В истории человечества одним из древнейших праздников является Наурыз, который празднуется у казахского, тюркского и многих других народов Евразии. Наурыз – это символ обновления, зарождения новой жизни, любви и красоты. Сведения о Наурызе содержатся в первой мировой энциклопедии, древнейшем памятнике «Авеста». О нем говорится в литературных и научных трудах гениев средневекового Востока – Махмуда Кашгари, Абу Райхана Бируни, Фирдоуси, Навои, Омара Хайяма. Древнейший праздник Наурыз отражен в творчестве великих казахских ученых, поэтов и писателей Абая Кунанбая, Алихана Бокейхана, Ахмета Байтурсынулы, Мыржакыпа Дулатова, Сакена Сейфуллина и других. Исторические источники также свидетельствуют, что в начале эры Наурыз отмечали и в Западной Европе, на берегах Рейна, на территории нынешней Великобритании и древние славяне. Старший научный сотрудник Акмолинского областного историко-краеведческого музея г.Кокшетау Бибигуль БЕЙСЕНБАЙКЫЗЫ рассказала порталу Qazaqstan Tarihy о специфике празднования Наурыза.
- Казахский народ месяц Наурыз считает священным, благословенным. По Восточному календарю – это первый месяц Нового года, означающий новый день, который наступает в ночь с 21 по 22 марта – и для многих народов Азиатского континента является главным праздником. А какой праздник у казаха обходится без кумыса?
- Принято считать, что традиции празднования Наурыза направлены на раскрытие лучших человеческих качеств – открытости, отзывчивости, милосердия. Этот день, когда уравнивается день и ночь, казахи называют началом Нового года «Ұлыстың ұлы күні!» – Великий день для народа! Одним из самых древних напитков на Земле, достижением кочевой цивилизации является кумыс. Первое приготовление уникального напитка у наших предков совпадало именно с приходом весны – Наурыза.Известно, что сведения о кумысе оставил древнегреческий историк Геродот и средневековый ученый, философ и врач Ибн Сина. Кумыс – от тюркского и казахского языка «Қымыз» – кисломолочный напиток, изготовляемый из кобыльего молока. По рецепту, восходящему к древнейшим временам, кумыс готовили все народы, населяющие Великую Степь: представители саков, заложивших основу Кочевой цивилизации, во времена Тюркской империи, «Ұлық Ұлұс», в эпоху Казахского ханства. Национальный напиток кумыс – сегодня в списке нематериального культурного наследия человечества – ЮНЕСКО.
- Наверное, неслучайно, что следы производства кумыса были найдены в результате исследований культуры Ботай, впервые открытой на территории Кокшетауского региона?
- С древнейших времен территория Казахстана являлась пространством, где происходили глобальные процессы в масштабах мировой истории человечества. Истоки цивилизации Ботай отражают самые ранние процессы доместикации лошади, переход к конно-транспортной коммуникации, становление экономики и начало культурогенеза казахского этноса, что способствует динамичному развитию Степной цивилизации в Евразии. В историографии Казахстана Ботайская культура названа по наиболее характерному для нее поселению Ботай в Кокшетауской области (1980 год). Культура характеризует степной энеолит Северного Казахстана – Урало-Иртышское междуречье и датируется ІІІ-ІІ тысячелетиями до н.э. Интеллектуальное содержание Ботайской отражено в трудах известных казахстанских ученых В. Зайберта, автора открытия и Н. Баймуханова, получивших признание международного научного сообщества.
- Ботайская культура была открыта на территории Кокшетауского историко-географического региона, расположенного на севере Казахского мелкосопочника – Сарыарки. Какие элементы и символы выражены в этой культуре?
