В преддверии ежегодного послания Главы государства народу Казахстана сохраняет актуальность научный анализ некоторых направлений внутренней политики и стратегических задач, заложенных в предыдущих документах. В современной социально-экономической ситуации важное место занимает миграционная политика.
Вопросам внутренней и внешней миграции в контексте происходящих модернизационных процессов Президент РК уделял внимание во всех своих предыдущих обращениях к народу [1]. В первом послании 2 сентября 2019 г. «Конструктивный общественный диалог – основа стабильности и процветания Казахстана», касаясь общих проблем урбанизации, К.К. Токаев обратил внимание на тот факт, что «большое количество населения городов республиканского значения это уже не предмет гордости, а основание для обеспокоенности с точки зрения полного обеспечения социально-экономических потребностей жителей. Мы наблюдаем перенаселенность крупнейших городов и в то же время нехватку людских и трудовых ресурсов в таких городах как, например, Павлодар и Петропавловск, где создаются надлежащие условия для приема новых жителей». В этой связи Правительству было поручено принять действенные меры по управлению миграционными процессами.
8 октября 2019 г. на совещании по вопросам развития Астаны Президент дал поручение усилить контроль над внутренними миграционными процессами: «Ежегодный рост численности населения города на фоне отсутствия должного контроля за внутренними миграционными процессами приводит к повышению нагрузки на социальную инфраструктуру. Прежде всего, на медицину и образование. Это важный вопрос … Поскольку одно дело, когда в том или ином городе миллион человек, полтора, два, конечно же мы радуемся, рапортуем, что наш город стал миллионником и так далее. Но кто подумал, как и чем обеспечивать новых граждан того или иного города? А ведь их нужно обеспечивать. Это наша обязанность. Мы не можем сейчас пустить весь процесс миграции на самотек. Это задача акимата и наших правоохранительных органов. Прибывающие из других регионов страны представители социально-уязвимых групп первым делом становятся в очередь на жилье. Это увеличивает количество очередников, в том числе, в детские сады и школы. Мощнейшая социальная нагрузка получается» [2].
Выступая на втором заседании Национального совета общественного доверия в декабре 2019 г. Глава государства напомнил о недопустимости дискриминации граждан Казахстана со стороны иностранных работодателей. По поручению К.К. Токаева в конце 2019 г. были проведены проверки соблюдения трудового и миграционного законодательства на предприятиях, привлекающих иностранную рабочую силу. По итогам проверок Министерством труда и социальной защиты населения подготовлен ряд изменений: регулярные проверки предприятий численностью более 250 человек, привлекающие более 30 иностранных работников, пересмотр правил установления квоты на иностранную рабочую силу и выдачи разрешений и др. [3].
Послание 1 сентября 2020 г. «Казахстан в новой реальности: время действий» отразило в том числе проблему территориального и пространственного развития, которая, по мнению Главы государства, требует нового видения с учетом конкурентных преимуществ разных регионов, необходимостью раскрытия потенциала села по программе «Ауыл – ел бесігі», направленной на решение наиболее острых социальных проблем. Перестройки существующих подходов позволит управлять процессом урбанизации, обеспечить поэтапность «миграционных волн», избежать перенаселенности и социальной напряженности в крупных городах.
Проблема массового переселения людей из сельской местности в города нашла отражение в программной статье К.К. Токаева «Независимость превыше всего», опубликованной в начале 2021 г. Президент указал, что на фоне «резкого сокращения численности населения в приграничных населенных пунктах ведется планомерная работа по созданию благоприятных условий для миграции трудоспособных жителей из южных в северные и восточные регионы. Это очень актуальный вопрос, касающийся безопасности нашей страны. Кроме того, нужно активизировать замедлившийся в последние годы процесс переселения соотечественников в вышеуказанные регионы. Оба эти вопроса имеют стратегическое значение. Местные власти должны делать такую работу не для того, чтобы получить хорошую статистику, а с точки зрения интересов государства и народа» [4].
