За небольшой период, в какие-то два-три года, от приобретения суверенитета и до момента появления собственной валюты Казахстан был вынужден преодолеть немало трудностей и препятствий. Проблемы введения национальной валюты состояли, в основном, в том, что страна не имела своей самостоятельной денежной системы, хотя республика уже была вполне самостоятельным государством. Однако в расчетах она была вынуждена использовать в основном советские и новые российские рубли.
Как известно, после распада СССР Казахстан выступал активным инициатором формирования рублевой зоны нового типа. На протяжении нескольких месяцев велись интенсивные переговоры по этому вопросу и был подписан ряд двухсторонних соглашений на уровне высшего руководства заинтересованных государств. Казахстан неоднократно получал заверения руководства России в том, что республика сможет войти в рублевую зону на равноправной основе. Это предполагало учет как текущих взаимных, так и долгосрочных интересов экономического, политического, геополитического, исторического характера. Но в ходе интенсивных двухсторонних переговоров по практической реализации этих договоренностей выдвигались все новые и новые условия, которые в итоге свелись к требованиям, граничащим с утратой республикой экономического суверенитета. В то же время массовый сброс в республику рублевой наличности старого образца, неопределенность в ее обращении на территории нескольких государств к концу октября 1993 года привели к дезорганизации денежной системы республики, к новому витку инфляции, резкому расхождению покупательной способности «казахстанского» и российского рубля. Все это крайне отрицательно сказалось на жизни населения Казахстана.
По мнению одного из бывших руководителей Национального банка РК Кадыржана Дамитова, введение национальной валюты в тех условиях было абсолютно правильным решением. Присоединиться к так называемой новой рублевой зоне на предлагаемых тогда Россией условиях было и политически, и экономически неприемлемо. Дальнейшее промедление с введением тенге привело бы к еще большим негативным экономическим последствиям. Кроме того, мог даже оказаться под вопросом политический суверенитет Казахстана.
В то же время Казахстан, как мы знаем, разрабатывал национальную валюту в непростых условиях начала 90-х годов. Масштабный спад производства, разрыв экономических связей, коллапс денежно-кредитных отношений между бывшими союзными республиками, который вверг новые независимые государства в эпоху натурального товарообмена. Проведенная в условиях спада производства и разбалансированности финансовой системы либерализация цен привела к опасной черте снабжение населения продовольствием и товарами, срыву всех основных социальных программ. И в такой весьма сложной обстановке молодые постсоветские государства одно за другим стали вводить собственные национальные валюты или временные денежные знаки, что стало симптомом начала развала рублевой зоны. Руководство Казахстана также проводило подготовительные работы по введению собственной валюты. Выход из рублевой зоны постсоветских государств ускорил обмен денег образца 1961-1992 гг. на новые, проведенный в августе 1993 года в Российской Федерации, без предупреждения этих субъектов, что явилось нанесением неожиданного удара по их слабой экономике.
К тому же, введению национальной валюты предшествовал сложный переговорный процесс между президентами Казахстана и России Н.А. Назарбаевым и Б.Н. Ельциным. Даулет Сембаев, один из соавторов первой экономической программы Президента РК, работавший в должности вице-премьера с 1991 по 1993 год, возглавлявший Национальный банк Казахстана с 1993 по 1995 год, вспоминает, что президентами РК и РФ было подписано соглашение о том, что если одно из государств будет намерено ввести собственную валюту, то оно обязано известить об этом за три месяца до ее введения. Однако в июле 1993 года Россия в нарушение этого соглашения ввела собственную национальную валюту, известив Казахстан лишь за три дня до введения. Одновременно поступило предложение России о создании рублевой зоны нового типа, основанной на российском рубле (банкноты образца 1993 года). Прошел очередной раунд встреч и переговоров, были выдвинуты новые условия и требования. В итоге Н.А. Назарбаев и Б.Н. Ельцин подписали соглашение о выделении Казахстану банкнот нового образца для параллельного хождения со старыми советскими банкнотами. Однако руководство России не выполнило своих обещаний, новые российские рубли так и не прибыли в Казахстан. Наоборот, осенью 1993 года миллиарды старых советских рублей хлынули в Казахстан, жестоко подрывая экономику. Проведение российским правительством монетаристской экономической политики, получившей название «шоковой терапии», а также дистанцирование его от экономических процессов в бывших союзных республиках оказало разрушающее воздействие на экономику Казахстана. Реальности начала 90-х годов были таковы, что производственная и финансовая системы Казахстана вплоть до ноября 1993 года, то есть до момента перехода на собственную валюту, находились в зависимости от российских экономических факторов. Либерализация цен и многократно возросшие объемы денежной массы спровоцировали нарастающую с каждым месяцем инфляцию, которая в 1993 году составляла более чем 200%, что позволяет назвать ее гиперинфляцией.