- Символично, что археолого-этнографический музей под открытым небом «Ботай-Бурабай» расположился именно у Кокшетауских гор. Если говорить о семантике, ботайские жилища копируют структуру мира. Округлая форма, шаровое перекрытие – свод, центром жилища является очаг, огонь олицетворяет солнце. При этом купольному отверстию отводилась магическая роль. Такой вот философский взгляд на мир существовал у наших далеких предков. Структура данного комплекса состоит из центрального жилища, социально-культурного, духовно-сакрального, коневодческо-кумысного, хозяйственного и жилища домашних промыслов. К слову, ботайцы за две тысячи лет до эпохи бронзы пользовались медными инструментами и предметами. Они были искусными мастерами, ювелирами, медиками и художниками. По мнению исследователей, трепанация черепа в условиях того времени граничит с фантастикой. Ряд изделий выполнены таким образом, что невозможно поверить в уникальные технологии древнейшего каменного века.
- Кумыс возник напрямую в результате развития коневодства. В Ботае впервые в мире была одомашнена лошадь, созданы первые жилища кочевников протоюрты именно на территории Кокшетауского региона.
- Несмотря на то, что после административно-территориальных реформ рубежа ХХІ века часть районов отошли к СКО и Акмолинской области, Ботай находится на территории Кокшетауского историко-географического региона, также как и Айыртау, Зеренды, Сандыктау и др. Благодаря великолепному природному ландшафту, знаменитые горы и озера Кокшетауской возвышенности признаны уникальными и входят в тройку лидеров геоморфологических объектов Казахстана, наряду с каньоном Шарын в Жетысу и крутыми обрывами на плато Устюрт в Мангыстау, которые кстати, я посетила в прошлом году, в ходе республиканской экспедиции «Абылай ханның қара жолы» по направлению Кокшетау – Западный Казахстан – Оренбург – Кокшетау. «Во всей Казахской степи, навряд ли найдется такая живописная и богатая разнородными дарами природы местность, какую представляют собой окрестности Кокшетауских гор, и в особенности, с восточной стороны. Здесь превосходный воздух, и кумыс, благодаря прекрасным пастбищам, отличается высоким качеством», - восторженно писал путешественник И. Словцов, побывавший полтора столетия назад в Кокшетауском крае.
- Кроме того, говорят, что ваш край известен производством особого вида «ханского кумыса»?
- Кумыс как производили здесь с давних времен. Действительно, именно в Кокшетау в ХVІІІ-ХІХ веках производился особый вид элитного кумыса под названием «Хан қымызы». Производство этого вида кумыса в первую очередь, связано с ханом Абылаем, резиденция которого «Хан ордасы» находилась в историческом Кокшетау. Именно здесь хан Абылай проводил военную мобилизацию объединенных казахских войск всех трех жузов для борьбы с экспансией с востока и добивается полного освобождения и независимости для своего народа. В настоящее время, в ауле «Қымызынай», расположенного недалеко от Кокше-Бурабая производят традиционный кумыс, где кстати, несколько лет назад, в рамках исследовательского проекта «Хан ордасы – Кокшетау» я побывала лично.
На заднем плане Кокшетауские горы
Касательно семантики «Қымызынай» хотелось бы сказать, национальный топоним местности в общем-то, говорит сам за себя. Как видим, в основе слова «қымыз» – популярный напиток из кобыльего молока, вторую же часть слова с казахского, мы, интерпретируя, можем перевести как восторженность, возглас от вкусовых качеств именно кокшетауского напитка: «Қымызын-ай!» – «Какой же прекрасный кумыс!», «Какой превосходный кумыс!», «Великолепный кумыс!» и т.д.
- Очень интересно, что писали путешественники об этом волшебном напитке?
- В ХVІІІ томе Полного географического описания Отечества, изданного в начале прошлого века сообщается: «…Главным питанием у казахов следует признать кумыс– кобылье молоко. Для приготовления и хранения кумыса употребляется торсык. Лучший кумыс, имеется у казахов южного Алтая и Кокшетауского края, как обладающих лучшими пастбищными местами для скота. В летнее время, большинство казахов, живет главным образом на кумысе, выпивает его большое количество. Из других молочных продуктов употребляется айран – кислое коровье молоко и различные виды сыра: курт, иримшик и другие. …Пьют казахи охотно и чай с сахаром, преимущественно кирпичный. Водки и вина не употребляются».Весьма интересный, полезный и поучительный факт из нашей истории вековой давности. Писатель же Д. Мамин-Сибиряк писал: «Какая другая цивилизация изобрела что-нибудь, хотя приблизительно похожее на кумыс, этот символ равновесия телесных и душевных сил? Ни одна! Божественный напиток – этот кумыс!».