Анализ ситуации на рынке труда в ковидный и постковидный периоды был сделан в послании 1 сентября 2021 г. «Единство народа и системные реформы – прочная основа процветания страны». В том числе большое влияние на рынок труда оказывают и миграционные процессы. Президент подчеркнул, что Казахстан – вторая страна в СНГ по количеству принимаемых трудовых мигрантов, поэтому нужны правильные решения в этой сфере. Правительству было поручено разработать новую Концепцию миграционной политики. Новых подходов требуют и вопросы внутренней трудовой мобильности, нуждается в переформатировании механизм выделения пособий гражданам, переселяющимся с юга на север страны.
На расширенном заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана 21 октября 2021 г. К.К. Токаев предложил рассматривать проблемы развития регионов с точки зрения исключительной важности достижения гармонии в этнодемографической сфере. По мнению Главы государства, региональное развитие должно быть основано на принципах равенства возможностей. Для этого нужно разработать системные меры по преодолению негативной тенденции образования замкнутых этнических районов и кварталов в сельской местности и городах. В ряде регионов наблюдается феномен «внутренней эмиграции», когда представители этнических групп дистанцируются от казахстанской действительности. Такая тенденция может воспрепятствовать полноценной интеграции этносов в казахстанское общество [5].
Отдельную проблему в контексте миграционной политики представляет ситуация, сложившаяся с моногородами, из которых остановить сокращение население уже невозможно. В связи с этим на Республиканском совещании по развитию моногородов в Экибастузе 4 ноября 2021 г. К.К. Токаев обратил внимание на необходимость взять под контроль миграционные процессы как внутри страны, так и внутри самих моногородов: «Мы не можем дожидаться полного истощения потенциала отдельных моногородов и только затем заниматься вопросами расселения граждан». Нужны стимулирующие меры по внутриобластному и межрегиональному переселению жителей отдаленных моногородов с низким потенциалом развития. Президент поручил Правительству в рамках нацпроекта по развитию регионов предусмотреть включение моногородов с низким потенциалом развития в число регионов выбытия. Это простимулирует добровольное переселение граждан в более перспективные, растущие города, нуждающиеся в специалистах [6].
К проблеме внутренней миграции Главы государства обратился и в выступлении на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан 11 января 2022 г., посвященном урокам «трагического января» и единству общества. Обозначая проблему межрегиональных диспропорций, неравномерного развития регионов, К.К. Токаев обратил внимание, что диспропорции создают предпосылки для социального дискомфорта и роста миграционных настроений: «Последние события показали острую проблему с занятостью в западных и южных регионах. Там высока рождаемость, а экономика не поспевает с созданием рабочих мест». Для поступательного решения данной проблемы необходимы системная индустриализация, содействие малому и среднему бизнесу, развитие сектора услуг в этих областях [7].
В послании 16 марта 2022 г. «Новый Казахстан: путь обновления и модернизации». К.К. Токаев заявил о необходимости дальнейшего совершенствования и оптимизации административно-территориального устройства страны. Глава государства подчеркнул, что «Казахстан вступает в новый этап развития. Социально-экономическая и демографическая ситуация уже совсем другая, перед нами стоят иные проблемы и задачи. Прогресс нашей страны напрямую зависит от процветания регионов». По предложениям Президента были образованы Абайская, Улытауская, Жетысуская области. Принятые решения исходили как из культурно-исторических, так и современных социально-экономических оснований. В частности, Президент напомнил, что в свое время в регионах, потерявших областной статус, снизилась численность населения и ухудшилось качество жизни. Проводимые административно-территориальные изменения призваны оптимизировать процесс государственного управления, упростить логистику для граждан и, таким образом, способствовать более эффективному регулированию внутренней миграции.
Миграционная политика была важным пунктом повестки дня на заседании Высшего совета по реформам 30 июня 2022 г. Комментируя выступление министра труда и социальной защиты населения Т. Дуйсеновой, К.К. Токаев сделал акцент на важности привлечения трудовых мигрантов, которые будут создавать добавленную стоимость, с точки зрения развития экономики и интеллектуального потенциала нашей нации [8]. Вскоре, комментируя ситуацию в Жанаозене на расширенном заседании Правительства, Глава государства отметил, что в Мангистауской области складывается сложная ситуация из-за неправильной миграционной политики – по мере увеличения численности населения должны создаваться постоянные рабочие места, но в области этот вопрос не учтён: «Хотя количество жителей увеличилось, социальная инфраструктура не была построена. Рабочие места не создавались. Качество жизни снизилось» [9].