По мнению доктора экономических наук, профессора О. Сабдена, принятый в тот период курс правительств Казахстана и России в области финансовой деятельности можно было определить, как непоследовательный монетаризм с элементами административно-командного управления. Стремление безоговорочно следовать данному курсу привели к неконтролируемому росту цен и развитию инфляционных процессов, безуспешным попыткам макрорегулирования. Нерешенными остались вопросы микроэкономической и региональной политики, научно-технического прогресса, развития предпринимательства, малого и среднего бизнеса. Несмотря на смену организационных вывесок не сработал механизм разгосударствления и приватизации. Усиленно продолжалась монополизация производства бывшей партийно-хозяйственной номенклатурой.
Государство уже не могло контролировать цены и тарифы на товары и услуги. Под влиянием спроса и предложения цены на свет, тепло, уголь, нефть, ГСМ, транспорт, связь, еду складывались хаотично. В течение одного 1992 года цены подскочили во много раз. Все сбережения населения обесценились. Большая часть граждан тем самым оказалась за чертой бедности. Либерализация цен вызвала резкий рост тарифов на перевозки, цен на энергию, сырье. Падение промышленного производства за 1992 год составило более 20 процентов. Начавшаяся либерализация цен обернулась для Казахстана значительным экономическим уроном. Товары из Казахстана большими потоками перетекали на территорию России, а огромная денежная масса стремительным потоком затопила рынок Казахстана, повышая в цене потребительские товары и предметы быта.
По замыслу политологов и экономистов, этот хаос должен был решить проблему товарного дефицита. Это стало началом «шоковой терапии». Однако власти проводили эту политику слишком прямолинейно. Не было у нас институтов, которые могли бы направить реализацию программ в нужное русло. Не было коммерческих банков, собственной платежной системы, таможенной службы. Функции госорганов - размыты. Да и Казахстан оставался в рублевой зоне. Одновременно граждане и предприятия соседних государств оптом закупали у наших компаний их продукцию и скидывали к нам свою рублевую массу.
Начались сокращение производства, безработица. Так в Казахстане стартовала гиперинфляция. Чтобы избежать социального взрыва, Президент заморозил цены на хлеб и молоко на уровне, в три раза выше цен, действовавших до указа «О мерах по либерализации цен».
«Разрыв финансовых связей и взаимодействия между бывшими союзными республиками еще больше усугубил сложность экономической ситуации, что, естественно, стало отражаться на жизни простых людей. Нерешенность проблемы нехватки денежной массы в Казахстане влекла за собой задержки по выплатам заработной платы, пособий и т.д. Причиной нехватки денег было то, что эмиссией рубля в то время занимался Госбанк России и, естественно, все финансовые ресурсы выделялись только из Москвы... Чтобы выплатить заработную плату, пенсии, пособия, мы должны были покупать деньги в России, – писал Нурсултан Назарбаев в своей книге «Казахстанский путь». - До первой половины 1992 года деньги из Центрального банка России мы получали бесплатно. Но после разделения бюджетов рубль уже пришлось покупать. А так как средств на покупку денег в бюджете Казахстана не хватало, страна сразу ощутила дефицит наличности. Мы брали рубли в долг (можно сказать, в кредит), потом Россия предъявила нам задолженность в 1,5 миллиарда долларов. Через несколько лет, только при расчетах за космодром «Байконур», нам удалось списать этот долг».
