Развитие советской архитектуры Казахстана
05.04.2023 2783

На территории современного Казахстана в течение многих веков развивалась своеобразная архитектура. Ее достойно представлял ряд сохранившихся и изученных памятников, таких как мавзолей Айша-биби близ города Тараз, медресе Ахмеда Яссауи в Туркестане, мечеть-медресе Уалибая в Жаркенте, замечательные памятники на полуострове Мангышлак, а также многие жилые постройки, отличавшиеся рациональной планировкой, красотой композиции и изяществом орнамента. Строительство национального легкого жилища и мавзолеев в степях составляло в прошлом основу архитектурной практики края.

Фотографии взяты из журнала «Архитектура СССР» (август 1970 года)


В прошлом населенные места Казахстана часто страдали от стихийных бедствий - землетрясений, селевых потоков. Разрушительные стихийные силы постепенно отступали перед средствами современной по тем временам советской техники. Так, селезащитные устройства, построенные в 1966 году близ Алматы, избавили население города от периодически повторявшихся селей. Давно уже стало обязательным применение антисейсмических конструкций.

Первый этап развития советской архитектуры Казахстана - примерно до середины 1930-х годов — совпал с начавшимся массовым переходом казахского населения на оседлую жизнь. В городах и поселках развернулось строительство благоустроенных жилищ, больниц, школ, клубов, театров. Так, уже в апреле 1918 года по инициативе В.И. Ленина, в Семипалатинском уезде, было организовано несколько поселков-коммун. Их планировочная система была характерна для русских сел и станиц - параллельные, застроенные одноэтажными домами улицы пересекались на равном расстоянии переулками. В постановлении собрания уполномоченных пяти хозяйств аулов Аракарагайской волости Кустанайского уезда было записано: «Выражаем желание перейти на оседлое земледельческое положение и образовать поселок по типу русских».

В сельских поселениях были распространены универсальные культурно-просветительные учреждения - изба-читальня в селе и красная юрта в ауле. Большое значение имело утвержденное в марте 1922 года Главполитпросветом Казахстана «Положение о доме крестьянина и скотовода». Эти учреждения создавались в губернских центрах и включали пункты ликбеза, библиотеку, справочный отдел, кинотеатр и театр-клуб.

Несмотря на рост числа населенных мест, строительство жилых и культурно-просветительных зданий, в архитектурном облике городов Казахстана в течение первого периода развития народного хозяйства не происходит заметных изменений. Значительная часть государственных средств шла на восстановление коммунального хозяйства городов и развитие промышленности.

С переходом к социалистической индустриализации страны (1926 г.) значительно увеличиваются капиталовложения в народное хозяйство Казахстана, что заметно оживило архитектурно-строительное дело. Большое строительство проводилось в Кызылорде, ставшей в 1925 году новой столицей Казахстана.

В архитектуре этого периода начинаются поиски, направленные на освоение принципов национального зодчества. Эти тенденции ярко отражены в архитектуре здания Сельхозбанка в Кызылорде (позже - Дом пионеров), построенного в 1926 году. Здание было решено с открытым двориком, в хороших пропорциях. Для оформления фасадов были применены архитектурные формы мусульманских культовых зданий.

В конце 1920-х и в начале 1930-х годов развернулось строительство в Алматы, которая стала в 1929 году столицей Казахстана. Большие масштабы строительства в городах и селах требовали от архитекторов активного участия в разработке новых типов зданий, внедрения в архитектуру новейших научно-технических достижений, борьбы за индустриализацию и типизацию строительства. Вследствие маломощности проектных организаций и нехватки кадров многие проекты выполнялись архитекторами Москвы и Ленинграда. Первая проектная контора - Казгоспроект - начала работать лишь с 5 октября 1930 года.

В архитектуре Казахстана получили в те годы широкое распространение принципы конструктивизма. Они проявились в таких крупных зданиях, как Дом правительства (арх. М. Гинзбург, 1930 г.) и Дом связи в Алматы (арх. Г. Герасимов, 1931-34 гг.), здание сберегательной кассы в Павлодаре и многих других. Вместе с тем прогрессивным в планировке и строительстве этих зданий был учет местных климатических условий, в зданиях имелись открытые дворики с фонтанами для улучшения микроклимата (Дом правительства), были использованы местные материалы. В конструкциях стен Дома правительства применялись укрупненные шлакобетонные блоки.

О жилищном строительстве рассматриваемого периода дает представление созданный в Алматы большой квартал между улицами Джамбула, Шевченко, Чайковского и Иссык-Кульской, на котором были построены удобные, оснащенные (впервые в Алматы) водопроводом и канализацией, двухэтажные 8-квартирные дома. Однако недостатком этого комплекса, характерным для того времени, было отсутствие объектов бытового обслуживания и даже зеленых насаждений. В последующем подобные недостатки уже не допускались, в частности, в строившихся с 1934-1935 гг. жилых комбинатах имелись необходимые учреждения культурно-бытового обслуживания.

