Как известно, термином «вакф» в мусульманском праве называют движимое или недвижимое имущество, переданное человеком, группой лиц или государством на благотворительные или религиозные цели. Так как казахам вакуфное дело было знакомо еще с ханских времен, то в конце XIX века изучение вакуфного дела в Сырдарьинской области стало чуть ли не главной заботой русской администрации Туркестанского края. И забота эта была направлена к тому, чтобы при помощи определения прав владения всех вакуфных учреждений на пожертвованные им имущества, урегулировать отношения между населением, арендующим вакуфные имущества, и вакуфоучредителями с одной стороны, и права казны по взиманию с таких имуществ доходов – с другой.
В начале 1869 года Главный Начальник края поручил образовать специальную комиссию для рассмотрения вакуфных документов и определения прав владения и пользования землями вообще, а вакуфными, амляковыми (государственные земли) и мильковыми (частные земли) в частности. Им было приказано начальнику города Ташкент и уездов области обязать население в месячный срок, через свою администрацию, представить в образуемую комиссию все имеющиеся у жителей вакуфные, амляковые и мильковые документы в подлинниках или же в засвидетельствованных копиях их.
Впрочем, эта комиссия, как надо полагать, так и не предприняла никаких действий. Потому что приказом Туркестанского Генерал-Губернатора №67 от 6 октября того же года для указанных выше целей была образована новая комиссия с участием в ней должностных лиц русской и местной администрации и народных представителей, в числе двух человек от каждого уезда области.
Какие именно были выработаны комиссией положения по определению прав вакуфного владения и прав казны по взиманию с вакуфных имуществ доходов, сведений не имеется, так как этот вопрос оставался открытым. Представленные населением в 1869 году вакуфные документы туркестанского генерал-губернатора 27 июня 1874 года были присланы военному губернатору для выдачи их по принадлежности.
Возвращенные документы по уездам Сырдарьинской области распределялись следующим образом.
Всего 2364 документа в том же году и было разослано начальникам уездов для выдачи по принадлежности. Затем некоторые из вакуфных документов в 1882 году предъявлялись населением комиссарам бывшей организационной комиссии, но вопрос о действительности этих документов и о правах владения по ним имуществами остался неразрешенным.
С введением в действие с 1 января 1887 года Положения об управлении Туркестанского края, в нем среди прочих узаконений получил разрешение и вакуфный вопрос. Так, например, (1) отныне учреждение новых вакуфов (ст. 266) допущено не иначе, как с разрешения генерал-губернатора. Или (2) утверждение вакуфных документов, устройство управления вакуфами, наблюдение за правильностью употребления доходов и право ревизии их (ст. 267) предоставлено областным правлениям. (3) Первоначальное исследования вакуфных документов и определение прав по ним для постановления решений областными правлениями возложено на временные поземельно-податные установления. (4) Статьями 289 и 299 определен порядок обложения вакуфных незаселенных земель государственным поземельным налогом.
Требование приведенных статей закона могло быть удовлетворено не иначе, как только при всестороннем изучении вакуфного дела, а потому население, на основании 6 ст. Правил о введении поземельно-податного устройства в Туркестанском крае, было обязано представить в областные правления (не позже 1 июля 1887 года) все имеющиеся у него на руках документы, устанавливающие вакуфные права на земли, для рассмотрения их действительности и для передачи, затем, поземельно-податным комиссарам для исследования, в связи с пожертвованным по этим документам имуществом, как это требуется ст. 10 тех же правил.
Согласно сделанного администрацией распоряжения, населением Сырдарьинской области, в силу требования 6 ст. Правил, в течение 1887 года было представлено в областное правления всего 586 документов, представляющих собой следующие записи.
Пожертвованные по представленным документам вакуфные имущества составляют, в общем, по Сырдарьинской области 2027 имуществ, заключающих в себе медресе, мечети, сарай и караван-сараи, лавки, бани, мельницы, толчеи, дворовые недвижимости, кары-хане, кельи, пекарни, сады, земельные участки, библиотеки и наличные деньги.
Все имущества распределяются по уездам следующим образом.
Существующие в Сырдарьинской области вакуфные имущества пожертвованы исключительно с богоугодной целью. В большинстве случаев они служат источником содержания богоугодных и общеполезных учреждений, но также частично источником существования частных лиц, потомков особенно чтимых святых, или же потомков вакуфоучредителей.
Количество учреждений, содержимых на доходы, поступающие с вакуфных имуществ, в Сырдарьинской области следующее.
Приносимые вакуфным имуществом доходы, согласно воле, выраженной вакуфоучредителями в документах, распределяются сообразно нуждам того учреждения, на которое они пожертвованы и количества поступления самих доходов.
Обязательными расходами по всем вакуфным учреждениям являются: 10% дохода в пользу мутевалия и ремонт как самих учреждений, в пользу которых вакуф образован, так и имуществ, служащих источником дохода, заключающихся в караван-сараях, лавках, мельницах, толчеях и т.п. За отчислением 10% в пользу мутевалия и на ремонт, если последний требуется, остальной доход делится следующим образом.
