Проблема мобильного жилища еще во времена коммунизма представляло собой одну из сфер науки об архитектуре. И если по отношению к городу мобильное жилище было в основном теорией, в рамках которой разрабатывались различные концепции, от реальных предложений до фантастических замыслов, то по отношению к аулу это было практикой действительности. Портал Qazaqstan Tarihy нашел проект мобильного жилища животноводов середины 1970-х годов.
Фотографии взяты из журнала «Архитектура СССР» (августа, 1975).
Необходимость создания мобильного жилища, отвечающего определенному уровню бытового комфорта, предопределялась в условиях сельскохозяйственного производства характером отгонно-пастбищного животноводства. Продолжительность сезонной работы животноводов длилось от 7 до 9 месяцев в году, в течение которых огромные отары овец кочевали с одного места на другое. За этот период происходила смена стоянок 4-6 раз.
Место стоянок на пастбищах выбиралось вблизи водоемов-речек, ручьев, родников или каналов. А в пустынных и полупустынных зонах - вблизи артезианских скважин, колодцев. На культурных пастбищах подъем воды из колодцев был механизирован: удобные и экономичные насосные установки, работающие на жидком топливе, подавали воду в лотки.
На стоянках чабаны сооружали свои временные жилища, очаги, небольшие навесы для хозяйственных нужд, загоны для скота, устанавливали насосы в колодцах. На все эти мероприятия уходило 2-3 дня.
Жилища сооружались на ровной, возвышенной площадке для удобства обзора пастбища. Число жилищ на стоянках колебалось от 1 до 10, в зависимости от численности чабанской бригады.
Для семьи чабана было характерно разделение труда между взрослыми: мужчины в основном пасли овец, а женщины занимались домашними работами (приготовление пищи, стирка, уборка, уход за детьми), кроме того, им приходилось готовить корм и воду для скота, доить скот, ухаживать за ягнятами. В связи с этим было необходимо повышать комфортность жилища и уровень культурно-бытового обслуживания семей чабанов, а также повышать уровень энерговооруженности их труда.
Проведенные исследования показывали, что перспективными типами передвижного жилища животноводов (ПЖЖ) для условий Средней Азии и Казахстана были стационарный (в виде фургона на колесах) и трансформирующийся (сборно-разборные и свертывающиеся). Выбор предпочтительного типа жилища определялся рельефом местности и наличием автодорог.
Прообразом свертывающегося жилища была юрта. Несущий каркас - стойки и ригели, ограждение - из мягкого материала.
В настоящее время широко развивалось производство синтетических материалов для свертывающихся жилищ. Их изготовляли в РСФСР, Узбекской и Казахской республиках. Использование этих материалов с применением теплоустойчивого покрытия-кошмы было возможно во всех пастбищных зонах Казахстана и Средней Азии.
Применялась также конструкция в виде пневматических арок типа «айромат» (двухслойные арочные своды с избыточным давлением 0,3-3 атм), закрепленные плоскими лентами из синтетических тканей. Покрытием служила кошма с солнцезащитным устройством из полимерных пленок. Жилище было рассчитано на любой состав семьи, при необходимости увеличивалось или уменьшалось по продольной оси зданий.
Такое жилище было легко монтировать, а при смене пастбищных стоянок можно было переносить вручную. При этом конструкции складывались в мешки или наматывались на барабаны.
К преимуществам жилища из пневматических арок относили: короткие сроки демонтажа (0,15-0,5 ч/кв. м. перекрываемой площади); легкая приспособляемость формы конструкции к рельефу местности; большое внутреннее пространство; высокая сейсмостойкость и безопасность в случае аварии; оригинальность архитектурной формы.
Воздухоопорные своды обладали наименьшим весом и стоимостью единицы перекрываемой площади, простотой изготовления, компактностью в демонтированном состоянии и легкостью транспортировки.