Новый период в развитии архитектуры Казахстана начался со второй половины 1930-х годов. Он характерен односторонним увлечением эстетической стороной архитектуры, зачастую в ущерб функциональной целесообразности и экономичности зданий. При этом задачи освоения архитектурного наследия понимались очень примитивно, на фасадах воспроизводились как классические, так и национальные архитектурные формы и орнаментика. Характерным для такой практики является здание Академического театра оперы и балета им. Абая, построенное в Алматы в 1936-1941 гг. (арх. Н. Простаков). Здание было удачно размещено на ул. Калинина, в перспективе улицы Панфилова. Безусловно, строительство театра было важным событием в культурной жизни республики. Однако его композиция с применением классического ордера, в комбинации с национальным орнаментом способствовала в дальнейшем ускорению развития помпезности и архитектурных излишеств.

Великая Отечественная война преобразила экономический облик республики. В Казахстан было перебазировано большое количество промышленных предприятий, широко развернулось новое промышленное строительство, что вызвало рост городов и рабочих поселков. Так, в 1943 году началось строительство горно-химического комбината в Каратау, которое положило начало строительству нового города. Ярким примером строительства в годы Великой Отечественной войны было создание жилого городка нефтяников близ Гурьева (архитекторы А. Арефьев, С. Васильковский, А. Лансере, инженер Н. Романовский). Он возник в 1943-1945 годах на солончаковых берегах Урала. Примечательно, что в условиях военного времени, когда доставка строительных материалов из других местностей была крайне затруднена и даже невозможна, в строительстве применялись исключительно местные материалы. Основные архитектурно-конструктивные элементы зданий были унифицированы для облегчения их производства. В соответствии с природно-климатическими условиями, в жилых и общественных зданиях были внутренние лоджии, террасы, устроены дворики. Планировка города – квартальная, с застройкой в 2-3 этажа; проведена большая работа по озеленению и обводнению территории. Архитекторы удачно использовали национальный архитектурный опыт в планировке зданий и защите их от солнечного перегрева, создали удобные и художественно выразительные жилые дома, удачно решили весь комплекс городка. 

К сожалению, опыт создания Гурьевского городка не получил должного развития в последующие годы. Тенденции украшательства и эклектики продолжали во многом определять архитектуру зданий. Особенно они проявились в архитектуре таких крупных сооружений, как Дом культуры в Караганде (архитекторы И. Бреннер, Я. Янош), почтамт в Караганде (арх. А. Белавина), павильон Казахстана на ВСХВ в Москве (архитекторы И. Петров, Т. Басенов, И. Куприянов), мавзолей Джамбула (арх. И. Белоцерковский) и другие. 

Безусловно, положительным является развитие после окончания войны массового жилищного строительства по типовым проектам. Интересен в этом отношении опыт строительства в сельской местности жилых домов по типовым проектам серий №149 и №156. Исключительно широкое распространение в республике получили типовые проекты серии №204 и серии №261 (арх. А. Леппик). Однако нельзя не отметить, что фасады типовых домов были перегружены архитектурными мотивами классики родного орнамента. Этот недостаток был характерен для всей республики, он тормозил развитие прогрессивных методов строительства и новой техники.

Коренной перелом в развитии архитектуры Казахстана, как и всем СССР, наступил в 1954-1955 гг. после принятия партией и правительством постановлений, направленных на решительное улучшение архитектурно-строительного дела в стране, создание мощной строительной индустрии, устранение излишеств в проектировании и строительстве. В республике началось строительство предприятий по изготовлению сборного железобетона, одновременно начались работы по созданию новых серий проектов жилых домов и культурно-бытовых зданий для комплексной застройки новых жилых районов и микрорайонов.

Делом чрезвычайной государственной важности для архитекторов и строителей Казахстана было освоение целинных и залежных земель. С весны 1954 года в целинных районах республики широко развернулось строительство усадеб новых совхозов. Для успешного осуществления строительных работ во всех областных центрах севера Казахстана - Акмолинске (ныне Астана), Кокшетау, Костанае, Петропавловске – были созданы специализированные строительно-монтажные тресты. Только за 1956-1967 годы в целинных землях было организовано 202 новых совхоза; в строительстве их центральных усадеб большую помощь оказывали трудящиеся других республик страны.

Освоение за короткое время малонаселенных целинных районов, переселение туда сотен тысяч людей, создание для них необходимых жилищно-бытовых условий - все это требовало огромной энергии и значительных материальных средств.

Экономичность строительства стала обязательным условием проведения работ такого большого масштаба. Использование местных материалов давало в этом отношении ощутимый результат.

Архитекторы создавали проекты домов щитосборной конструкции c камышитовым утеплением. Впоследствии, в качестве заменителя лесоматериала использовались кровельные плиты, изготовленные из опилок, соломы и глины с применением арматуры.

