Почти у всех народов земли есть легенда о всемирном потопе. В казахской легенде рассказывается, что ковчег с 80 праведниками, во главе которых был пророк Нух, носился по безбрежным волнам
Через семь месяцев, семь дней и семь часов после начала потопа ковчег приплыл к горе Казыгурт (высота 17668 метров, район современного Туркестана). Во время плавания пророк Нух обращался к творцу с молитвами о спасении беззащитных людей и животных. Высокие горы, возвышавшиеся над бурными волнами потопа, надменно считали, что ковчег пристанет именно к ним, и только скромная гора Казыгурт не смела мечтать об этом, ибо понимала, что она ничем не выделяется среди других гор. Творец, увидев скромность горы, не позволил водам потопа скрыть вершину Казыгурта, и ковчег причалил к ней. Высокие и надменные горы решили наказать гору, но она призвала на помощь малые горы Ордабасы, Кызылсенгир, Алимтау, Койлык, Анки, Баганалы, Мансар и Канырак. Могучие противники испугались этого союза и ограничились символическими ударами по хребту Казыгурта. Так образовались ложбины и впадины на горе Казыгурт, и она стала похожа на двугорбого верблюда.
Люди выпустили сначала несколько птиц из ковчега, чтобы те разузнали — ушли ли воды всемирного потопа, можно ли жить на обновленной земле. Многие птицы улетели и не вернулись, и только ласточка прилетела назад, неся в клюве зеленую веточку. С тех пор ласточка — особо почитаемая у казахов птица. В казахских сказках ласточка совершает только добрые дела.
Люди высадились на горе Казыгурт и остались на ней жить. В древней «Книге моего деда Коркута» сказано: «На вершине Казыгурт остался корабль, потому что священная это гора»...
Страбон пишет в своей «Географии»: «По предположению Платона возникли три формы цивилизованной жизни: первая — на вершинах гор, примитивная и дикая, так как люди испытывали страх перед водами, которые еще держались на поверхности равнин: вторая развивалась по склонам гор, так как люди уже стали постепенно набираться храбрости, потому что равнины начали высыхать; третья образовалась на равнинах. Можно, пожалуй, говорить равным образом и о четвертой, пятой формах и даже больше; последняя же форма цивилизации возникла на морском побережье на островах, после того как люди избавились от подобного рода страха».
Гора, которая стала колыбелью новой жизни после потопа, носит имя Справедливого волка — Казыгурта. Почему гора Казыгурт называется так? О происхождении ее названия имеется следующая древнеказахская топонимическая легенда.
В тяжелое, голодное время, наступившее после всемирного потопа, волчица нарушила запрет на убийство живого. Волк наказал ее. Его стали величать справедливым (Казы) волком (гурт).