни казахского общества и несли в себе ростки прогресса и развития. В целом, государство, построенное Кенесары, нуждается в более тщательном и широком изучении, тема эта еще малоизученна и противоречива. Реформы, проведенные в этом государстве, были направлены на укрепление независимости казахов, сохранение казахской общины, стабильности казахского общества, т. е. соответствовали национальным интересам. Национальные, народные интересы на любом этапе развития общества должны быть приоритетным направлением любых реформ.
Ж. Кусаинова, к.и.н., профессор
Казахского Гуманитарно-юридического
университета