Выступая на пресс-конференции с журналистами 2 ноября 1993 года, Д.Сембаев отметил, что выдвинутые Москвой принципиально новые условия вступления в единую рублевую зону «ставят крест на тех принципах», которые были заложены ранее. По его мнению,
«Казахстан вытолкнут из рублевой зоны, если она еще существует, и в настоящее время возможности для слияния финансовых систем утрачены. Вины Казахстана в том нет, т.к. политика государства нацеливалась на максимальную интеграцию экономик, на формирование экономического союза... Что касается денежного обращения в Казахстане, то ситуация здесь малоутешительная. Мы по-прежнему используем валюту несуществующего государства, а лимитируется она государством, у которого она уже не является валютой. Идет массовый сброс денег в республику, новая сильная волна ожидается со стороны Туркменистана. Военно-полевые банки войск СНГ продолжают ввозить в Казахстан валюту старого образца, хотя они финансируются Россией банкнотами образца 1993 года... Казахстан столкнулся с валютной интервенцией. Практически парализован валютный рынок».
По утверждению Д. Сембаева, правительство Казахстана понимало, что наступило время, когда каждый считает свои деньги и руководствуется своей выгодой. Поэтому Казахстану свою валюту необходимо ввести до конца 1993 года.
В создавшихся условиях обретение финансовой независимости и введение национальной валюты стали задачами первостепенной важности. По мнению Н.А. Назарбаева, «для любой страны собственная валюта – это не только экономическая категория, но и символический «отчеканенный суверенитет». По его словам, трудность была в том, что в отличие от государственного строительства, которое Казахстан вел самостоятельно, ситуация на финансовом рынке зависела не только от нас. Первоначально новые независимые государства декларировали намерение оставаться в единой валютной зоне. Подавляющее большинство предприятий осуществляло платежи в советских рублях. Резкий переход на собственную валюту мог иметь негативные последствия для всех. В то же время постсоветскую рублевую зону раздирали постоянные разногласия и противоречия. Наличных денег часто не хватало, и представители казахстанского правительства порой были вынуждены ездить в Москву, чтобы «выбивать» наличность на заработную плату и пенсии. После шоковой российской либерализации цен руководство республики не могло не предполагать, что вслед за реформой ценообразования Россия неизбежно проведет и денежную. И чтобы она не застала Казахстан врасплох, Н.А. Назарбаевым еще весной 1992 года была создана секретная комиссия по подготовке к переходу на национальную валюту, о которой знало всего семь человек, включая самого президента. Параллельно группа художников под руководством Т.Сулейменова разрабатывала дизайн банкнот и монет.
В то же время выход из рублевой зоны усиливал чувство отторжения и опасения за свое будущее у населения страны. Жители республики настороженно отнеслись к созданию национальной валюты, так как бывшие советские граждане имели ограниченный опыт обменных валютных операций. Для специалистов, задействованных в процессе создания тенге, эта работа являлась совершенно новой, что в определенных ситуациях вызывало у них чувство неуверенности в собственных силах. Эти обстоятельства влияли на формирование общественного мнения, неоднозначно реагировавшего на происходящее, и усиливали сложности решения создания казахстанской валюты.
В девяностые годы, сразу же после приобретения Казахстаном своей независимости, среди широкой общественности, в том числе среди известных отечественных ученых-экономистов появились первые публикации о необходимости собственной национальной валюты как важнейшего атрибута государства. К таким публикациям, относится и цикл статей «Новые деньги для нового государства», подготовленные известными учеными, докторами экономических наук, профессорами Н. Нурлановой и К. Кажмуратовым, опубликованные в 1992 году в республиканской газете «Панорама». Они вышли под рубрикой «Экономисты опровергают распространенный среди политиков взгляд, что введение национальной валюты - губительный для экономики процесс, и предлагают конкретный механизм ее введения». Сегодня, анализируя приведенные в тех статьях доводы о необходимости введения национальной валюты, еще раз убеждаешься в их правомерности. Около 30 лет назад эти ученые писали, что назрела тогда необходимость денежной реформы с целью создания национальной валюты и оздоровления всей экономики. Оздоровление экономики ими было рекомендовано начинать со стабилизации денежной системы и проведения активной антиинфляционной политики, поскольку нарушенное денежное обращение делало нецелесообразными прочие меры в этом направлении.