В послании 1 сентября 2022 г. «Справедливое государство. Единая нация. Благополучное общество» эффективность миграционной политики было предложено оценивать в том числе по таким параметрам как привлечение в страну талантливых специалистов из-за рубежа для снижения дефицита востребованных и высококвалифицированных кадров. Для ценных профессионалов в сферах науки, здравоохранения, промышленности, IT, бизнеса государством будут введены послабления и предоставляться визы с правом получения вида на жительство. По предложению Президента кардинальной реформе подвергнутся политика переселения кандасов и регулирование внутренней миграции с учетом текущих демографических и экономических тенденций.
Таким образом, в выступлениях и публикациях Президента Казахстана в 2019–2022 гг., обозначены следующие основные проблемы в сфере миграционной политики:
- перенаселенность мегаполисов;
- необходимость перераспределения внутренних миграционных потоков (преимущественно юг → север) с учетом специфики и хозяйственных потребностей регионов;
- совершенствование механизмов стимулирования и привлечения внутренних переселенцев;
- контроль над процессами «внутренней миграции» с целью недопущения асоциального поведения представителей отдельных этнических групп и сохранения стабильности в сфере межнациональных отношений;
- реформирование системы и условий переселения кандасов;
- государственный контроль международной трудовой миграции, правового и социального положения внешних мигрантов, процессов их адаптации в казахстанское общество, отношения с местным населением;
- привлечение высококвалифицированных специалистов из-за рубежа для развития стратегически важных секторов экономики.
Инициативы Главы государства, высказанные им в посланиях 2019–2022 гг., в итоге нашли отражение в новой Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2023–2027 годы, утвержденной постановлением Правительства РК от 30 ноября 2022 г. [10].
13 декабря 2022 г. на площадке Службы центральных коммуникаций состоялся брифинг «О новой концепции миграционной политики Казахстана». И.о. председателя Комитета по миграции МТСЗН РК И. Испанов отметил, что «В текущем году в целях модернизации и повышения эффективности системы государственного управления Указом Главы государства министерству труда и социальной защиты населения переданы дополнительные 22 функции в области миграции населения, а также по вопросам беженцев. Для эффективной реализации государственной политики в сфере миграции, обеспечения бесперебойного оказания государственных услуг был создан Комитет по миграции при МТСЗН [11].
Новая Концепция нацелена на содействие кадровому обеспечению экономического развития страны. Три блока ключевых вопросов предусматривают стимулирование притока в страну квалифицированных кадров, защиту прав казахстанцев, работающих за рубежом, и устранение демографических дисбалансов между регионами страны. Структура Концепции включает в себя 7 направлений: 1) образовательная иммиграция с целью позиционирования Казахстана как регионального образовательного хаба; 2) бизнес-иммиграция; 3) привлечение в страну лучших иностранных специалистов по дефицитным профессиям; усиление учета движения трудовых мигрантов; 4) регулирование этнической миграции (использование потенциала этнических казахов, проживающих за рубежом, и совершенствование механизмов регулирования миграции прибывающих кандасов); 5) работа с беженцами и лицами, ищущими убежище; 6) обеспечение защиты прав граждан Казахстана, работающих за рубежом; 7) стимулирование внутренней мобильности населения – переезда из трудоизбыточных в трудодефицитные регионы страны [12].
С учетом глобальных миграционных процессов, текущей геополитической ситуации, в том числе притоком трудовых мигрантов из Средней Азии за счет перетока из России, увеличением количества мигрантов из самой России, использованием мигрантами Казахстана как транзитной территории для выезда в третьи страны предполагается, что Казахстан останется привлекательным для трудящихся мигрантов, и прежде всего из стран ЕАЭС [13].
