В годы советской власти в монетном отделе Эрмитажа хранились так называемые тюрко-китайские монеты, сведения о которых в специальной нумизматической литературе были крайне незначительны. Часть этих монет оказалась согдийскими с именами ихшида Гурека, Тархуна и других правителей Согдианы. Другая часть принадлежит к группе тюргешских монет.
Во время археологических работ Бернштама в Казахстане и Киргизии в 1938 году удалось собрать значительную коллекцию подобных монет как случайными приобретениями, так и во время раскопок на городище Тараза. Залегание этих монет стратиграфически оказалось очень интересным. Монеты лежали в нижних горизонтах четвертого слоя Тараза, датируемых VIII-IX веками нашей эры, и продолжались до III слоя включительно (XI-XII вв.), когда их сменили ранние илекские дирхемы с конца Х века. Саманидской монеты при раскопках не было встречено, равно как и неизвестна была ни чеканка саманидской монеты восточней Шаша, ни нахождение ее в Семиречье. Обнаруженные монеты были отчеканены по китайскому образцу. Медные круглые, дм. 2,4 см, весом от 5,10 до 5,5 г с четырехугольной дырочкой посредине, составляли основную массу находок. На одной стороне ее находилась круговая надпись уйгурским шрифтом, на другой - тамга в виде плоской вытянутой дуги. Кроме этого типа, обнаружены были еще другие монеты, сохранность которых намного хуже. Прежде чем перейти к другим монетам, остановимся на массовом образце, только что нами упомянутом. На нескольких образцах прекрасной сохранности, найденных в Таразе в раскопках и случайных находках на Садыр-кургане (полученных нами от доцента Киргоспединститута Б.М. Зимма), круговая легенда прекрасно поддается чтению. Она написана хорошо выработанным курсивом уйгурского письма. Написано арабской вязью, что означает примерно следующее: «türgäs qayan baj baya».
Аналогичная монета несравненно худшей сохранности была найдена Лекоком во время его II Турфанской экспедиции. Подобным же образом прочитал эту легенду Ф.В.К. Мюллер, сомневаясь, правда, в чтении последних двух слов, ввиду плохой сохранности надписи.
Эта надпись содержит титул и собственное имя. Титул «тюргеш каган» известен нам по историческим источникам. Тюргеши, племена тюркского происхождения, подробно описаны, прежде всего, китайскими источниками под именем «Ту-ци-ши». Переводы этого текста многочисленны. На русском языке можно ознакомиться с трудами И. Бичурина «Сведения о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена» (1851), а одна из позднейших работ принадлежит Эдуару Шаванну «Documents. sur les Tou-kiue (Tures) Occidentaux» (1903). Также стоит отметить работу немецкого ученого Ф. Хирша «Nachworte zur Inschrift des Tonjuquq, Die Alttürkischen Inschriften der Mon- golei, Zweite Folge» (1899).
Племена тюргешей занимали вначале территорию южного Прибалхашья и бассейн реки Или. Усилившись в начале VIII века, они, пользуясь разгромом западнотюркского каганата со стороны кагана восточных тюрков Мочжо в 704 году, убили последнего хана тюрков Ашина Синь в городе Кулане (Цзюйлань китайских источников тождественен с развалинами у станции Луговое Туркестано-Сибирской железной дороги). С этого момента возвышаются тюргеши. Тюргеши делились на две части - на желтых и черных, являющихся потомками двух тюргешских каганов: Согэ - 708-717 (желтые тюргеши) и Сулу - 717-738 (черные тюргеши). Это деление тюргешей подтверждают и древнетюркские источники, которые одних называют просто тюргешами, других - каратюргешами. В этих источниках, в тексте Кюльтегина, мы читаем сообщение о том, что «Тюргешского кагана мы победили и обратили в бегство. Войско тюргешского кагана пришло при Болчу подобно огню и буре...» и далее «их (тюргешей) кагана мы там убили, его племенной союз покорили. Но каратюргешский народ весь откочевал вглубь страны». В оригинале это звучит так: Türgäš buduhyy uda basdymyz, Türgäs qayan süsi bolčuda otča burača kälti...» «...Qaynyn anda ölürtimiz alin, altymyz qara türgäš budun qup ičikdi». Очевидно, что в результате этого разгрома, происшедшего в 711 году, тюргеши откочевали со своих первоначальных стойбищ и заняли междуречья Или-Чу и Чу-Талас, в которых до них господствовала конфедерация 10 племен (Текст Тоньюкука упоминает племена «on oq budun») - пяти Дулу (на реках Или-Чу) и пяти Нушиби (реки Чу-Талас).
После этого разгрома черные тюргеши получают господство в Семиречье. Их главными городами были попеременно то Суяб на реке Чу, то Тараз на реке Талас. Очевидно, что в этих городах и были их монетные дворы, ибо Тараз при раскопках дал особенно много монет этого типа. Совместно с китайскими войсками ферганский владетель в 739 году убивает кара-тюргешского кагана в его ставке в Таласе. Сведения об этом владетеле Ферганы, некоем Арслан Тархане, содержатся не только в китайских источниках, но и одной манихейской рукописи ѴІІІ века, для него специально написанной (хотя отождествление упомянутого в рукописи Арслана с ферганским владетелем оспаривает W.B. Henni). Временное господство в этом районе Китая, создавшего здесь свои префектуры, дало возможность некому Моха Даганю, их ставленнику из среды именитого тюргешского рода, занять престол кагана. С именем этого кагана мы сопоставляем вторую часть надписи baj baya Мохэ. Э. Шаванн считает китайской транскрипцией термин власти (baya). Этот титул носил и первый тюргешский каган Учжила. По всей вероятности, этот титул обозначает вассалитет кагана китайскому двору. Таким образом, мы считаем возможным отождествить тюргешского кагана китайских источников Мохэ Дагань с именем на монете baj baya. Мохэ Дагань занял престол в 740 году. Конец его деятельности точно не указан, возможно это было лето 742 года. Во всяком случае, одна из тюргешских монет явно датируется серединой ѴІІІ века. Вообще, тюргешские монеты могли чеканиться только в период их политического могущества, а оно было сравнительно недолговечным, с 704 по 766 годы, точнее с 711 года. В 766 году их территорию занимают карлуки, и тюргешское господство кончается.