- Какие кочевые обряды и традиции связаны с кумысом?
- И, что касается известного обряда казахских коневодов, то среди наших предков издревле были известны такие обряды, как «Қымыз мұрындық» – употребление первого кумыса, непосредственно связанного с Наурызом, а также «Бие байлау» – привязывание кобылиц и «Айғыр қосу» – включение жеребца в табун лошадей, и многие другие.
- С производством кумыса связаны и элементы материальной культуры. Расскажите об этом подробнее.
- При производстве кумыса теплое молоко наливалось в специальный сосуд с закваской, приготовленной на основе жаренного проса и нежного копченного конского жира. Содержимое постоянно помешивали деревянной мутовкой. Кумыс бывает нескольких видов: детям и аксакалам подают сладкий кумыс, простоявший всего одну ночь, молодым и энергичным людям – зрелый, слегка пьянящий кумыс. Вкусовые качества напитка зависят от выдержки кумыса, возраста дойных кобылиц, а также качества трав пастбища. Особым пряным ароматом отличается кумыс степных кобылиц. В старину кумыс готовили всабе– специальной емкости, сшитой из конской кожи, а хранили и перевозили кумыс в кожаных сосудах – торсыках. Основные черты казахской национальной культуры сохранились до наших дней. Принято считать, что мутовка-мешалка и ее аналоги – ожау и ложка, принадлежат к чрезвычайно значимым сакральным объекта. Они отличаются повышенным семиотическим статусом в культурной традиции многих народов. У казахов, если во время прихода гостя кто-нибудь взбивал кумыс в сосуде – саба, то гость, вошедший в юрту, должен был взбить мутовкой несколько раз, и только потом пройти дальше в юрту, т.е. как бы участвовал в процессе «творения мира». Подобные параллели проливают свет на систему образования фольклора. Вместе с тем они позволяют предположительно соотнести повседневное приготовление кумыса (айрана) с высшими ценностями, причастными к сфере сакрального.
Как отмечалось выше, первое приготовление кумыса у тюрков совпадало с приходом весны – Наурыза. «Пробуждение природы, появление травы, листьев, вскрытие рек – все это в общих чертах повторяло картину первотворения. Чтобы усилить созидательные потенции природы в момент, когда актуализировалось мифическое прошлое, совершались обрядовые действия, в которых фигурировали все те же инструменты: ожау, ложка, тостаган. Начало весны кочевники определяли по первому грому. Казахи при первом весеннем громе, обмакнув ожау в молоко, обходили вокруг юрты, ударяя этим ожау по месту соединения уыков и кереге. Смысл этих действий людьми в прошлом веке уже не осознавался, но их можно рассматривать как своеобразную реплику акта сотворения мира. Таким образом, человек провозглашал свою сопричастность мирозданию, а символическимисредствами обеспечивал стабильность своего существования».
- Что бы Вы пожелали нашим читателям в этот священный день?
- В великий день празднования Наурыза люди красиво и празднично одеваются, ходят друг к другу в гости, желают счастья и благополучия в Новом году. Наши предки считали, что искренние пожелания от всей души действительно приносят удачу, успех в делах. И поэтому искренне желали друг другу добра, долгих лет жизни! Бата – благословение обычно давалось уважаемыми людьми, аксакалами. От себя хочу пожелать всем казахстанцам:
Да будет благословенна дорога, выбранная народом,
Чтобы всем везде и всегда везло.
Чтобы вернулось то добро, которое ушло.
Чтоб недостатки восполнились.
Чтобы Аллах дал Вам счастья и добра на долгие века!