В целях совершенствования миграционной политики последовательная реализация ряда важных и своевременных мер направлена на повышение имиджа страны, инвестиционной и туристической привлекательности для иностранцев при сохранении достаточного уровня миграционного контроля. Так, МВД РК был упрощен порядок пребывания иностранцев в стране (без виз сроком до 30 дней в страну могут прибыть граждане 73 стран), с января 2020 г. отменена временная регистрация для всех категорий иностранцев, отменены миграционные карточки, для учета иностранцев, проживающих в гостиницах, отелях, хостелах, санаториях и других местах общественного проживания создана система «е-конак», с октября 2020 г. визы выдаются в международных аэропортах Республики Казахстан [14].
В целом миграционная политика Казахстана направлена на создание благоприятных условий, позволяющих мигрантам реализовать свой человеческий, экономический и социальный потенциал; укрепление человеческого капитала; улучшение качества жизни граждан, обеспечение устойчивого развития на национальном уровне.
Д.А. ЧЕРНИЕНКО,
кандидат исторических наук,
ведущий научный сотрудник Института истории государства МНВО РК
Источники
1. Выступления // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https://www.akorda.kz/ru/speeches?page=11&category=
2. Так дальше продолжаться не может – Токаев о внутренней миграции (08.10.2019) // Қазақ газеттері. URL: https://kazpravda.kz/n/tak-dalshe-prodolzhatsya-ne-mozhet-tokaev-o-vnutrenney-migratsii/
3. Выступление Главы государства К. Токаева на втором заседании Национального совета общественного доверия (20.12.2019) // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https://www.akorda.kz/ru/speeches/internal_political_affairs/in_speeches_and_addresses/vystuplenie-glavy-gosudarstva-k-tokaeva-na-vtorom-zasedanii-nacionalnogo-soveta-obshchestvennogo-doveriya
4. Токаев К.К. Независимость превыше всего (06.01.2021) // Казахстанская правда. URL: https://kazpravda.kz/n/polnyy-tekst-stati-tokaeva-nezavisimost-prevyshe-vsego/
5. Выступление Главы государства Касым-Жомарта Токаева на расширенном заседании Совета Ассамблеи народа Казахстана (21.10.2021) // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https://www.akorda.kz/ru/vystuplenie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-na-rasshirennom-zasedanii-soveta-assamblei-naroda-kazahstana-2191023
6. Токаев: Важно взять под контроль миграционные процессы (04.11.2021) // Tengrinews.kz. URL: https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/tokaev-vajno-vzyat-pod-kontrol-migratsionnyie-protsessyi-453013/
7. Выступление Главы государства К.К. Токаева на заседании Мажилиса Парламента Республики Казахстан (11.01.2022) // Официальный сайт Президента Республики Казахстан. URL: https://www.akorda.kz/ru/vystuplenie-glavy-gosudarstva-kk-tokaeva-na-zasedanii-mazhilisa-parlamenta-respubliki-kazahstan-1104414
8. Токаев: Важно привлекать трудовых мигрантов в Казахстан (30.06.2022) // Forbes.kz. URL: https://forbes.kz/process/vajno_privlekat_trudovyih_migrantov_v_kazahstan_-_tokaev
9. О неправильной миграционной политике в Жанаозене заявил Токаев (14.07.2022) // Informburo.kz. URL: https://informburo.kz/novosti/o-nepravilnoi-migracionnoi-politike-v-zanaozene-zayavil-tokaev
10. Об утверждении Концепции миграционной политики Республики Казахстан на 2023–2027 годы. Постановление Правительства Республики Казахстан от 30 ноября 2022 года № 961 // URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/P2200000961
11. Разработана Концепция миграционной политики на 2023–2027 годы (13.12.2022) // Служба центральных коммуникаций при Президенте Республики Казахстан. URL: https://ortcom.kz/ru/press-relizy/1670923583
12. И. Испанов проинформировал об основных направлениях новой Концепции миграционной политики (13.12.2022) // МТСЗН РК. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/enbek/press/news/details/475140?lang=ru
13. В Казахстане утвердили концепцию миграционной политики на 2023–2027 годы (09.01.2023) // Медиа-портал «КАРАВАН». URL: https://www.caravan.kz/news/v-kazakhstane-utverdili-koncepciyu-migracionnojj-politiki-na-2023-2027-gody-904813/
14. Общие направления миграционной политики (10.11.2021) // МВД РК. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/qriim/press/article/details/66695?lang=ru