Медресе. За ненадобностью ремонта, 9/10 делятся на 10 частей, из коих получают: 3/10 мударис, 5/10 учащие и учащиеся в медресе муллы, а остальные 2/10 делятся вновь на 11 частей и из них получают: 9/11 имам, 1/11 хатыб, 1/11 максурахан, 1/11 китабхан, 1/11 муэззин, 1/11 фарраш, 1/11 сартараш, 1/11 употребляется на освещение медресе и приобретение подстилочных материалов, и 2/11 на содержание в исправности отхожего места.
Мечети. Остаток, в большинстве случаев, делится на 4 части, из которых 1/4 расходуется на покупку жай-намазов, плетенок и освещение мечети, 3/4 выдаются имаму и 1/4 муэззину.
Мазары. Остаток употребляется на кормление молящихся, затем выдается частью потомкам погребенного святого, бедным людям, чтецам Корана, имаму и муэззину, если при мазаре существует мечеть.
По кары-хане, Карыям, читающим Коран.
Ханака. Так как ханака существует при мечетях, то к расходу на освещение, подстилку, в содержание имаму и муэззину добавляется еще часть на выдачу суфи (наставнику мулл).
Кухни. При некоторых мечетях и мазарах установлено кормление молящихся в известные праздники в году, и потому доход употребляется исключительно на закупку провизии для приготовления пищи.
Затем доходы, назначенные в пользу помоков вакуфоучредителей, распределяются назначаемым из их же рода мутевалием.
В Аму-Дарьинском отделе пожертвованные в вакуф имущества составляют, в большинстве случаев, значительные земельные участки, достигающие 1000 и более танапов (1 танап – 0,2 га), а потому вакуфоучредителями в документах обусловлено, чтобы земли отдавались в аренду, с уплатой за один танап - от одного до трех батманов (хивинского веса) пшеницы и джугары, с тем, чтобы зерно это доставлялось в вакуфные учреждения самими арендаторами ежегодно. Доставляемый арендаторами земель хлеб расходуется на нужды вакуфных учреждений точно также, как и доходы, поступающие в наличных деньгах.
Принадлежащие вакуфным учреждениям наличные капиталы эксплуатируются посредством отдачи в ссуду за процент.
Исследование вакуфных документов, в связи с пожертвованным по ним имуществом, через поземельно-податных комиссаров, представлялось возможным не иначе, как только параллельно со съемкой и другими поземельно-податными работами, производимыми в каждом данном уезде области, а потому Сырдарьинским областным правлением, из числа представленных в 1887 году документов, были подвергнуты рассмотрению в Общем Присутствии только те документы, завещанные по которым имущества расположены в Ташкентском уезде (где ныне производятся работы) и в городе Ташкенте.
В числе 441 рассмотренных Общим Присутствием Областного Правления документов оказалось: тринадцать представленными в областное правление по истечении установленного для этой цели законом срока и потому признаны недействительными; четырнадцать - оставлены без последствий, как не устанавливающие вакуфных прав на пожертвованные имущества, и пятнадцать, - как совершенные уже в 1887 году, без соблюдения требования 266 ст. Положения, возвращены вакуфоучредителям, для запроса разрешения Туркестанского Генерал-Губернатора на право учреждения вакуфов. Таким образом, из представленных документов не подлежащими исследованию - 42 документа на 104 отдельных имущества, в 257 документов на имущества, расположенные в Ташкентском уезде, в виду производства в нем поземельно-податных работ, переданы на исследование поземельно-податным комиссарам. Остальные же, затем, документы, в количестве 142 по г. Ташкент и 145 по другим уездам области, планировалось передать областным правлением комиссарам, по мере открытия в каждом данном уезде поземельно-податных работ.
К 1889 году в Ташкентском уезде поземельно-податными комиссарами было произведено окончательных исследований по 49 документам на семь земельных участков, расположенных в кишлаке Паркенте, Джетыкентской волости. Исследованием выяснено, что пожертвованные в вакуф семь земельных владений утратили не только свои названия, но невозможно определить и границ их. Сами же земли, еще до перехода Туркестанского края под власть Российской империи, перешли во владение населения и составляли его собственность, вследствие чего означенные 49 документов, постановлением Общего Присутствия Сырдарьинского областного правления, признаны утратившими силу, а пожертвованное по ним имущество, как не обнаруженное в натуре, не существующим.
При производстве поземельно-податных работ в Ташкентском уезде обнаружились такие вакуфные имущества, документы на которые в областное правление вовсе не были представлены и от которых, в тоже время, отказываются общества, не считая себя в праве зачислять эти имущества в свой надел. Вследствие этого возник вопрос: как поступать с подобными имуществами, коих в Сырдарьинской области может встретиться значительное количество? Совет Туркестанского Генерал-Губернатора, на разрешения коего возникший из практики вопрос о негласных вакуфах находился, журналом за №23 от 3 ноября 1888 года состоявшимся и утвержденным и.д. Главного Начальника края 10 ноября, определил: те имущества, которые по закону не могут быть признаны вакуфными и от которых в тоже время отказывается население, не считая их входящими в свой надел, следует считать не имеющими владельцев и потому подлежащими как свободные, зачислению в казну.