За этот промежуток времени у тюргешей господствовали, главным образом, «черные тюргеши» со ставкой на реке Талас в городе Тараз. Это дает основания предполагать, что основная группа монет была таразской чеканки, где и находился, вероятно, их монетный двор. С 704 по 766 годы у тюргешей были следующие правители:
Временно были и другие владыки, время деятельности которых установить очень трудно и власть которых не распространялась на всех тюргешей.
Из перечисленных каганов основные являются 1, 2, 3, 4, 6. Остальные являются ставленниками или претендентами, выступавшими на политическую арену «вне закона». Все эти тюркские имена даны в китайской транскрипции, и привести их в соответствие с подлинным произношением представляет особые трудности и во всяком случае не является предметом этой статьи.
Вторую группу монет (II) составляют, к сожалению, монеты с плохо читаемыми легендами. Среди них выделяется одна группа, имеющая надписи с двух сторон. Она представлена одной монетой. Вес 10,77 г, дм - 28 мм. Принесена в подарок жителем города Джамбул Бубенином и найдена им в городе.
С другой стороны дугообразная тамга, руническая буква и уйгурским шрифтом . Возможно, что вторая буква плохо выписанная , но титул mlk - malik вызывает некоторые сомнения. Возможно здесь подражание идеограмме согдийских монет.
Близка к этому типу монета из собрания 1936 года при раскопках в Таразе (III). Там дугообразная тамга и руническая буква сочетались с уйгурской надписью арабской вязью, означающей kök или kür. В сочетании с рунической буквой, представляющей собой орхонское är, получалось чтение весьма возможного тюркского имени ärkök, ärkür. Термин kӧk в древнетюркских рунических текстах фигурирует обычно как эпитет при титулах каганов или названий династий.
Сложнее с чтением надписи на другой стороне монеты, в виду плохой сохранности и неразработанности в нумизматике этих монет. Мы читаем легенду следующим образом: Kuz boš ordun. Kuz ordu, как сообщает Махмуд Кашгари (автор ХІ века), было название Баласагуна. Окончание показывает, что здесь название города стоит в форме инструментального падежа. Термин boš мы переводим, следуя за Махмудом Кашгари, словом «свободный», в значении «благородный». Таким образом, легенда монеты содержит текст: «(монета) свободного Баласагуна». Баласагун, или Беласагун, находился в Семиречье на территории современной Киргизии.
Последнюю группу (IV) представляют монеты малого диаметра до 20 мм, весом от 1,68 до 2,56 г.
Почти у всех монет одинакова одна сторона. На ней имеются дугообразная тамга, руническое и уйгурским шрифтом хорошо читаемое слово bq - baq, возможно bäk. На одной монете то же слово, но написано неправильно, перевернуто, в результате небрежно сделанной матрицы.
Другая сторона у всех монет весьма плохой сохранности, и разобрать легенду нам не удалось, возможно, что она идентична выше прочитанной, и монеты являются баласагунской чеканки.
К этой группе примыкает одна монета (V) дм 18 мм, вес 1,6 г. Одна поверхность гладкая (стертая?), на другой надпись.
Такого типа монеты неоднократно находятся в Семиречье, и в литературе были о них упоминания всегда под знаком вопроса, ибо они не были определены. Монет с рунической легендой в Семиречье не было обнаружено. Характерно соединение уйгурского письма с рунической буквой, возможно имеющей здесь тамговый характер. Однако известно сосуществование двух типов письма на монетах илеков, где при абсолютном господстве арабского письма имеются вставки уйгурским шрифтом, например части имени «Наср». Известно также наличие рунического письма в уйгурских рукописях ХІІ века. Эти факты не должны смущать нас, что имеются рунические знаки в тюргешских монетах, тем более, что руническое письмо для этих районов было известно.
Наше чтение монет в части III-IV групп выдвинуто в порядке первой попытки, но несомненно, что это монеты тюргешские (I, II и V тип) середины VIII в. х. э. Слабая разработка уйгурской палеографии, тем более на монетах, где само очертание монеты с дырочкой посередине искажает характер письма, и плохая сохранность монет III—IV групп крайне осложняют более или менее определенное чтение легенд. Для окончательного суждения об этих монетах следует иметь лучшей сохранности образцы. Любопытен и факт долгого, по-видимому, бытования монет, ибо, как мы указали вначале, стратиграфически слои с этими монетами перекрываются слоями с раннеилекскими. Саманидской монеты в поселениях мы не знаем. Возможно, таким образом, что тюргешская монета бытовала до конца Х в. Начали чеканиться эти монеты в середине ѴІ в. под непосредственным воздействием Китая, имевшим здесь в это время весьма значительное влияние. Для начала ѴІІІ в. известны для этого района лишь варварские подражания китайским монетам 707-709 гг. Это так называемые монеты «са чжан-цянь».