Несмотря на отдельные недостатки, строительство на целине стало своеобразной лабораторией, где решались проблемы создания типа массовой квартиры и жилого дома, рассчитанного на индивидуальное изготовление, разрабатывались планировки квартир. Усадьбы новых совхозов строились главным образом (до 90%) в соответствии с вариантами примерных схем планировки, разработанными Гипросовхозводстроем.

В те годы развитие жилищного строительства в Казахстане характеризовалось значительным увеличением его объемов, переходом к посемейному заселению квартир, а также повышением экономичности жилых домов как в строительстве, так и в эксплуатации. 

Одновременно со строительством типовых домов из кирпича большое развитие получило и крупнопанельное строительство. Первые крупнопанельные дома в республике были построены в 1960 году, и в 1968 году их удельный вес в жилищном строительстве составил 32,1%. Дома этого типа получили распространение, главным образом в городах, причем уровень крупнопанельного домостроения в некоторых из них в 1968 году был очень высок: например, в Джетыгаре он достиг (по количеству вводимой жилой площади) 100%, в Усть-Каменогорске 95,7%, в Балхаше 81,9% и т.д.

Благодаря крупнопанельному домостроению и применению типовых проектов, за 1959-1968 годы в Казахстане было построено жилых домов общей площадью свыше 40 млн. кв. м, городской жилищный фонд увеличился на 79,9, в том числе обобществленный - на 111,3%. Резко повысилась средняя обеспеченность жилой площадью в городах и поселках городского типа. За десять лет применения типовых проектов в жилищном строительстве составило в среднем 97,3%.

Начиная с 1958 года, в крупнейших городах республики и особенно в Алматы застройка велась микрорайонами с организацией системы обслуживания и благоустройства. Например, в западной части города создали крупный жилой массив на 200-240 тыс. жителей, включающий 11 микрорайонов. Первоначально его застройка велась в основном 4-этажными домами серии 1-464 АС. При этом в основном преследовались цели постановки домов по рельефу и соблюдения оптимальной ориентации, что нередко приводило к снижению архитектурно-художественных качеств и выразительности застройки.

Впоследствии планировка этих микрорайонов была улучшена, застройка стала более разнообразной, в ней четко выделены самостоятельные жилые группы, шире использованы различные планировочные приемы, позволяющие индивидуально решать пространство каждой жилой группы. Все это сделало жилую застройку более живописной и разнообразной без ущерба для правильной ориентации домов; рационально использован рельеф территории.

Для обеспечения жителей полным комплексом культурно-бытового обслуживания нужно было индустриализировать строительство школ, детских учреждений, предприятий торговли и других общественных зданий. Наиболее приемлемое решение для сейсмических условий Казахстана дал Казгорстройпроект, предложивший конструкцию консольно-отсечного каркаса, которая основывается на гибкости элементов. Его можно применять в районах сейсмичностью 9 баллов и выше. Строительство с применением таких конструкций, например в Алматы, велось с 1964 года.

Возможности каркасно-панельных конструкций нередко способствовали излишнему увлечению сплошным остеклением, что входило в противоречие с местными природно-климатическими условиями. Подобные недостатки имело здание Казгорстройпроекта в Алматы и ряд других сооружений. Серьезным недостатком массовой застройки в Казахстане (как и в других республиках) была ее монотонность. В 1970-е годы делалось многое для того, чтобы сделать застраиваемые районы более выразительными, придать им художественную индивидуальность. Эта важная эстетическая проблема получала более удовлетворительное решение в архитектуре общественных зданий, например таких, как кинотеатр «Арман» (архитекторы А. Коржемпо, В. Слонов), Дворец имени В.И. Ленина (архитекторы Н. Рипинский, Л. Ухоботов, Ю. Ратушный, В. Ким, В. Алле, инженеры в Кукушкин, В. Сушенцев), здание цирка (архитекторы В. Кацев, В. Слонов, инженер С. Матвеев) и другие в Алматы. Для них было характерно разнообразие объемно-пространственных композиций, удачное использование декоративных свойств материалов, включение в архитектуру произведений монументального искусства.

В период подготовки к празднованию 100-летия со дня рождения В.И. Ленина и полувекового юбилея республики началась реконструкция проспекта им. Ленина в Алматы, который застраивался 9-12-этажными каркасно-панельными домами. Застройка проспекта была как бы лабораторией для решения многих проблем строительства и архитектуры.

В развитие советской архитектуры Казахстана большой творческий вклад внесли архитекторы Т. К. Басенов, М.М. Мендикулов, Р.А. Сейдалин, Ш.Е. Валиханов, Л.Л. Ухоботов, А.В. Капанов, Ю.Б. Туманян, К. Асанов, А. Абдалиев, В.И. Бычков, И.И. Белоцерковский, А.А. Леппик, Г.Г. Герасимов, В. Драчев, Э.Г. Меликов, Э.Г. Рахмати, Н.Л. Розенберг, M.P. Избасарова, Э.И. Цой и многие другие, которые способствуют улучшению архитектуры республики.