В унисон вышеуказанным доводам научной общественности и в целях обеспечения постепенного перехода к собственной валюте, президентом страны Н.А. Назарбаевым на республиканском совещании по вопросам введения национальной валюты 9 ноября 1993 года был выдвинут для осуществления ряд радикальных мер. Прежде всего они были связаны с наведением порядка в обращении наличных денег, действовавших тогда в республике.
«В этот сложный период мы обязаны объединить усилия и скоординировать действия Правительства, Национального банка и всей системы органов исполнительной власти, не допустить сбоев в организационном плане. Я призываю всех вас проникнуться пониманием чрезвычайной ответственности за успешное проведение этой акции, усвоить, что мы не можем позволить себе никаких оплошностей и ошибок, так как такие события происходят только один раз в истории государства. Все наши усилия должны быть направлены на то, чтобы обеспечить устойчивое функционирование национальной валюты И, самое главное, наша прямая обязанность построить всю работу таким образом, чтобы не было никаких трудностей для населения, избежать любых проявлений недовольства граждан», - указал Н.А. Назарбаев на данном совещании.
Председателем Государственной комиссии по введению национальной валюты был назначен Премьер-министр РК Сергей Терещенко. В состав комиссии входили Е.М. Асанбаев – Вице-президент РК, Д.Х. Сембаев – первый заместитель Премьер-министра РК, Г.Б. Байназаров – председатель Национального банка РК, Е.Ж. Дербисов – министр финансов РК, Б.И. Изтлеуов – министр экономики РК, С. Такежанов – председатель комитета Верховного Совета РК.
Разработкой документации по введению валюты занялась специальная рабочая группа во главе с Даулетом Сембаевым. Для создания эскизов банкнот был образован авторский коллектив, в который вошли Мендыбай Алин, Досбол Касымов, Агимсалы Дузельханов, Тимур Сулейменов и Хайрулла Габжалилов. На тот момент Казахстан оставался в зоне притяжения рубля, и рабочая группа, возглавляемая Даулетом Сембаевым, рассматривала оба сценария развития финансовой системы - как при сохранении рублевой зоны, так и при введении собственной национальной валюты. И надо было принимать непростые решения не только по валюте, но и по выбору модели построения всей банковской системы, по системе управления активами Национального банка.
У членов комиссии был большой спор по поводу названия денег. Предлагалось назвать их «сом», «акша» или «тенге». Остановились на «тенге», которое было взято из истории средневековья, вспоминает Н.А. Назарбаев, когда на территории кыпчакских степей обращались монеты, называвшиеся «таньга». Но помимо дизайна и названия валюты, у комиссии была другая проблема. Тогда республика не имела собственной банкнотной фабрики, так как все завозилось из Москвы. После консультаций со специалистами было решено разместить этот весьма специфический заказ в английских компаниях «Харрисон и сыновья» и «Томас де ля Ру», имеющие большой опыт в данной сфере. Казахстанцев устраивало качество банкнот, финансовая сторона контракта и конфиденциальность. Время показало, что комиссия не ошиблась. По мере изготовления заказанного тиража банкноты тайно доставлялись в республику.
Комиссии пришлось преодолеть и другие проблемы технического характера, особенно по монетам, с чеканкой которых с самого начала возникли трудности. Создаваемый монетный двор просто физически не успевал отчеканить необходимый объем монет к намеченному сроку. В связи с чем рабочей группой было принято решение в качестве промежуточной меры отпечатать бумажные тиыны, а уже потом, по мере готовности монетного двора, запустить в обращение полноценные монеты.
По рассказам С.А. Терещенко, комиссия работала весь ноябрь 1993 года, ежедневно обсуждая многочисленные вопросы. Среди них: о ходе ускоренной подготовки и введения национальной валюты, возможности одновременного введения ее в Казахстане и Узбекистане, о масштабе изменения цен на основные потребительские товары и тарифы, о нормативных документах, об опыте и результатах введения национальной валюты в Туркменистане и т.д. Работа комиссии проходила в условиях строжайшей тайны. Она успешно справилась с возложенной на нее миссией.
