Как Букеевская Орда восприняла мобилизацию 1916 года
13.06.2023 1659

Первая мировая война ускорила процесс назревания всеобщего кризиса в Российской империи, одним из проявлений которого явилось восстание 1916 года в Туркестане. Непосредственным поводом к восстанию явилось Высочайшее повеление Николая II от 25 июня 1916 года «О реквизиции инородцев Средней Азии и Казахстана для работ по устройству оборонительных сооружений и военных сообщений в районе действующей армии». Это распоряжение не могло не вызвать со стороны коренного населения упорного сопротивления. 


Восстание охватило Туркестан и Казахстан. Отчасти затронуло оно и казахов Букеевской Орды Астраханской губернии. Букеевская Орда как государственное образование возникла в начале XIX века и просуществовала до середины столетия. В 1801 году в междуречье Волги и Урала на освободившиеся после ухода калмыков земли переселились казахи - выходцы из Младшего Жуза. Это переселение продолжалось до 1803 года. Основным инициатором казахской миграции был султан Букей, сын хана Младшего Жуза Нурали. В Волго-Уральское междуречье он привел 5000 кибиток (семей), а затем прибыло еще 1265 кибиток. 

Букеевская Орда, хотя и пользовалось внутренней автономией, находилось в прямой зависимости от Российской империи. Территория, на которой находилось ханство, являлось собственностью России, а хан считался находящимся на службе у русского императора. В 1812 году султан Букей, уже провозглашенный ханом представителями родовой знати с соблюдением старинного ритуала поднятия на белой кошме, был официально утвержден в этом статусе имперской администрацией в городе Уральск. После смерти Букея в 1815 году ханством управлял в качестве регента при малолетнем сыне Букея Джангире султан Шигай, брат Букея. В 1824 году в ханское звание был возведен Джангир, правивший Ордой до своей смерти в 1845 году. И хотя ханская власть после него не восстанавливалась (для управления казахами был создан «Временный комитет по управлению киргизской ордой»), вопрос о назначении нового наследника хана не снимался в правительственных органах вплоть до середины 1850-х годов. С этого времени можно говорить об окончательном упразднении Букеевского ханства и начале нового периода в истории Букеевской Орды. С середины XIX века и до 1876 года Букеевская Орда подчинялась в административном отношении оренбургскому генерал-губернатору, а с 1876 года вошла в состав Астраханской губернии.

Уже в июле 1916 года среди казахов Букеевской степи Астраханской губернии начали проявляться волнения по поводу «указа» от 25 июня 1916 года. Так, в телеграмме астраханского губернатора И.Н. Соколовского из Астрахани управляющему земским отделом от 20 июля 1916 года говорится: «Среди киргизов явилось несколько тревожное настроение по поводу предстоящего призыва в отряды рабочих на фронт. По произведенному расследованию, виновником смуты является киргиз Кулманов... Кулманов при посещении мною орды 8 июля, когда я объявил Высочайшее повеление о призыве киргизов в отряды рабочих, явно обнаружил стремление выговорить совершенно не вызывающиеся потребностью льготы для киргизов, получив с моей стороны отказ и внушение. Ныне, по сведениям моим, Кулманов, собрав с киргизов большие деньги, отправился в Петроград с целью ходатайствовать об освобождении киргизов от призыва»

В дополнении к этой телеграмме губернатор далее уведомлял: «...для исходатайствования отмены реквизиции киргизов из Степи выехала в Петроград депутация в составе Гайдулы Мукашева, киргиза Торгунской части, уволенного от должности правителя части, Джумгали Карагаева, киргиза Таловской части, также уволенного от должности правителя части; также Батырхана Ниязова, киргиза Таловской части, помощника присяжного поверенного округа Саратовской судебной палаты, лишенного права практики, и Мендыханова, уволенного от должности помощника правителя части и ныне служащего во временном совете. Для подавления агитации в Степи в распоряжение ордынской администрации мною отправлено три взвода казачьего полка»

Среди лидеров казахских волнений в Орде были представители казахской интеллигенции: Б. Кулманов, С. Мендешев, Н. Залиев, М. Сарсанбиев. 

Упоминавшийся выше Бахтыгирей Кулманов (1858-1919) - султан-чингизид, общественный деятель, депутат Государственной думы Российской империи I и II созыва от казахов Букеевской Орды, член мусульманской фракции. Обучался на Восточном факультете Санкт-Петербургского университета, работал в штате астраханского губернатора, титулярный советник. В 1903 году был назначен советником Временного Совета по управлению Внутренней Киргизской Ордой. В 1916 году выслан из Астраханской губернии, так как призывал к уклонению казахов от тыловых работ. Впоследствии был одним из лидеров партии «Алаш», принимал активное участие в работе правительства Алаш-Орды. 

Сейткали Мендешев (1882-1938) - в 1903 году окончил Казанскую учительскую семинарию, затем работал учителем в аулах Букеевской степи. Тогда Сейткали занялся революционно-пропагандистской работой, распространял политическую литературу, участвовал в организации тайных сходок. Летом 1916 года выступал против мобилизации казахов на тыловые работы в поддержку народных масс, говорил о нежелательности участия казахов на тыловых работах. Вместе с Н. Залиевым, М. Сарсанбиевым проводили агитацию среди населения против царизма, войны, призывали вооружаться и оказывать сопротивление властям. За подстрекательство казахов к неповиновению власти С. Мендешев был заключен на три месяца в астраханскую тюрьму «Белый лебедь». Отсидев три месяца (с июля по октябрь 1916 г.), он вернулся на родину и поступил на работу в потребительское общество в с. Новая Казанка. Впоследствии С. Мендешев стал видным советским партийным и государственным деятелем, первым председателем ЦИК Киргизской (Казахской) АССР. 

В целом можно, однако, отметить, что восстание 1916 года, хотя и сопровождалось некоторыми волнениями букеевских казахов, не привело к их массовому выступлению вследствие, видимо, удаленности Орды от основных очагов восстания, «внутреннего положения» в составе Российской империи, оперативных действий местных властей.