Деятель Алаш из Жетысу. Врач, дипломат Нусипбек Жакыпбаев
Поделиться:
04.03.20241430
Есть люди, о которых хочется говорить с восхищением. Они призваны сплачивать людей, поддерживать в трудные часы испытаний и вставать впереди, чтобы элементарно выразить чаяния большинства. Стоики. Созидатели. Гуманисты. Среди таких уроженцев Жетысу с гордостью можно назвать врача, верного данной в 1917 году на медицинском факультете Киевского университета, клятве Гиппократа - Жакыпбаева Нусипбека. Об этом деятеле Алаш приводят сведения ряд отечественных и зарубежных исследователей К. Нурпеисов (1995), А.Кузембаев и Е.Абиль (2006), Котюкова (2016), Ю.А. Лысенко (2020), З. Толенова и Р. Оразов, А. Досаханов (2020, 2023), М.Абдрахманов (2023) и др.
Жакыпбаев Нусипбек (Нүсіпбек Яқұббай ұғлы, Жакипбаев, Якуббаев; Носуфбек, Нусупбек) родился в 1890 году в Больше-Алматинской волости Семиреченской области. В 1911 г. окончил Верненскую мужскую гимназию, что было редкостью для детей «инородцев». Он был разносторонне развит, однако желание помогать страждущим перевесило, и он отправился поступать в далекий Киев, на медицинский факультет Императорского университета Святого Владимира. Об одаренном будущем враче знали в редакции оренбургского издания «Қазақ». В небольшой заметке в газете «Қазақ» в феврале 1915 года об обучающихся в Киеве, на средства земства, казахских студентах говорилось, что на медицинском факультете учится «Юсуфбек Жақыпбайұғлы, Жетісу облысынан, Үлкен Алматы елінің қазағы. Земски стипендиа алады, жылға 360 сом». Его семья не могла оплачивать учебу и проживание, потому материально помогали подписчики газеты.
В грозном 1916 году молодой выпускник с отличием окончил медицинский факультет Киевского университета и приступил к работе в Жетысуской области в составе комиссии по медосмотру реквизированных на тыловые работы казахов и кыргызов. В декабре 1916 года назначен врачом в отдаленное село Урджар (ныне в области Абай). Известно, что Жакыпбаев принял идеологию Алаш еще в годы учебы и не случайно баллотировался в члены правительства Алаш-Орды. Его заинтересованность в преобразованиях, реформах были замечены. Он был грамотным, коммуникабельным, неравнодушным человеком, душой болел за людей, и жизнь это подтвердила не раз.
Казахский съезд Семиреченской области проходил в г. Верном 12-23 апреля 1917 года, и секретарем съезда был избран делегат от Лепсинского уезда врач Нусипбек Джакупбаев. Соратниками его были Ы.Жайнаков, Г.Удербаев, А. Кудайбергенов, К. Шегиров, Б. Маметов и др.
Разобравшись в программных установках Алаш, он активно разъясняет землякам миссию Общеказахского съезда в Оренбурге, необходимость открытия школ для подготовки национальных кадров. Имя врача из Урджара упоминается в семипалатинской газете «Сары арқа» за октябрь 1917 года: «Үржардағы жатақтар мен маңындағы алты болыс елдің 1-ші октябрде болған мәжілісі. Председателі доктор Нүсіпбек Жақыпбаев..».
В Оренбурге 5–13 декабря 1917 года состоялся Второй Общеказахский съезд, собравший 80 делегатов со всего Казахстана. Работа съезда началась с решения организационных вопросов. В состав кандидатов в члены правительства Алаш Орды избран был и Нусупбек Жакыпбаев.
С началом гражданской войны, Н.Жакыпбаев считал себя мобилизованным на работу и как врач, и как гражданин. На втором съезде казахов Жетысуской области (10-31 августа) 1918 г. в г. Лепсы он избран членом заново созданного областного комитета Алаш.
Однако в биографии Н.Жакыпбаеве все еще были «белые пятна». Эти страницы истории Семиречья времен гражданской войны более ста лет были сокрыты от исследователей. Дело в том, что население края в 1918 -1919 -1920 годах перебралось в соседнюю северо-западной провинцию Китая (Синьцзян). Эта массовая эмиграция казахов, татар, кыргызов с семьями и скарбом отличается от бегства участников восстания 1916 года в Семиречье, однако о ней упоминается крайне недостаточно. Сохранились, однако, мемуары очевидцев, как Фатинат Мухамедиева, о бегстве из г.Капал в Кульджинский край (1995).
Вместе с земляками, среди которых было немало пациентов, границу перешла и семья Н. Жакыпбаева, потому что красноармейские отряды почему-то первым делом убили местных врачей и служащих (Мухамедиева вспоминала: «Когда красные вошли в Капал, первым попался им на глаза ветеринарный врач Кузнецов. Его сразу пристрелили, бессмысленно и жестоко»). Но на местах вселения казахский врач не сидел сложа руки, - он обошел практически все семьи и произвел расчеты. Его ежедневный труд по обходу больных, простуженных, беременных, особенно в условиях угрозы эпидемий (пандемий, в крае свирепствовала сибирская язва, малярия) трудно недооценить. Доброе слово врача, собственноручно изготовленная микстура, советы поднимали дух находившимся в шоковом состоянии людям.
В годы гражданской войны довольно крупные части, под командованием атамана Оренбургского казачьего войска Дутова, командира корпуса колчаковских войск генерала Бакича и командующего Семиреченской армией атамана Анненкова, скрывались в Синьцзяне. По согласованию с китайскими властями на территорию Синьцзяна вошли части красной армии, летом и осенью 1921 года в ходе двух операций разгромившие корпус Бакича. Уцелевшие двинулись в Монголию, но после боев с «красными» монгольскими войсками, сдались.