15 ноября 1993 года тенге вошли в обращение. Этот день стал Днем национальной валюты. Введение национальной валюты обернулось благом для Казахстана. Он обрел экономическую независимость, окончательно закрепившую государственный суверенитет. Это позволило перейти к самостоятельной макроэкономической политике, чуть позже – стабилизировать экономику, чтобы затем, обеспечить ее поступательное развитие. Сегодня тенге в мировой финансовой системе имеет большой авторитет.
Накануне введения тенге Президент Нурсултан Назарбаев обратился к гражданам страны с разъяснением о необходимости введения национальной валюты. Обмен советских рублей на тенге был начат в 8.00 часов 15 ноября 1993 года и успешно закончен в 20.00 часов 20 ноября 1993 года.
Введение национальной валюты привело к появлению принципиально новых задач. Одной из них было усиление платежной функции тенге и повышение доверия к национальной валюте. Среди принятых мер в данном направлении были: перевод на оплату в тенге экспортных и импортных пошлин, таможенных платежей, запрет розничной торговли за иностранную валюту и бартерных операций юридическими лицами – резидентами Республики Казахстан. Таким образом, в процессе введения собственной национальной валюты Казахстану пришлось преодолеть немало серьезных проблем и трудностей, в том числе разрабатывать и принять целый комплекс мер в области денежно-кредитной, налоговой, бюджетной, таможенной и внешнеторговой политиках в предельно сжатые сроки. В конечном итоге тенге, как национальная валюта, сыграл свою роль в истории нашей страны. Тенге также вписал собственную страницу и в мировую историю, вернее, в историю мировых денег. С введением тенге начался отсчет существования независимой финансовой системы страны, стали претворяться в жизнь действенные меры по стабилизации макроэкономических показателей, которые стали основополагающими для начала экономической стабилизации, заложенной в ноябре 1993 года. Введение собственной национальной валюты РК заложило основу ее экономической самостоятельности.
Т.М. АМИНОВ,
старший научный сотрудник Института истории государства МНВО, к.и.н., доцент
Список использованной литературы:
2. Вербинин А. Чем грозило Казахстану промедление с введением тенге – интервью с экс-главой Нацбанка РК с К.Дамитовым». Казправда за 14 ноября 2021 года.
3. Донских А. 20 лет Национальному банку. Интервью с заместителем председателя Национального Банка РК Б.Таджияковым // Казахстанская правда, 13 апреля 2013 г.
4. Из воспоминаний Назарбаева Н.А. «О введении национальной валюты» //Архив Президента РК. Из истории национальной валюты 1991-1994 гг. Сборник документов и материалов. С. 111-112.
4. Костина Т. Статья «Первый вице-премьер считает, что Казахстан вытолкнут из рублевой зоны». Казахстанская правда. – 1993. – 2 ноября. - № 231. С. 1
5. Назарбаев Н.А. Выступление на республиканском совещании по вопросам введения национальной валюты. Алматы, 9 ноября 1993 г. // Архив Президента РК. Ф.5Н. Оп. 1 Д. 1819. Л.1-10.
6. Назарбаев Н.А. Казахстанский путь. Караганда, 2006. 372 с.
8. Нурланова Н.К. О необходимости национальной валюты глазами экономистов на заре независимости Казахстана, //Экономика: Материалы круглого стола: Глобальные дисбалансы и реформирование мировой валютно-финансовой системы», приуроченного к 20-летнему юбилею национальной валюты Казахстана. С. 28.
9. Сабден О. Экономика: Избранные труды. – Алматы: ИЭ КН МОН РК, 2011. 336 с.
11. Терещенко С.А. Слово к читателю. //Архив Президента РК. Из истории национальной валюты 1991-1994 гг. Сборник документов и материалов. С. 3-4.
12. Указ Президента РК №1395 «О государственной комиссии Республики Казахстан по введению национальной валюты» от 3 ноября 1993 года. // Архив Президента РК. Из истории национальной валюты 1991-1994 гг. Сборник документов и материалов. С. 66.
13. Чиликова Е.В. Предисловие. // Архив Президента РК. Из истории национальной валюты 1991-1994 гг. Сборник документов и материалов. С. 5.