Статистика врача Жакыпбаева пригодилась, когда осенью 1921 года начались переговоры о возвращении в родные места. Это произошло после объявленной амнистии гражданским лицам, кто вынужденно ушел в соседнюю китайскую провинцию Синьцзян, вследствие погромов от войска Анненкова и атамана Бакича. Мирное население Лепсинского уезда пострадало больше других, и когда начались переговоры о возвращении в родные края.
По данным архивов, в ноябре 1921 г. в Кульдже имело место совещание представителей РСФСР и казахских беженцев. В состав участников входили: Уполномоченный в Западном Китае Казанский, Уполномоченный в Кульдже Куликов, представители от беженцев уроженец Уральской области, кандидат в члены правительства Алаш-Орды (1917) Молданияз Бекимов, Аильчинов (кыргыз) и врач Жакыпбаев.
Фото 1. Молданияз БЕКИМОВ (1882 – д.с.н.).
Последние трое представляли казахов и кыргызов из Сергиопольской, Алакульской волостей Лепсинского уезда, из Копальского, Джаркентского и Пржевальского уездов. Сохранилась стенограмма переговоров, судя по которой Нусипбек Жакыпбаев четко и обстоятельно изложил, в каких трудных условиях приходится жить семьям вынужденных переселенцев, часть попала в рабство, приходится идти на немыслимые уступки китайским чиновникам, платить поборы. Ведь они не по своей воле задействованы в военно-политических играх, потому надо срочно помочь беженцам вернуться домой.
Речь шла о беженцах-казахах на Боротале, в Тарбагатае (район Чугучака) и Илийском крае, ушедших в количестве более 5000 юрт (количество беженцев намного сократилось к началу переговоров). Нусупбек пояснял: «Скот у большинства погиб от джута зимой с 1919 на 1920 г. Переселились они в Китай, потому что пришлись на пути отступления Анненкова и были им к тому принуждены». Аилчинов признал, что не готовился к переговорам, чтобы привести точные данные о количестве беженцев-кыргызов. Инициативу взял врач Жакыпбаев, который разъяснил советским уполномоченным, что людей пугают реквизиции новой власти: «Хорошо бы, если Советская власть выступила с объявлением к беженцам, что им гарантируется имущественная и личная безопасность».
В тех переговорах врач Жакыпбаев проявил лучшие качества переговорщика, дипломата, благодаря ему советская сторона приняла положительное решение. В 1922 году большинство вынужденных беженцев вернулись домой, с большими людскими и материальными потерями.
Данный эпизод биографии врача Н.Жакупбаева им не афишировался, история советско-китайских пограничных отношений в СССР позже была засекречена. Участники переговоров, по-видимому, дали подписку о неразглашении. Поэтому в официальной биографии организатора системы советского здравоохранения в Семиречье Нусипбека Жакупбаева имеется лакуна в пределах 1919 – 1923 годов.
Дальнейшая работа врача связана с г. Алматы Джетысуйской губернии. Известно, что в 1923 г. назначается заместителем заведующего отделом охраны здоровья, в 1924-1926 годах работает заведующим отделом охраны здоровья Джетысуйской губернии, является членом губисполкома. В 1925 году он участвовал в Первом Всесоюзном съезде врачей, а также в проходившем в Оренбурге съезде губернских отделов по охране здоровья.
Поведение казахского врача в 1920-1922 годах сродни подвигу педагога Януша Корчака, который вместе с детьми вошел в газовую камеру, чтобы до конца разделить с ними судьбу узников концлагеря. Жакупбаев ушел за границу в Синьцзян вместе со своими земляками, пациентами и находился рядом, успокаивал и лечил, затем смог с цифрами в руках убедить советских уполномоченных в их невиновности.
Он даже не мог представить, что, выйдя из ада тогда, жители края переживут новые испытания спустя лет шесть, когда в Жетысу, как и везде, начнутся насильственная коллективизация, конфискация имущества и высылка «баев» и «кулаков». Он боролся с эпидемиями и инфекционными заболеваниями, доставал лекарства и обучал молодых врачей. Имеет смысл искать его публикации в газетах и журналах того времени. Как личность известная, он был в поле зрения НКВД, безусловно, и многое о своем участии в Алаш умалчивал.
Ранняя смерть в 1932 году врача Н.Жакупбаева в возрасте сорока двух лет «спасла» его от неминуемых репрессий. Его светлые помыслы, активная гражданская позиция и профессионализм останутся в памяти казахстанцев.
P.S. О семье и потомках Н.Жакупбаева официальная историография Алаш умалчивает. Между тем есть интересные сведения, предположительно о его сыне (?).
Детям деятелей Алаш негласно был закрыт доступ в советские военные и медицинские ВУЗы, их только принимали в технических заведениях. Зато в техвузах обеспечивали и стипендией, и общежитием.
Фото 2. Алай Джакупбаев (1927 - 1976).
История Жетысу была бы не полной без реконструкции многогранной личности деятеля Алаш, гуманиста и врача по призванию, Нусипбека Жакыпбаева (1890 – 1932), который сумел реализовать качества настоящего дипломата ради сохранения жизней своих земляков, вынужденно эмигрировавших в годы гражданской войны. Архивные источники раскрывают малоизвестные страницы прошлого, когда созидательные помыслы брали верх над силой оружия и идейными разногласиями.
*Статья выполнена в рамках реализации проекта грантового финансирования МНВО РК «Жетысуйские деятели движения Алаш: деятельность, судьбы, наследие» (АР 14872226).